Расчетные значения артериального давления (АД расч.)
Возраст | Систолическое давление (СД) | Диастолическое давление (ДД) |
15 – 20 лет | 100 – 120 | 70 – 80 |
21 – 40 лет | 120 – 130 | 70 – 80 |
41 – 60 лет | 130 – 140 | 80 – 90 |
Если АД факт. выше АД расч. (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.) это свидетельствует о гипертоническом состоянии – повышенное АД. Если АД факт. ниже АД расч. (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.) это свидетельствует о гипотоническом состоянии – пониженное АД.
Задание 6. Расчет коэффициента выносливости Кваса.
Коэффициент высчитывается по формуле Кваса (КВ) и представляет собой интегральную величину, объединяющую частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое давление (СД) и диастолическое давление (ДД):
КВ =10⋅(ЧСС / (СД-ДД)). (2)
В норме коэффициент выносливости равен 16. Превышение этого значения указывает на ослабление деятельности сердечнососудистой системы, уменьшение – на ее усиление.
Задание 7. Оценка адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения (по Р.М. Баевскому с соавт., 1987).
Для оценки АП используется одна из наиболее простых формул, обеспечивающих точность распознавания более 70 % (по сравнению с экспертными оценками), которая основана на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования – измерения частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела. Первичные значения подставить в формулу:
АП = 0,001 х (ЧСС) + 0,014 х (СД) + 0,008 х (ДД) + 0,014 х (В) +
+ 0,009 х (М) – 0,009 х (Р) – 0,273, (3)
где АП – адаптационный потенциал; ЧСС – частота сердечных сокращений, уд. / м; В – возраст в годах; СД и ДД систолическое и диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.; ЧСС – частота сердечных сокращений, уд. / мин; М – масса тела, кг; Р – рост испытуемого, см.
Отнесение студентов к тому или иному классу функциональных состояний может быть выполнено на основе шкалы (табл. 7).
Таблица 7
Шкала определения адаптационного потенциала
Пороговые значения ФС, баллы | Адаптационный потенциал |
Менее 2,59 | Удовлетворительная адаптация |
2,60 – 3,09 | Напряжение механизмов адаптации |
3,10 – 3,59 | Неудовлетворительная адаптация |
Более 3,60 | Срыв адаптации |
Более 3,60 |
Задание 8. Индекс физической активности.
Для общей оценки физического состояния рекомендуется определить индекс физической активности. Он выражается в баллах и позволяет выявить категорию годности испытуемого к занятиям физическими упражнениями (табл.8).
Таблица 8
Шкала оценок индекса физической деятельности Характеристика
Характеристика | Балл | Деятельность |
Интенсивность | Большие нагрузки | |
Перемежающиеся тяжелые нагрузки | ||
Умеренно тяжелые нагрузки | ||
Умеренные нагрузки | ||
Легкие нагрузки | ||
Продолжительность | Свыше 30 минут | |
От 20 до 30 минут | ||
От 10 до 20 минут | ||
Менее 10 минут | ||
Частота | Ежедневно | |
От 3 до 5 раз в неделю | ||
От 1 до 2 раз в неделю | ||
1 раз в месяц | ||
Менее, чем 1 раз в месяц |
Так, по интенсивности в 5 баллов оцениваются большие нагрузки, сопровождающиеся постоянно учащенным дыханием и потоотделением. В 4 балла – перемежающиеся тяжелые нагрузки (как при игре в теннис). В 3 балла – умеренно тяжелые нагрузки (как при езде на велосипеде). В 2 балла – умеренная нагрузка (игра в волейбол). В 1 балл – легкая нагрузка (как при пешей прогулке).
Оценка продолжительности физических нагрузок следующая: 4 балла – если длительность нагрузки более 30-ти минут, 3 балла – от 20-ти до 30-ти минут, 2 балла – от 10-ти до 20-ти минут, 1 балл – менее 10-ти минут. Частота физических нагрузок оценивается так: 5 баллов – если нагрузка ежедневная или почти ежедневная, 4 балла – при нагрузке от 3-х до 5-ти раз в неделю, 3 балла – от 1-го до 2-х раз в неделю, 2 балла – несколько раз в месяц, 1 балл – менее одного раза в месяц.
Показатель физической активности определяется произведением величин баллов интенсивности продолжительности и частоты физической нагрузки. Данные для оценки приведены в табл. 9.
Таблица 9
Показатель физической активности и категории
Физической пригодности
Показатель | Образ жизни | Категория годности |
Очень активный | Высшая | |
От 60 до 80 | Активный и здоровый | Высшая |
От 40 до 60 | Приемлемый | Средняя |
От 20 до 40 | Недостаточно активный | Низшая |
Ниже 20 | Сидячий | Низшая |
Таблица 10
Сводная таблица данных
№ задания | Результат | Комментарий / вывод |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вайнер, Э.Н. Валеология : учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. –
М. : Флинта, 2011. – 448 с.
2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2010. – 366 с.
3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – М. : Советский спорт, 2011. – 348 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта /
Ж.К. Холодов. – 10-е изд. – М., 2012. – 480 с.
5. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов В.С. Кузнецов:. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.