Модели и концепции креативности в организации социальной работы

В предыдущем разделе мы уже отмечали, что креативное качество характеризует свойство любого человека. Тем не менее, в специальной литературе выделяются два вида понятий креативности, используемые в различных областях знания: «профессиональная креативность» и «бизнес-креативность» [21, с. 136-137]. Выделение видов креативности не противоречит ее сущности. Коротко скажем о них:

1. Профессиональная креативность, как явление универсальное, в полной мере характеризует также деятельность работника социальной сферы и социальной работы. Она предполагает: 1) умение ставить и творчески решать профессиональные задачи; 2) умение прогнозировать не только ситуацию, но и результаты; 3) новые методы организации труда и управления качеством трудовой деятельности.

2. Бизнес–креативность вполне может быть подходящей и в социальной работе, поскольку по новому закону «Об основах социального обслуживания граждан РФ» (2013г.) предполагается использовать институт бизнеса в системе социального обслуживания, создавая конкуренцию государственной системе. Опять же, данный вид креативности связывается со способностью специалиста ставить и решать новые идеи для достижения высокого уровня качества услуг.

Развитие креативного потенциала сотрудников в том и в другом виде креативности требует управление творческим процессом. Специалисты отмечают, что неуправляемая креативность сотрудников может нанести вред организации и пользователям социальных услуг. Любое нововведение потенциально способно нарушить нормальное функционирование организационной структуры, если отсутствует управленческое решение.

В социальной работе креативный процесс предусматривает создание новых идей, способов и технологий работы с различными социальными объектами. Например, в задачу специалиста социальной работы входит не только решение неотложных повседневных проблем клиента, но и мобилизация его ресурсов для решения трудной жизненной ситуации. Условием эффективности и качества услуг является осознание клиентом своих возможностей. Поэтому задача специалиста – создать условия для самопознания клиентом своих ресурсов. Такой творческий подход обеспечивает более рационально и творчески построить жизненные стратегии человека–нуждающегося.

В этой связи возникает необходимость более подробно остановится на характеристике процесса самопознания. Что есть самопознание клиента?

В специальной литературе дается следующее разъяснение. Самопознание - особый познавательный процесс, объектом которого является сам субъект. Этот процесс включается в общий процесс творческого саморазвития личности. Он необходим для решения имеющихся у клиента социальных проблем. Личностная рефлексия способствует самоанализу, ориентируясь на собственное социальное окружение. В самопознавательном процессе формируется самооценка клиента на основе анализа своих реальных потребностей, которые с помо­щью социального работника соотносятся с определенными эта­лонами и требованиями социума. Объективная самооценка способствует формированию уве­ренности в себе, что в итоге проявляется в характере взаимодействия субъектов – пользователя услуг и социального работника. Как видно, адекватная самооценка становится решающим фактором активности пользователя услуг [21, с. 139].

В процессе взаимодействия социального работника и клиента следует создавать ситуацию творчества, добиваться от клиента в равной мере творческих действий, предложить новые формы общения, налаживать новые связи и отношения. В результате создается ситуация совместного поиска, совместного обнаружение и оценка проблемы, выбора пути, определения целей и прогнозирования результатов поиска.

Результатом совместного творческого подхода к проблемам клиента становится изменение его социальной среды, обостренное чувство самопознания и самоценности, повышение личностного потенциала и активности самопомощи. Специалисты доказывают, что самопознание носит индивидуальный характер и оно протекает по особому сценарию. Решающим фактором становится креативная деятельность специалиста. В качестве примера часто приводят феномен одиночества, что типично для пожилых людей. Как отмечает Л.И. Кононова, проблема одиночества в каждом конкретном случае решается такими формами, методами и средствами, которые формируются исходя из индивидуальности одинокого человека. [10, с. 4-7].

Типологизация потребителя услуг и индивидуализация проблемной ситуации становится решающим условием эффективного достижения цели. Новое качество социальных услуг можно достичь также методом создания инновационной системы из существующих элементов деятельности. Такое нововведение может сложиться, например, комбинируя различные методы: консультации, посредничества, технологии профилактики и т.д.

Пространство достижения высокого уровня качества услуг методом нововведения весьма широко. Магистры социальной работы должны помнить, что в его основе всегда находится изучение опыта и жизненного пути конкретного человека или группы. При этом все субъекты практики: и пользователь услуги, и специалист социальной организации, и сама организация выступают соавторами нововведений. Своим широким участием в создании оригинальных идей субъекты социальных услуг достигают креативных результатов, признаваемых всем обществом.

Эти процессы нуждаются в управлении, чему посвящен следующий раздел.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте понятие креативности как личностное качество.

2. Что понимается под понятием «дивергентное мышление» (по Дж. Гилфорду)?

3. Каковы основные элементы креативной личности?

4. Обоснуйте содержания философской, социологической и психологической концепций креативности личности

5. Каковы основные креативные качества социального работника?

6. Раскройте роль и значение креативности личности в социальной организации.

7. Дайте характеристику основных видов креативности.

8. Что означает процесс самопознания?

9. Раскройте значение качества креативности в процессе нововведения и повышения качества услуг


Наши рекомендации