Модель обратной связи – использование теории оптимального

планирования эксперимента

Для сокращения числа имитационных экспериментов (расчетов на ЭВМ) при сохранении заданной точности в последнее время находят все более широкое применение методы теории оптимального планирования эксперимента. Планирование эксперимента в задачах моделирования состоит в выборе логической структуры искусственного эксперимента на ЭВМ и позволяет обоснованно проводить выбор значений управляемых параметров для выполнения расчетов на модели.

В планировании экспериментов для описания результирующей характеристики (в нашем случае – критерия оптимальности) используют полиномиальные модели, аппроксимирующие реальный вид целевой функции:

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru .

Эта функция в планировании экспериментов называется функцией отклика или уравнением регрессии, пространство, в котором строится функция отклика, – факторным пространством (рис. 4.6.).

Коэффициенты функции отклика Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru и т.п. можно интерпретировать как значения частных производных в точке, вокруг которой производится разложение в ряд неизвестной целевой функции.

Для поиска оптимума в области определения факторов Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru выбирают произвольную точку А1.

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru

Рис. 4.6. Функция отклика и факторное пространство

В окрестности точки А1 выделяют малую подобласть, в которой возможно описать функцию отклика полиномом первой степени (рис. 4.7). В этой подобласти осуществляют небольшую серию экспериментов (точки I), необходимую для построения линейной модели:

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru .

Коэффициенты регрессии bi используются для определения направления градиента, следуя которому осуществляют дальнейшие опыты (точки II в окрестности точки А2). Для каждой новой подобласти вновь определяют направление градиента, по которому следуют в дальнейших опытах до тех пор, пока не достигнут оптимума – область М.

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru

Рис. 4.7. Планирование имитационных экспериментов при

оптимизации по градиенту

Значения коэффициентов регрессии определяют по формуле

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru ,

где Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru – значение i-го фактора в m-м эксперименте; lm – значение выходной характеристики в m-м эксперименте; n – общее число экспериментов в подобласти.

Информацию для проведения эксперимента записывают в матрице планирования эксперимента (табл. 4.1),называемой планом эксперимента.

Таблица 4.1. Матрица планирования эксперимента

№ опыта Значения факторов Значение результата
x1 xi xn
x11 x1i x1n l1
m xm1 xmi xmn lm
N xN1 xNi xNn lN


Для получения коэффициентов регрессии bi с высокой точностью и достоверностью к плану эксперимента предъявляется ряд требований, что приводит к формированию значений Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru по специальным правилам.

Процедура выбора подобласти проведения эксперимента состоит из двух этапов: выбор основного уровня Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru и выбор интервалов варьирования Ii. Основной уровень – центр подобласти проведения эксперимента – для первого эксперимента осуществляется эвристически на базе анализа априорной информации. В дальнейшем его величина определяется направлением градиента и шагом эксперимента.

Интервалом варьирования Ii фактора xi называется некоторое число, прибавление которого к основному уровню дает верхний Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru , вычитание – нижний уровень фактора Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru .

Для упрощения записи условий эксперимента и обработки экспериментальных данных масштабы по кодированным осям Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru и начало отсчета выбирают так, чтобы верхний уровень соответствовал +1, нижний –1, а основной – 0:

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru , Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru – кодированное значение фактора.

Эксперимент, в котором реализуются все возможные сочетания уровней факторов, называется полным факторным экспериментом. Так как число уровней каждого фактора равно двум, то в теории планирования экспериментов рассматривается полный факторный эксперимент n2. Для двух факторов план эксперимента и геометрическая интерпретация матрицы планирования 22 приведены на рис. 4.8..

Полный факторный эксперимент 22 будет иметь восемь опытов, а его геометрическая интерпретация представляет собой куб

Матрица полного факторного эксперимента строится следующим образом: в первои столбце знаки меняются поочередно, во втором – через два, в третьем – через четыре и т.д. по степени двойки. Однако полный факторный эксперимент содержит избыточную информацию для определения коэффициентов регрессии bi, для расчета которых достаточно провести часть полного факторного эксперимента – дробный факторный эксперимент.

Реализуемая часть полного факторного эксперимента называется дробной репликой. Объем дробного факторного эксперимента определяется из следующих условий:

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru число экспериментов должно быть не меньше числа неизвестных коэффициентов в уравнении регрессии;

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru число экспериментов должно быть обязательно равно степени числа 2.

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru

Рис. 4.8. План и графическая интерпретация эксперимента 22

Так, для определения 11 коэффициентов уравнения линейной регрессии с 10 факторами требуется провести не менее 11 экспериментов. Ближайшее число по степени 2 – это число 16. Оно и определяет объем дробного факторного эксперимента. Так как 18 = 24, а объем полного факторного эксперимента 211-7 в силу того, что 211-7 = 24 = 16.

Как видно из таблицы 4.2. применение дробного факторного эксперимента для случая 15 факторов уменьшается объем расчетов по определению направления градиента в 2048 раз по сравнению с полным факторным экспериментом.

Таблица 4.2. Дробные реплики

Количество факторов   Дробная реплика Условное обозначение Количество опытов с дробной репликой Количество опытов полного эксперимента
1/2 реплики от 23 23-1
1/2 реплики от 24 24-1
1/4 реплики от 25 25-2
1/4 реплики от 26 26-3
1/16 реплики от 27 27-4
1/64 реплики от 210 210-6
1/2048 реплики от 215 215-11

Увеличение числа факторов в еще большей степени способствует повышению вычислительной эффективности этого метода.

Естественно. Что далеко не любые эксперименты из плана полного факторного эксперимента могут быть использованы при формировании плана дробного факторного эксперимента. Совокупность экспериментов в дробной реплике должна удовлетворять следующим свойствам:

1. Симметричность относительно центра эксперимента – алгебраическая сумма экспериментов-столбцов каждого фактора должна быть равна нулю, кроме столбца, отвечающего свободному члену b0, т.е

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru ,

где m –номер точки опыта; i– номер фактора; M –число различных точек плана матрицы дробной реплики.

2. Нормировка – сумма квадратов элементов каждого столбца равна числу точек матрицы, т.е.

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru .

3. Ортогональность – сумма построчных произведений плана матрицы любых двух столбцов равна нулю, т.е.

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru ,

где j – комбинация факторов в m-й точке Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru .

Ортогональность матрицы позволяет оценить все коэффициенты регрессии независимо друг от друга, т.е. значение любого коэффициента не зависит от того, какие значения имеют другие коэффициенты.

Если план дробной реплики отвечает указанным свойствам, то математическая модель, полученная в результате эксперимента, способна предсказать значения искомого показателя е с одинаковой точностью в любых направлениях на равных расстояниях от центра эксперимента или плана матрицы (свойство рототабельности).

После обработки данных эксперимента и вычисления коэффициентов регрессии bi определяют следующие значения основного уровня по всем факторам Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru . В основу алгоритма определения улучшенных значений основного уровня могут быть положены симплекс-метод, градиентный и др. Например, для движения по градиенту методом Бокса-Вильсона рекомендуется (см. рис. 4.7):

1) рассчитать составляющие градиента Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru ;

2) подобрать масштаб для шага изменения основного уровня k;

3) определить новые значения основных уровней по формуле

Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru ;

4) рассчитать значения целевой функции для точки с координатами Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru и сравнить его с наилучшим значением из предыдущей серии экспериментов;

5) если шаг выбран удачно, т.е. получено улучшение, продолжать увеличивать значение основных уровней факторов на величину Модель обратной связи – использование теории оптимального - student2.ru ; если произошло ухудшение, то следует уменьшить масштаб;

6) значение точки, в которой достигнуто максимальное улучшение значения целевой функции, принять за центр новой подобласти проведения эксперимента; относительно этой точки вновь повторить вышеописанную процедуру и искать направление градиента.

7) Если значения коэффициентов регрессии bi близки к нулю, то это означает, что недалеко находится область оптимума. Для отыскания оптимального решения в этом случае необходимо переходить на полиномиальные уравнения более высокого порядка, например, использовать полином второй степени.

Наши рекомендации