Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта
Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта проходит по следующим шагам:
1. Предварительная экспертиза идей, отвечающих целям проекта.
2. Проработка и формулирование целей и задач проекта.
3. Формирование основных характеристик проекта.
4. Предварительный анализ осуществимости проекта.
5. Определение состава сведений, которые потребуются для разработки проекта.
Исследование инвестиционных возможностей проекта
Исследование инвестиционных возможностей проекта включает в себя следующие шаги:
1. Изучение прогнозов экономического и социального развития региона осуществления проекта.
2. Формирование инвестиционного замысла инвестора и изучение условий для его осуществления.
3. Предпроектное обоснование инвестиций, анализ альтернативных вариантов и выбор проекта.
4. Подготовка декларации о намерениях.
5. Разработка предварительного плана проекта.
6. Выбор и согласование места размещения объекта, экологическое обоснование проекта и его экспертиза.
Предварительное инвестиционное решение и задание на разработку ТЭО инвестиций.
Планирование
Сущность планирования состоит в обосновании целей проекта и способов их удовлетворения на основе:
* выявления детального комплекса работ;
* определения эффективных способов и методов их выполнения;
* определения ресурсов всех видов, необходимых для проекта;
· установления взаимодействия между участниками проекта.
В методологии управления проектами сложилась следующая система планов:
1. Укрупненный (предварительный) план реализации проекта, включающий потребности в основных видах ресурсов - разрабатывается на начальной (прединвестиционной) стадии.
2. Стратегический план проекта - предназначен для того, чтобы показать, как промежуточные этапы реализации логически выстраиваются по направлению к конечным целям проекта. В нем определяются:
· основные этапы и контрольные точки проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ и ввода объектов, производственных мощностей, объемами выпуска продукции;
· порядок взаимодействия исполнителей проекта;
· потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам и квартала.
3. Текущие планы - разрабатываются на год или квартал. Предназначены для уточнения сроков выполнения комплексов работ (подготовительные работы, поставка материалов и оборудования, освоение производственных мощностей и т.д.), четкого разграничения работ, за которые отвечают разные участники.
4. Оперативные планы - разрабатываются на сутки, неделю, месяц и используются для детального определения заданий участникам по комплексам работ.
Функциональные планы - разрабатываются по функциям управления проектом (финансовые планы, программа качества и т.д.)
5. Календарные планы - расписания и графики работ, выполняемых различными участниками, которые увязывает эти работы между собой по времени и возможностям обеспечения различными ресурсами. Типы календарных планов выбираются в зависимости от целей планирования и особенностей проекта.
Процесс планирования включает в себя следующие основные этапы:
· цели, задачи и основные технико-экономические показатели проекта, продолжительность и ресурсы, спецификацию выполняемых работ, этапов и вех проекта;
· структуризация проекта;
· организационно-технологические решения;
· сетевые модели пакетов работ;
· оценка реализуемости, оптимизация по срокам и критериям качества и другим критериям;
· потребности в ресурсах;
· документы по пакету планов;
· утверждение планов и бюджета;
· доведение плановых заданий до исполнителей;
· подготовка и утверждение отчетной документации для контроля планов.
Процесс планирования проекта можно представить в виде модели так, как это показано на рис.10.
Этапы планирования проекта | |||||||||||||||||||||||
1. Определить цели проекта | |||||||||||||||||||||||
2. Задать уровень детализации | |||||||||||||||||||||||
3.Установить структуру процесса (этапы жизненного цикла | 4. Изучить организационную структуру проекта (в т.ч. окружение, участники, ответственность | 5. Проанализировать структуру продукции проекта | 6. Проанализировать систему бухгалтерских счетов компании | ||||||||||||||||||||
7. Объединить схему разбивки проекта (от подпроектов до пакетов работ) | |||||||||||||||||||||||
8. Подготовить сводный (укрупненный) план проекта | 9. Подготовить матрицу распределения ответственности | 10. Разработать систему разбивки, соответствующую принятому в компании плану счетов | |||||||||||||||||||||
11. Подготовить детальный сетевой график и план использования ресурсов | 12. Запустить систему наряд-заданий, согласованную с планом счетов компании | 13. Установить систему отчетности и контроля | |||||||||||||||||||||
Рис. 10 Процесс планирования проекта.
Следует обратить внимание на то, что содержание и количество этапов могут изменяться в зависимости от типа проекта, его масштаба и стоимости.
Тема 9. Управление реализацией проекта
Ключевые процессы исполнения и контроля проектов. Работы и процедуры, составляющие содержание этих процессов, процедуры оценки хода реализации и анализа результатов работ.
Мониторинг работ по проекту. Методы контроля хода выполнения работ по проекту, анализа промежуточных результаты работ и прогноз их дальнейшего хода. Управление изменениями.
Организация выполнения
В организации выполнения проекта мы выделим три ключевых процесса:
· контроль выполнения планов и использования ресурсов
· оценка состояния работ
· регулирование хода реализации проекта
Контроль выполнения планов и использования ресурсов:
Контроль - это процесс, в ходе которого руководитель проекта устанавливает, достигаются ли поставленные цели, определяет - правильны ли его решения, выявляет причины, вызывающие отклонения, и обосновывает решения по необходимым коррективам в выполнении заданий участниками, чтобы не допустить ущерба реализации проекта (срыв сроков, превышение в использовании ресурсов, низкое качество и т.д.).
Процесс контроля включает в себя:
* мониторинг ( систематическое наблюдение за всеми процессами проекта)
* выявление отклонений от целей реализации проекта с помощью ряда критериев и ограничений, которые фиксируются в календарных планах, бюджетах, расчетных потребностях в трудовых и материальных ресурсах и т.д.
* прогнозирование последствий сложившейся ситуации
* обоснование необходимости принятия корректирующего воздействия.
Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Оценка - этот процесс, сутью которого является периодическое подведение промежуточных итогов и также итогов по завершению проекта лицами, которые, как правило, не работают непосредственно на проекте (для объективности).
Обращаем ваше внимание на то, что общим для контроля и оценки является то, что оба процесса выполняют функцию обратной связи. При этом различия между этими процессами заключаются в том, что:
1. контроль осуществляет руководитель проекта , а оценку проводят внешние специалисты;
2. контроль осуществляется на постоянной основе и детально, а оценка - периодически и в общем по проекту.