Понятие креативности личности
В рамках предыдущей темы мы раскрыли понятия «творчество», «творческая способность» – категории, необходимые для достижения высокой эффективности труда в любом виде деятельности. Далее мы рассмотрим категорию «креативности». Категории «творчество» и «креативность» – понятия смежные. Их объединяет единая цель – достижение инновационных преобразований и должного уровня качества труда. Надо суметь их развести.
Категория «креативность» из англоязычной литературы вошло в отечественную литературу – философскую и социально-психологическую, и используется во многих областях научного и прикладного знания.
Креативность есть личностное качество. Оно означает умение создавать новое решение или ставит новые задачи. Если творческая способность есть результат умственного развития, (это мы уже отмечали), то креативность есть результат развития мышления, результат мыслительной деятельности. Креативность тоже показатель творческой способности, но жестко не связана с интеллектом. Креативность означает подвижность ума, проницаемость в понимании явления, предметов. Творчество и креативность находятся примерно в таком соотношении как талант и гений. Талант есть высшая степень одаренности. Гений, гениальность есть не просто высшая степень одаренности, она связана с созданием качественно новых теорий, открытием неизвестных путей творчества. Однако и талантливая личность, и гениальная личность не есть особый тип личности. Как отмечено, эти качества присущи каждой личности.
Разработка креативности мышления принадлежит английскому психологу Дж. Гилфорду. Он ввел понятие «дивергентное мышление», что означает умение обнаружить расхождения мысли (дивергенция – расхождение). Личность с таким типом мышления способна находить множество вариантов решения проблемы в рамках заданных условий и целей. Считается, что дивергентное мышление обладает следующими свойствами: оригинальность, т.е. способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов; беглость мысли, т.е. количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли, т.е. способность переключаться с одной темы на другую; любознательность, т.е. чувствительность к проблемам; способность к разработке гипотезы; фантастичность, т.е. полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи с ней.
Исходя из перечисленных свойств, специалисты выстраивают основные элементы креативности личности. К ним относятся:
- умение творчески мыслить, умение определить, приведут ли предлагаемые решения к качественному изменению существующего положения, готовность работника в осуществлении идеи;
- внутренняя мотивация, когда на первом плане заинтересованность к проблеме, на втором – внешние стимулы, материальные и прочие;
- профессиональные компетенции: знание, умение и методические навыки, которыми обладает работник.
С точки зрения философии, креативность личности означает готовность к изменениям, отход от стереотипов, поиск оригинальных решений в ситуации неопределенности. Источником креативности личности является ее внутренний ресурс, представляет собой творческий процесс самоопределении в обществе, трудовом коллективе.
В социологии понятие креативности одинаково применяется и в отношении общества в целом, и отдельной личности. И в том, и в другом случаях креативность рассматривается как способность к выдвижению новых идей, ведущих к качественным изменениям, к эффективности деятельности. Исходя из этого креативность личности становится важнейшим фактором и общественным ресурсом. Поэтому в науке и практике доказано, что общественный прогресс обеспечивается деятельностью творческих личностей. В более обобщенном виде социология оценивает креативность как способность создавать новые методы и технологии, принципиально меняющие существующие взгляды на ситуации в обществе.
С точки зрения психологии, креативность есть универсальная характеристика и показатель общепсихического здоровья личности. В то же время креативность не оценивается как уникальная черта отдельных индивидуумов, если даже они выдающиеся. Креативность есть состояние каждой психически здоровой личности, часть общего генетического наследия.
Итак, изучая категорию креативности, следует помнить два важных принципа: 1) креативность есть всеобщее достояние человека; 2) она проявляется в различной степени и в разных сферах: научные открытия, производственно-бытовые нововведения, инновационные формы социального обслуживания и т.д.
Далее мы рассмотрим креативные качества социального работника.
Проводником высокого качества социальных услуг может быть лишь специалист, способный к нововведениям. В социальной работе креативность связывают также с особым типом мышления. В научной литературе выделяются следующие типы креативного мышления: интуитивный, новаторский, образный, воодушевляющий [11]
1. Интуитивное мышление – это концентрация мысли на результатах, опора на предыдущий опыт при проведении профессиональной деятельности;
2. Новаторское мышление – это концентрация на решении проблем, систематичность и опора на факты;
3. Образное мышление – это способность мысленно представлять благоприятные возможности, получение удовольствия от намеченного, нестандартное мышление;
4. Воодушевляющее мышление – это концентрация на социальных переменах и самоотдаче.
Наиболее характерным для социальных работников, как считают специалисты, является воодушевляющее мышление, что означает посвятить себя своему профессиональному долгу сполна, считать помощь людям в трудной жизненной ситуации своим долгом.
Инновационный успех в социальной работе, при этом, связывается с системой личностных качеств специалиста. Не будет лишним еще раз их вспомнить: гуманистический потенциал, интуиция, эмоциональная устойчивость, эмпатия, установка на работу с другими, коммуникабельность, способность длительное время заниматься решением одной проблемы.
Суммарно эти качества воздействуют на формирование креативности работника. Следует заметить, что они обусловлены профессиональным обучением или накопленным опытом деятельности. В современном мире, в России в том числе, профессиональное обучение кадров социальной работы направлено на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, способные воздействовать на общественное развитие, формируя креативность качества и интеллектуальный уровень.
Отдельные специалисты креативность рассматривают и как эффективное средство творческой самореализации в труде, учении, самообразовании. Для достижения заметных результатов в процессе самореализации необходимо: быть готовым отступать от общепринятой практики; изобретать новые подходы; иметь твердые убеждения и быть готовым пойти на риск; применять новые методы или значительно расширять имеющиеся границы; с готовностью браться за сложные проекты; упорно искать путь к совершенству и тщательно исследовать неизвестное для достижения своих целей; постоянно искать альтернативу; быть готовым пробовать любые методы; обладать правильной самооценкой, настойчивостью и любознательностью; преодолевать сопротивление окружающих; работать, находясь в необыкновенно трудных условиях [21, с. 141].
К креативным качествам социальных работников специалисты относят:
эмоционально-образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях, образность, ассоциативность;
инициативно-деятельностные качества: инициативность, изобретательность, смекалка, своеобразность, неординарность, нестандартность, обладание раскованностью мыслей, чувств и движений;
качества абстрактного мышления: проницательность, преодоление стереотипов;
способность к генерации идей, проводить их в жизнь как индивидуально, так и в коммуникации с людьми;
способность к структурированию и прогнозированию научных объектов: умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту, определять его потребности и характерные особенности;
способность к системно-логическому мышлению: прогностичность, предсказательность, формулирование теорий и методов проведения перемен;
независимость, склонность к риску в нестандартных условиях.
Особое значение имеет формирование креативной исследовательской деятельности. Магистр социальной работы должен обладать следующими умениями:
- анализировать ситуации, определить главное, существенное;
- формулировать основные цели деятельности;
- предусмотреть альтернативные способы решения проблемной ситуации.
Подводя итоги рассмотренной проблемы креативности личности специалиста в системе социальных услуг, следует подчеркнуть, что креативные качества специалиста, как вытекает из приведенного материала, формируется в процессе обучения и профессионального роста. Качество и эффективность социальных услуг в организационно-управленческом и технологическом аспектах прямо пропорциональны креативности как личностного качества.