Порядок осмотра парашюта перед полетом
Перед полетом парашютист под контролем инструктора производит осмотр уложенного парашюта.
А. У парашюта, уложенного для прыжка с принудительным раскрытием ранца, проверить:
а) исправность конусов, шнурового кольца, люверсов и шпилек вытяжного троса, петли троса вытяжного кольца, а также свободное движение шпилек в конусах ранца;
б) совпадение отверстия люверса вытяжного шарового бесстропного парашюта с отверстием люверса правого бокового клапана ранца, при этом конус шарового вытяжного парашюта должен просматриваться через отверстия;
в) отсутствие вспомогательной шпильки или шпильки-чеки в конусе шарового вытяжного бесстропного парашюта, для чего проверяющий должен вынуть нижнюю часть правого бокового клапана ранца и убедиться в том, что шпилька-чека шарового вытяжного парашюта находится в газыре (фиг. 42); после этого заправить правый боковой клапан ранца;
Фиг. 42.
г) соединение вытяжного троса с вытяжной веревкой;
д) исправность гибких шлангов;
е) исправность вытяжной веревки и контровку ее к кольцу на ранце;
ж) аккуратность заправки угловых отворотов ранца;
з) исправность подвесной системы и правильную подгонку ее по росту и под обмундирование;
и) правильность сборки замка ОСК подвесной системы, для этого инструктор должен:
- проверить замок визуально (при правильном монтаже замка ОСК сигнальные красные точки на рычаге и на корпусе седла должны быть закрыты);
- одной рукой взять за свободный конец подвесной системы, натянуть его вверх, а другой рукой (при натянутом свободном конце подвесной системы) нажать на гашетки и потянуть на себя, проверяя закрытие замка. При правильной сборке замка ОСК пряжка свободного конца подвесной системы не должна выходить из замка;
к) соединение петли троса вытяжного кольца к шпильке вытяжного троса.
Б. У парашюта, уложенного для прыжка с ручным раскрытием ранца, проверить:
а) исправность конусов, шнурового кольца, люверсов и шпилек троса вытяжного кольца, а также свободное движение шпилек в конусах ранца;
б) то же, что указано в п. А, в пп. б, в, д, е, ж, з, и;
в) правильность крепления полуавтоматического прибора, присоединения петли прибора к первой шпильке троса вытяжного кольца и установку времени и высоты на шкалах прибора, контровку гибкой шпильки, присоединение фала гибкой шпильки к вытяжной веревке.
В. У парашюта, уложенного для прыжка с принудительной расчековкой ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой, проверить:
а) исправность конусов, шнурового кольца, шпилек вытяжного троса, а также свободное движение шпилек в конусах ранца;
б) правильность соединения вытяжной веревки с уздечкой чехла купола и с петлей вытяжного троса;
в) правильность присоединения обрывной стропы к уздечке купола и петле вытяжной веревки;
г) далее то же, что указано в п. А, в пп. д, е, ж, з, и.
Г. У запасного парашюта проверить:
а) исправность конусов, люверсов, шпилек троса вытяжного кольца, а также свободное движение их в конусах;
б) правильность присоединения его к подвесной системе основного парашюта;
в) исправность пряжек или выступов рамы жесткости ранца запасного парашюта для крепления его к ранцу основного парашюта;
г) заправку свободных концов ленты крепления запасного парашюта под главную лямку подвесной системы;
д) аккуратность заправки угловых отворотов ранца.
Д-1-5У: Указания по пользованию замком отсоединения свободных концов подвесной системы
Замок ОСК отсоединения свободных концов подвесной системы парашюта предназначен:
- для полного отсоединения отказавшего купола основного парашюта в воздухе в целях обеспечения наиболее благоприятных условий введения запасного парашюта;
- для быстрого гашения купола парашюта при приземлении в сильный ветер в целях предотвращения протаскивания парашютиста по земле;
- для отсоединения купола основного парашюта при приводнении.
Для отсоединения свободных концов подвесной системы при помощи замка ОСК необходимо произвести следующие операции:
а) нажать на фиксатор предохранителя и опустить кнопку предохранителя в крайнее нижнее положение (фиг. 48);
Фиг. 48.
б) нажать пальцами на обе гашетки и отвести седло замка вниз до отказа (фиг. 49). При этом рычаг замка выйдет из зацепления с цилиндрической поверхностью седла и отсоединит пряжку замка со свободным концом подвесной системы (фиг. 50).
Фиг. 49.
Фиг. 50.
При прыжке на воду парашютисту необходимо в процессе снижения отсоединить запасной парашют от подвесной системы, оставив его закрепленным на одном карабине ленты крепления запасного парашюта.
Затем парашютисту поддуть спасательный плавательный жилет, нажать фиксаторы предохранителей замков ОСК подвесной системы и вывести предохранители замков в крайнее нижнее положение. В момент касания воды отсоединить свободные концы подвесной системы, как указано в подпункте 6 данного раздела.
Внимание! При применении подвесной системы без замков ОСК в случае приводнения пользоваться наставлением, изложенным в РПС и ДП-71.
Д-1-5У: Порядок сборки парашюта после приземления
После приземления парашютист должен собрать парашют в следующем порядке:
а) освободиться от подвесной системы;
б) вытянуть купол за полюсную уздечку на всю его длину и встряхнуть (фиг. 51);
Фиг. 51.
в) купол свернуть, как показано на фиг. 52, А;
г) стропы собрать скользящей петлей (фиг. 52, Б), идя по направлению к подвесной системе;
Фиг. 52.
д) ранец разложить на земле внутренней стороной вниз, на ранец положить подвесную систему и запасной парашют, закрыть клапаны (фиг. 53).
Фиг. 53.
Поставить ранец с уложенной подвесной системой и запасным парашютом на ребро к боковой стороне сумки, а по другую сторону ранца в сумку вложить свернутый купол со стропами (фиг. 54).
Фиг. 54.
Если при прыжке был раскрыт запасной парашют, то его свернуть в таком же порядке, как и купол основного парашюта, уложить купола в переносную сумку к одной стороне, а подвесную систему — к другой, отделяя купола от подвесной системы ранцами.
Шаровой вытяжной бесстропный парашют сложить, зачековать шпилькой и вместе с чехлом купола положить в переносную сумку сверху (фиг. 54);
е) вытяжное кольцо уложить в переносную сумку к металлическим деталям подвесной системы;
ж) переносную сумку стянуть шнуром и закрыть клапаном (фиг. 55).
Фиг. 55.
Д-1-5У: Укладка парашюта для складского хранения
На складе парашюты хранить в неуложенном виде. Для этого раскрыть и проветрить парашют. Купол вытянуть и сложить. Стропы собрать скользящей петлей и свернуть сложенный купол (фиг. 56 А).
Подвесную систему с металлическими деталями уложить на наружном дне ранца вместе с вытяжной веревкой и вытяжным кольцом и прикрыть клапанами ранца. Поставить ранец с уложенной подвесной системой на ребро посередине сумки; по другую сторону ранца в сумку положить свернутый купол со стропами; шаровой вытяжной бесстропный парашют сжать и зачековать шпилькой; чехол купола вместе с шаровым вытяжным бесстропным парашютом положить в сумку сверху купола и ранца (фиг. 56 Б).
Фиг. 56.
Прибор ППК-У или КАП-ЗП необходимо хранить отдельно от парашюта в условиях, изложенных в техническом описании и инструкции по монтажу и эксплуатации прибора.
Сумку затянуть шнуром и опломбировать (фиг. 57).
Фиг. 57.
Д-1-5У: Срок службы парашюта
1. Срок службы парашюта 15 лет с проведением войскового ремонта по Инструкции 008-62.
2. В течение установленного срока (15 лет) допускается заводской ремонт парашюта при наличии дефектов, превышающих допустимый объем войскового ремонта, при необходимости замены отдельных частей парашюта или контрольной проверки материалов купола.
Заводской ремонт проводится согласно Техническим условиям 2938-61 на ремонт и переделку парашютов.
3. На заводской ремонт могут быть направлены парашюты не позже, чем за 2 года до истечения срока службы.
4. После заводского ремонта (модернизации) и контрольной проверки срок службы парашютов устанавливается в соответствии с ТУ 2938-61.
5. По истечении установленного срока службы последний может быть продлен решением комиссии из представителей эксплуатирующей организации, завода-изготовителя и организации-разработчика.
6. Срок службы отдельных частей парашюта, находящегося в эксплуатации, при условии проведения войскового ремонта по Инструкции 008-62, следующие:
- ранца — 7 лет;
- вытяжной веревки, — годность определяется по Инструкции 3363-62 (Инструкция 008-62);
- ранцевых резин — годность определяется по Инструкции 3241-61 (Инструкция 008-62);
- чехол купола заменяется в зависимости от степени его износа в процессе эксплуатации.
7. Срок службы прибора ППК-У или КАП-ЗП — согласно паспорту на него. Продление срока службы прибора производится согласно действующим указаниям.
Примечания:
- Срок службы парашюта считается со дня выпуска его заводом-изготовителем и включает время эксплуатации, хранения, транспортирования и ремонта парашюта,
- Установленные сроки службы отдельных частей парашюта являются ориентировочными, и в зависимости от внешнего состояния этих частей могут быть увеличены или уменьшены.
- Установленный срок службы парашюта гарантируется при выполнении регламентных работ, условий хранения и основных правил эксплуатации парашюта, изложенных в инструкции.
- В отдельных случаях на заводской ремонт могут быть направлены парашюты с истекшим сроком службы, но не находившиеся в эксплуатации.
Решение об отправке парашютов принимает комиссия из представителей эксплуатирующих организаций, ремонтного завода и предприятия-разработчика по результатам испытаний ткани купола на приборе ПР-200 и внешнего осмотра парашютов, сосредоточенных на центральных складах эксплуатирующих организаций.
После заводского ремонта срок службы продлевается на 3 года и исчисляется со дня произведенного ремонта.
Д-1-5У: Регламентные работы
1. Укладка парашютов производится перед его применением по настоящей инструкции. Допускается хранение парашюта в уложенном виде до трех месяцев (без переукладки перед применением) с установленным и смонтированным прибором.
Купола парашютов, находящиеся на хранении уложенными в ранцы, должны перетряхиваться перед каждой переукладкой.
Купола парашютов, находящиеся на хранении не уложенными в ранцы, должны перетряхиваться не реже одного раза в шесть месяцев.
2. Технический осмотр проводится периодически два раза в год для определения категории парашюта и систематически перед каждой укладкой согласно раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца» настоящей инструкции.
3. Просушка парашюта (каждой его части) проводится в помещении, а в весенне-летнее время допускается на открытом воздухе, но в тени, так как при длительном пребывании текстильных материалов под воздействием солнечных лучей, особенно во влажном состоянии, понижаются их механические свойства.
Парашюты, находящиеся на складском хранении, просушиваются при перетряхивании.
Купол и чехол купола просушиваются в подвешенном и расправленном состоянии.
Ранец, подвесная система и переносная сумка просушиваются со всех сторон.
4. Ранцевые резины застегиваются на ранце при укладке парашюта. В случае хранения уложенных в ранцы парашютов до трех месяцев при положительной температуре ранцевые резины разрешается не отстегивать 15 дней, а затем отсоединить и вновь присоединить только при подготовке парашюта к прыжку.
В случае хранения уложенных в ранцы парашютов до трех месяцев при отрицательной температуре — застежку ранцевых резин производить только при подготовке парашюта к прыжку.
5. Ремонт парашютов в войсковых частях, отбраковка парашютов на заводской ремонт и определение парашютов в V категорию (для утилизации) производится по Инструкции 008-62.
6. Регламентные работы на приборах ППК-У-575А или КАП-ЗП-575 производят в соответствии с технической документацией на прибор.
Д-1-5У: Уход за замком ОСК
Для обеспечения безотказной работы замка необходимо тщательно осмотреть его, чтобы своевременно обнаружить механические повреждения. Подвесные системы с замками, имеющими механические повреждения (деформация седла, поломка предохранителя, заедание гашеток при наличии вмятин на корпусе седла и т. д.), к дальнейшей эксплуатации не допускаются.
Попавшую во внутренние полости корпуса седла воду необходимо удалить многократным нажатием вхолостую на гашетки. После этого замки (не разбирая) погрузить несколько раз в спирт и нажать на гашетки для растворения остатков воды внутри корпуса седла и в щелях замка. Затем извлечь из спирта, несколько раз нажать на гашетки, протереть замки чистой ветошью и просушить в теплом помещении.
При заедании гашеток в корпусе седла из—за загрязнения замыкающего устройства необходимо промыть замок, погружая его в воду и периодически нажимая на гашетки до появления их подвижности.
Затем проделать все вышеуказанные операции по удалению воды, попавшей во внутренние полости корпуса седла.
Если заедание гашеток не удается устранить вышеуказанным способом, то замок подлежит частичной разборке: отверткой осторожно отогнуть ушко контрящей шайбы до освобождения гайки, рожковой отверткой отвернуть гайку, крепящую одну из гашеток замыкающего устройства, вынуть гашетку из замыкающего устройства и мягкой ветошью очистить внутреннюю полость замыкающего устройства от загрязнения. Затем внутреннюю полость замыкающего устройства слегка смазать смазкой. Резьбу направляющей и посадочное место под контро-вочную шайбу с гайкой гашетки обезжирить бензином, вставить на место гашетку и контровочную шайбу, предварительно смазав резьбу направляющей и посадочное место под контровочную шайбу с гайкой гашетки клеем БФ-2, затем при помощи рожковой отвертки завернуть гайку и осторожно подогнуть ушко контрящей шайбы к гайке так, чтобы ушко шайбы плотно прилегало к граням гайки.
Примечание.Контровочную шайбу, имеющую трещины, заменить.
Аналогичные операции провести и другой стороны замыкающего устройства. Снимать сразу обе гашетки не рекомендуется во избежание постановки пружины замыкающего устройства со стороны предохранителя. После сборки замыкающего устройства видимые части направляющих и гайки покрываются нитролаком черного цвета.
После проведения описанных работ сведения о них записываются в формуляр парашюта в графу «Сведения о проведении ремонта и доработок».