Оценка функционального состояния обучающихся

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»

Омск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Расчет индивидуальных показателей 5

Библиографический список 11

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека – это сложная категория, представляющая собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условий и образа жизни), включающая в себя физический, духовный и социальный компоненты.

Состояние здоровья и физическое развитие, функциональная подготовленность человека находятся в прямой зависимости. Систематически занимаясь физической культурой, повышая свои функциональные возможности, человек напрямую повышает потенциал своего здоровья. И, напротив, – низкая двигательная активность резко снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, что не может не отражаться на здоровье человека.

Целью контрольной работы является формирование навыков использования методик оценки функциональной подготовленности, умений на основе анализа функциональных показателей формулировать рекомендации по снижению факторов риска здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни.

Работа выполняется индивидуально.

Оформление работы (титульный лист, содержание) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным контрольным работам (прил. 1).

Порядок выполнения.

1. Для выполнения расчетов функциональных показателей необходимо использовать антропометрические данные, полученные при выполнении контрольной работы № 1. Для этого они переносятся в (табл. 1).

2. На основе знания своих антропометрических показателей по приведенным в заданиях формулам осуществить расчет определенных индексов и вписать их в сводную таблицу (табл. 10), в которой также необходимо по каждому показателю дать краткий комментарий / вывод.

3.На основе анализа полученных результатов необходимо сформулировать заключение, в котором дать описание факторов, негативно влияющих на Ваше здоровье. В данном разделе следует дать развернутый анализ факторов риска, основываясь на знании валеологических основ здоровья и здорового образа жизни (см. например, Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2010. – 366 с.).

4. Работу должны завершать подробные рекомендации, направленные на уменьшение факторов риска здоровью и учитывающие всех составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, режим дня и др.).

В случае если все показатели в норме и нет отклонений, необходимо сформулировать рекомендации по поддержанию и сохранению достигнутого уровня функционального развития и здоровья, также опираясь на учет составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, режим дня и т.п.).

РАСЧЕТ ИНДИВИДУЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Таблица 1 Результаты антропометрических измерений

Показатели Результат
Масса тела (кг)  
Рост (стоя, см)  

Функциональная подготовленность– характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), время задержки дыхания.

Функциональное состояние – комплекс показателей, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о допустимых параметрах физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.

Оценка функций дыхания.Для оценки состояния дыхательной системы и в целях самоконтроля используются функциональные пробы с задержкой дыхания.

Задание 1. Проба Генча.

Проба Генча основана на произвольной задержке дыхания на выдохе, проводится в положении сидя.

Проба выполняется следующим образом. Предварительно выполняются глубокие: вдох, выдох, вдох. Затем следует спокойный выдох и задержка дыхания с зажатым пальцами носом. Оценка по табл. 2.

Таблица 2

Оценка пробы Генча

Результат (с) Оценка Группа тестируемых
25 – 30 норма Здоровые нетренированные люди
40 – 60 и более норма Спортсмены

Если время задержки дыхания на выдохе меньше 25 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.

Между пробой Генча (задание 1) и пробой Штанге (задание 2) необходим отдых не менее 5 минут.

Задание 2. Проба Штанге.

Проба Штанге осуществляется с задержкой дыхания на вдохе и проводится следующим образом. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех вдохов-выдохов на 3/4 глубины полного вдоха. Тестируемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Оценка − по табл. 3.

Таблица 3

Оценка пробы Штанге

Результат (с) Оценка Группа тестируемых
45 – 55 норма Здоровые нетренированные люди
60 – 90 и более норма Спортсмены

Если время задержки дыхания на вдохе меньше 45 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.

Оценка функций сердечнососудистой системы.Для характеристики сердечнососудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности. Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Наиболее доступными средствами оценки функционального состояния является контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД).

Частота сердечных сокращений – ЧСС (пульс) у взрослого нетренированного человека в покое колеблется в пределах от 60 до 89 уд. / мин. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд. / мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7 – 10 уд. / мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей ЧСС значительно больше, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных необходимо измерять пульс в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя).

Задание 3. Ортостатическая проба.

Ортостатическая проба позволяет оценить деятельность сердечнососудистой системы. Утром, проснувшись, спокойно полежать 2 – 3 минуты, затем измерить частоту сердечных сокращений и встать. Через 1 – 2 минуты вновь измерить пульс, теперь в положении стоя. У хорошо тренированного человека разница колеблется в пределах 6 – 8 ударов в минуту. Чем выше разница, тем ниже тренированность. Если разница достигает 20 ударов в минуту и более, необходимо обратиться к врачу. По результатам проведения пробы необходимо заполнить протокол и сделать заключение об уровне работоспособности (табл. 4).

Таблица 4

Физической пригодности

Показатель Образ жизни Категория годности
Очень активный Высшая
От 60 до 80 Активный и здоровый Высшая
От 40 до 60 Приемлемый Средняя
От 20 до 40 Недостаточно активный Низшая
Ниже 20 Сидячий Низшая

Таблица 10

Сводная таблица данных

№ задания Результат Комментарий / вывод
   
   
   
   
   
   
   
   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вайнер, Э.Н. Валеология : учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. –

М. : Флинта, 2011. – 448 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2010. – 366 с.

3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – М. : Советский спорт, 2011. – 348 с.

4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта /

Ж.К. Холодов. – 10-е изд. – М., 2012. – 480 с.

5. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов В.С. Кузнецов:. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»

Омск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Расчет индивидуальных показателей 5

Библиографический список 11

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека – это сложная категория, представляющая собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условий и образа жизни), включающая в себя физический, духовный и социальный компоненты.

Состояние здоровья и физическое развитие, функциональная подготовленность человека находятся в прямой зависимости. Систематически занимаясь физической культурой, повышая свои функциональные возможности, человек напрямую повышает потенциал своего здоровья. И, напротив, – низкая двигательная активность резко снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, что не может не отражаться на здоровье человека.

Целью контрольной работы является формирование навыков использования методик оценки функциональной подготовленности, умений на основе анализа функциональных показателей формулировать рекомендации по снижению факторов риска здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни.

Работа выполняется индивидуально.

Оформление работы (титульный лист, содержание) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным контрольным работам (прил. 1).

Порядок выполнения.

1. Для выполнения расчетов функциональных показателей необходимо использовать антропометрические данные, полученные при выполнении контрольной работы № 1. Для этого они переносятся в (табл. 1).

2. На основе знания своих антропометрических показателей по приведенным в заданиях формулам осуществить расчет определенных индексов и вписать их в сводную таблицу (табл. 10), в которой также необходимо по каждому показателю дать краткий комментарий / вывод.

3.На основе анализа полученных результатов необходимо сформулировать заключение, в котором дать описание факторов, негативно влияющих на Ваше здоровье. В данном разделе следует дать развернутый анализ факторов риска, основываясь на знании валеологических основ здоровья и здорового образа жизни (см. например, Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2010. – 366 с.).

4. Работу должны завершать подробные рекомендации, направленные на уменьшение факторов риска здоровью и учитывающие всех составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, режим дня и др.).

В случае если все показатели в норме и нет отклонений, необходимо сформулировать рекомендации по поддержанию и сохранению достигнутого уровня функционального развития и здоровья, также опираясь на учет составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, режим дня и т.п.).


Наши рекомендации