Элементы погруженного объема судна при посадке его прямо, но с дифферентом
Наличие дифферента заметно влияет на характеристики отдельных элементов погруженного объема корпуса судна. Определение их при наличии дифферента по кривым элементам теоретического чертежа исключено, так как приведет к большим погрешностям. Такие характеристики, как величина погруженного объема и координаты ЦВ судна в случае посадки с дифферентом требуют своих способов расчетов.
3.5.1. Масштаб Бонжана. Для определения водоизмещения и абсциссы хс судна с дифферентом используется масштаб Бонжана (рис.24), представляющий собой совокупность интегральных кривых погруженных площадей шпангоутов (рис.17). Кривые ωi(d) строятся при следах соответствующих шпангоутов на чертеже диаметрального сечения корпуса судна. Для удобства пользования масштаб чертежа по высоте берется в несколько раз крупнее, чем по длине, а масштаб абсцисс кривых ωi(d) принимают соответствующим точности расчета площади ω. При использовании масштаба Бонжана вычерчивают на нем след наклонной ватерлинии по известным осадкам dн и dк, и отмечают точки ее пересечения с перпендикулярами, соответствующим положению шпангоутов. Площади шпангоутов ωi снимаются по горизонтали и представляют собой расстояния от ватерлинии до соответствующей интегральной кривой.
Полученные величины подставляют в расчетные формулы, полученные по правилам приближенного интегрирования (правило трапеций):
V = ω dx @ dL [ω 0 + ω1 + ω2 + … + ωn – 1/2(ω 0 + ωn)];
,
где dL = L / 20 - длина теоретической шпации; ki - множители отстояния шпангоутов от плоскости миделя в теоретических шпациях. Расчет рекомендуется выполнять в табличной форме (табл. 2).
Номера теоретических шпангоутов | Множители плеч, ki | Погруженные площади шпангоутов, ωi (м2) | ki ωi (м2) |
I | II | III | IV |
… … | … - 1 … - 8 - 9 -10 | ||
Сумма S/ | |||
Поправка ε | |||
Исправленная сумма S=S¢ - ε | |||
dL = L / 20, м | V = dL S·III + dV, м3 | Хс = (dL SIV + dМ) /(SIII +dV), м |
Таблица 2.
Масштаб Бонжана строится, как правило, по данным теоретического чертежа и не учитывает объемы выступающих частей (рули, винты, кронштейны, гребные валы, толщина обшивки корпуса и др.). Следовательно, для определения действительных значений V и xс в расчетные результаты следует ввести поправки на объем выступающих частей dV и их моментов относительно плоскости мидель-шпангоута dМ.
При пользовании масштабом Бонжана не следует допускать две возможные ошибки. Во-первых, в связи с различием линейных масштабов чертежа по длине и высоте нельзя наносить след ватерлинии непосредственно по заданной величине угла дифферента. Во-вторых, изменение абсцисс кривых ωi(d) недопустимо производить по точкам пересечения следа ватерлинии с самими кривыми. Их следует отсчитывать от пересечения следа ватерлинии со следом соответствующих шпангоутов.
Рис.24. Масштаб Бонжана
3.5.2. Дифферентные диаграммы.Для судовых условий выполнение расчетов по определению элементов погруженного объема судна с помощью масштаба Бонжана требует сравнительно много времени. С достаточной для практики точностью эти элементы могут быть непосредственно определены при помощи специальных диаграмм, получивших название дифферентных (рис. 25). Широкое распространение получили диаграммы Г.А.Фирсова (рис.25, а), Петерсена, КТИРПиХ (рис.25,б) и диаграмма посадок (рис.25, в).
На диаграмме Г.А.Фирсова в прямоугольной системе кординат представлены зависимости между водоизмещением судна, абсциссами ЦВ и отвечающими им осадками носом и кормой. Цифры, стоящие на кривых, показывают, к каким значениям водоизмещения и абсциссы ЦВ относится данная кривая.
Отличаются друг от друга эти диаграммы только формой представления элементов погруженного объема и позволяют определить массу судна Δ и абсциссы ЦТ (ЦВ) xc » xg.
Основное достоинство дифферентных диаграмм в том, что они позволяют непосредственно определить элементы погруженного объема судна по известным параметрам посадки.
Рис.25. Дифферентные диаграммы
Глава 4
Плавучесть судна
Условие плавучести судна
Плавучестью называется способность судна плавать в состоянии равновесия в заданном положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке.
На судно, плавающее без хода на спокойной воде, действуют две категории сил: силы тяжести и силы избыточных гидростатических давлений (рис.26). Силы тяжести представляют собой силы тяжести корпуса, механизмов, систем и устройств, запасов, экипажа и др. Силы тяжести приводятся к одной равнодействующей - силе тяжести судна Р, которая направлена вертикально вниз и приложена в центре тяжести судна(ЦТ) - в точке G с координатами xg , yg , zg .
Рис. 26. К составлению уравнений равновесия плавающего судна
Силы избыточных гидростатических давлений, действующие на поверхность погруженной части корпуса судна, также приводятся к одной равнодействующей – гидростатической силе поддержания (силе плавучести).
Сила плавучести направлена вертикально вверх и приложена в центре величины судна (ЦВ) - в точке С с координатами xс, yс, zс. Центр величины представляет собой геометрический центр подводного объема судна V и его положение зависит от формы корпуса судна и его посадки.
Условия равновесия плавающего судна:
1.Сила тяжести (масса) судна равна весу (массе) вытесненной им воды:
Р = γV; Δ = ρV.
где V- объемное водоизмещение судна м3,
γ - удельный вес воды (.γ = 10,05 кН/м3- для морской и γ = 9,81 кН/м3 - для пресной воды),
ρ - плотность воды (ρ = 1,025 т/м3- для морской и ρ = 1,0 т/м3- для пресной воды).
2.Центр тяжести (ЦТ) и центр величины (ЦВ) судна лежат на одной вертикали, перпендикулярной к плоскости ватерлинии (рис.26);
(xс - xg) + (zc – zg) tg Y = 0;
(yс - yg) + (zc – zg) tg Q = 0,
где xс, yс и zc – координаты центра величины судна;
xg ,yg и zg – координаты центра тяжести судна.
Если судно сидит прямо и на ровный киль (Y = Q = 0), то уравнение принимает вид:
xg = xс; yg = yс.
В практических расчетах судна, плавающего с дифферентом, часто пренебрегают величиной (zc – zg) tg Y по сравнению xс, т.е. полагают, что xс ≈ xg. Принятое допущение дает незначительную ошибку при определении элементов плавучести судна.