Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн)

Отметьте в бланке ответов, насколько важным является для Вас каждое из следующих утверждений?

1. Строить свою карьеру в пределах научной или технической сферы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Осуществлять наблюдения и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешенными. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Продолжать работу по своей специальности, нежели чем получить более высокую должность, не связанною с моей специальностью. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Быть первым руководителем в организации. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13. Употреблять свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14. Соревноваться с другими и побеждать. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16. Создать новое коммерческое предприятие. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17. Посвятить всю свое жизнь избранной профессии. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18. Занять высокую руководящую должность. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
19. Иметь работу, которая дает максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20. Оставаться на одном месте жительства, нежели переехать в связи с повышением. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
21. Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели.  

Отметьте в бланке, насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений.

22. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы независимо от того, в какой области они возникли. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
23. Я всегда стремлюсь уделять одинковое внимание моей семье и моей карьере. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить собственное делою 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей компетенции. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельностью 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства. Чем получить повышение или новую работу в другой местности. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
33. Я бы скорее ушел из организации, нежели стал заниматься работой, не связанной с моей профессией. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40. Я всегда хотел основать и построить собственный бизнес. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Обработка, нормы и интерпретация результатов

При обработке ответов полное согласие с суждением или его исключительная важность получает 10 баллов, абсолютное несогласие с суждением или его неважность – 1 балл. По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»).

Таким образом, определяется ведущая карьерная ориентация – количество набранных баллов должно быть не менее 5. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация, в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

Ключ к обработке теста

Карьерная ориентация Номера вопросов Количество вопросов
Профессиональная компетентность 1, 9, 17, 25, 33
Менеджмент 2. 10, 18, 26, 34
Автономия (независимость) 3, 11. 19, 27, 35
Стабильность работы и места жительства 4, 12, 20, 28, 36, 41
Служение 5, 13. 21, 29, 37
Вызов 6, 14, 22, 30, 38
Интеграция стилей жизни 7, 15, 23, 31, 39
Предпринимательство 8, 16, 24. 32, 40

Э. Шейн выделил 8 основных карьерных ориентаций («якорей»).

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству.

Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это сама многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организма. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности организации: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда). Конечно, каждый из нас до некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо различать два типа стабильности – стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человека с такой ориентацией часто называют «человеком организации», ответственность за управление карьерой он перекладывает на нанимателя и будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует организация. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его «срыванием с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», желание «сделать мир лучше» и т.д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контакт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом – где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное – создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

Практическое задание 1.

Разработать цели, задачи и методы процесса развития карьеры сле­дующих работников:

- специалиста по кадрам на АЗА;

- бухгалтера на БСЗ;

- санитарки в городской больнице;

- воспитателя в дошкольном учреждении;

- учителя-предметника в школе;
рабочего машиностроительного завода;

- рабочего строительной организации;

- государственного служащего районной администрации и др.

Практическое задание 2.

Определить виды деловых карьер (согласно изу­ченной классификации) следующих работников:

- уборщица учебного заведения - заведующая отделом снаб­жения этого заведения (12 лет);

- нянечка в детском саду -заведующая детским садом (19 лет);

- курьер в юридической фирме - ведущий специалист фирмы
(5 лет);

- экономист по труду после окончания вуза на заводе - ди­ректор этого завода (21 год);

экономист по труду в организации - главный бухгалтер торговой фирмы (7 лет);

- ведущий экономист коммерческого банка - управляющий
банком (16 лет);

- дворник завода - бухгалтер материальной группы завода
(17 лет);

- секретарь-референт коммерческой фирмы - зам. директора

по маркетингу (1 год);

- рабочий-станочник БАМЗ - главный инженер БСЗ (14 лет);

- разнорабочий строительной компании - прораб (11 лет);

- лаборант кафедры университета - профессор университета

(24. года);

- . швея ателье-заведующая ателье (7 лет);

продавец магазина - директор магазина (9 лет);

- секретарь отдела института - зав. учебным отделом инсти­тута (3 года);

- кассир-операционист отделения связи - главный бухгалтер
торговой фирмы (1,5 года);

- экономист швейной фабрики - зам. директора по экономи­ке фабрики (19 лет) и др.

Практическое задание 3.

Группе студентов следует разбиться на две команды, в каждой из которых назначается лидер-докладчик, новатор – генератор идей, сподвижник новатора, аналитик, критик (для другой команды), прочие участники обсуждения. Каждой команде следует проанализировать ситуацию, связанную с управле­нием карьерой в организации.

Олег Смирнов (23 года) после окончания института устроился на работу в коммерческий банк. Через некоторое время Смиронов, чувствуя интерес к этой деятельности и высоко оценивая свои возможности, он дал понять начальнику своего отдела, что интересуется смежными участками работы и готов освоить их, а также другие сферы деятельности в своем и иных отделах банка. Руководство банка заметило способного и перспективного новичка и решило “вырастить” из него грамотного руководителя. Смирнова начинают планомерно обучать всем тонкостям банковского дела, перемещая с одного участка на другой сначала в своем отделе, а затем в других.

Удостоверившись в успешном выполнении Смирновым всех работ, которые ему поручали, руководство банка направило его на стажировку в США для изучения опыта работы, недоступного в России.

За сравнительно короткое время работы в банке (14 месяцев) Смирнов овладел навыками и “оброс” связями, выходившими за рамки требований его рабочего места. После возвращения со стажировки он почувствовал свой возросший потенциал, но нынешнее рабочее место стало казаться ему тормозом на пути развития карьеры.

На должность начальника отдела он претендовать не может, так как она занята человеком, зарекомендовавшим себя способным и компетентным руководителем, отлично справляющимся со своими обязанностями. Перевод Олега на должность начальника отдела какого-либо филиала банка, по мнению руководства, преждевременен, поскольку Олег слишком молод и честолюбив, не всегда умеет найти контакт с людьми, не имеет опыта руководящей работы.

Олег же не видит возможности почерпнуть что-то новое на старом рабочем месте, хочет быстрее “расти”. Его самооценка высока, он чувствует в себе силы и стремится их реализовать, не хочет терять время на приобретение опыта и закрепление навыков, которые ему понадобятся в дальнейшем. Ко всему, его приглашают на работу с повышением в другой банк.

Руководство банка, вложив в развитие Смирнова значительные средства, не хочет терять талантливого, но не готового к самостоятельной автономной работе специалиста.

Вопросы для обсуждения ситуации:

1. Каковы должны быть действия руководства банка в этой ситуации? Какие ошибки были допущены руководством банка в прошлом?

2. Стоило ли знакомить Смирнова с полным спектром работ до приобретения им навыков и опыта, необходимых для руководителя?

3. Стоит ли Смирнову упускать возможности своего профессионального роста при переходе в другой банк?

4. Необходимо ли удерживать специалиста, который так легко расстается с организацией, воспитавшей его, ради сиюминутной выгоды?

5. Есть ли потребность в заключении контракта со специалистами, отправляющимися на стажировку за рубеж, в котором оговаривались бы его обязательства по отработке после возвращения определенного времени в организации, отправившей его на стажировку, и по передаче некоторой части его знаний своим коллегам?

6. Достаточно ли хорошо поставлена в данном банке работа с кадровым резервом на продвижение, если сотрудники не знают своих перспектив?

7. Стоит ли рисковать Смирнову своим рабочим местом и переходить в другой банк?

Практическое задание 4.

Разработать карьерограмму для следующих категорий работников:

- государственный служащий;

- учитель-предметник в школе;

- рабочий на машиностроительном заводе;

- продавец крупного торгового предприятия;

- канцелярский служащий в государственной организации;

- преподаватель вуза;

- специалист юридической консалтинговой фирмы;

- санитарка поликлиники и др.

Практическое задание 5.

Что, с Вашей точки зрения, наиболее важно для успешного менеджера? Распределите 100 баллов между 8 факторами, приведенными в списке:

- высокий доход;

- наличие диплома;

- внешность;

- авторитет;

- профессиональная компетентность;

- жизненный опыт;

- творческий подход;

- талант руководителя.

Сравните Ваши ответы с ответами западных менеджеров и с ответами группы студентов.

Практическое задание 6.

Вопросы для обсуждения:

1. Вспомните, как Вы учились в средней школе. Что Вы думали тогда об успехе? Как Вы определяли людей, которые, на Ваш взгляд, завоевали успех?

2. Когда Вы закончили профессиональное обучение, изменилось ли Ваше восприятие? Как?

3. Сегодня, прямо сейчас, когда мы находимся здесь, как бы Вы определили успех?

Практическое задание 7.

Вспомните 5-6 человек, которых Вы считаете настоящими лидерами (представители бизнеса, правительства, религии, образования или любой другой области, как в настоящем, так и в прошлом). Напишите эти имена на листе с пояснениями, почему то или иное имя пришло на ум. Затем сформируйте группы из 3-5 человек и сравните эти списки.

Практическое задание 8.

Разработать основные элементы собственного Портфолио карьерного развития (резюме, эссе, характеристики – рекомендательные письма).

Наши рекомендации