Тема 6. Маркетинг и набор персонала
Основные вопросы для собеседования:
1. Понятие, цели и задачи маркетинга персонала.
2. Значение и задачи набора персонала.
3. Внутренние источники набора персонала: основные виды, их преимущества и недостатки.
4. Внешние источники набора персонала: виды и отличие от внутренних источников набора.
5. Распространение источников набора персонала.
6. Методы набора персонала: традиционные и современные подходы.
7. Рекламный маркетинг при наборе персонала.
8. Работа государственных и частных кадровых структур, содействующих занятости населения.
9. Оценка-выбор сильного частного кадрового агентства.
Практическое задание 1.
Определить 10 позитивных и отрицательных факторов потребности организации в молодом неопытном выпускнике Вуза по конкретной специальности.
Практическое задание 2.
Разработать содержание объявления в прессу об одной вакансии специалиста или менеджера организации (по выбору):
- главный бухгалтер торговой организации,
- главный экономист крупного машиностроительного завода;
- кассир небольшого промышленного предприятия,
- кассир-операционист в коммерческом банке;
- экономист-финансист кредитного отдела коммерческого банка,
- экономист-финансист промышленного предприятия;
- инспектор по кадрам отдела кадров в бюджетной организации (ВУЗ),
- менеджер по кадрам крупной организации электроэнергетики;
- экономист по труду и заработной плате ткацкой фабрики,
- экономист-бухгалтер расчетной группы муниципальной организации и др.
Рекомендуемая схема объявления:
- особенности организации (наименование, месторасположение, деятельность организации);
- характеристика должности (круг задач, место в структуре, перспективы роста работника);
- требования к кандидату (уровень и профиль образования, специальные знания, опыт, квалификация, навыки, желательные социально-демографические характеристики, работоспособность и др.), не нарушающие российское законодательство;
- система стимулирования труда и льгот, условия труда;
- особенности процесса отбора (необходимые документы, сроки их подачи);
- адрес организации, факс, контактные телефоны, электронная почта, время обращения.
Практическое задание 3.
Поиск в местных СМИ (газеты «Все о работе, карьере и бизнесе», «Работа сегодня», «Весь рабочий Барнаул» и др.) наиболее методически грамотно составленных и ошибочно-примитивно составленных объявлений о вакансиях в организациях. Также найдите объявления сетевого маркетинга, «пропущенные цензурой» объявления о древнейшей женской профессии, непонятные большинству читателей объявления для узкого круга специалистов в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Практическое задание 4.
Разработка текста объявления о вакансии в организации на понятном профессиональном языке для конкретной аудитории (молодежный, инженерный, медицинский, педагогический, экономический, торговый и т.п.).
Практическое задание 5.
На предприятии открылась вакансия. Чтобы ее закрыть, менеджер по подбору персонала написал объявление в газету (см. образец). При этом он допустил несколько грубых ошибок. Найдите их и прокомментируйте, почему вы считаете, что так нельзя писать.
За каждую найденную ошибку в объявлении вы получите один балл.
ОБРАЗЕЦ
Объявляется конкурс
на замещение вакантной должности менеджера по персоналу
Обязанности:
подбор персонала, адаптация, стажировка, корпоративный PR, профилактика увольнений, формирование кадрового резерва, участие в разработке и внедрении регламентов кадровой политики, ведение трудовых книжек сотрудников, исполнение других поручений руководителя.
Требования:
мужчина в возрасте до 30 лет, приятной внешности, рост не менее 170 см, без вредных привычек, желательно с личным автотранспортом, пользователь ПК, коммуникабельность, грамотность, ответственность, высшее образование (не техническое, не психологическое), свободное владение иностранным языком, опыт работы в сфере управления персоналом (в соответствии с перечисленными обязанностями) строго не менее трех лет в Москве (компании с численностью персонала не менее 1000 человек), наличие не менее трех рекомендаций, наличие постоянной регистрации в Москве обязательно.
Контактная информация:
резюме направлять по e-mail: [email protected].
Практическое задание 6.
Определение суммы денежных затрат организации на набор специалиста в экономический отдел организации (10 человек, пятидневная рабочая неделя, 8 часовой рабочий день). Обсудите возможные варианты оптимизации затрат организации на набор персонала.
Исходные данные для расчета
Категории работников организации | Средняя зарплата за час, руб. |
Руководитель организации | |
Руководитель кадровой службы | |
Специалист кадровой службы | |
Руководитель экономического отдела | |
Специалист эконом. отдела (в среднем) | |
Секретарь |
Порядок расчета затрат на набор специалиста
Наименование затрат | Условия | Затраты, руб. |
Затраты в связи с увольнением работника | ||
Снижение производительности труда в период до увольнения | 5%-ное снижение в продолжении трех месяцев, четырехдневное отсутствие | |
Время, потерянное при обсуждении увольнения в отделе | 3 ч. увольняющегося и 3 ч. других работников отдела | |
Время на обсуждение увольнения в кадровой службе организации | По 0,5 ч. руководителя и специалиста кадровой службы, 1 ч. увольняющегося | |
Подведение итогов собеседования в службе | 0,5 ч. руководителя, специалиста и секретаря | |
Документальное оформление | 0,5 ч. секретаря | |
Снижение морального состояния среди коллег | 5%-ное снижение производительности труда 9 коллег в течение рабочей недели | |
ИТОГО | ||
Потери по причине простаивания вакансии (3 недели) | ||
Потери невыполнения обязанностей на вакансии | 3 недели по 5 дней по 8 часов | |
Выплата сверхурочных коллегам по отделу | 3 недели по 5 дней по 8 часов с оплатой в 1,5 размере | |
ИТОГО | ||
Затраты на набор работника | ||
Подача объявления о вакансии в СМИ | 1 место в местной газете на выбор | |
Обращение в кадровое агентство (на Ваш выбор) | 15 % от годового оклада специалиста | |
Проверка документов соискателей | 1 час. | |
Собеседование с соискателями | 12,5 часов специалиста кадровой службы и 1 час руководителя кадровой службы, руководителя отдела, 2-ух специалистов отдела и секретаря | |
Оформление личного дела | 3 ч. специалиста кадровой службы и секретаря | |
Оформление новичка | 0,5 ч. в бухгалтерии | |
ИТОГО | ||
Адаптация и обучение новичка | ||
Формальное обучение | Краткосрочные курсы | |
Время отсутствия новичка | В часах курсов (15ч.) | |
Обучение на рабочем месте руководителем | 0,5 ч. в день 3 месяца | |
Обучение специалистом отдела | 20 ч. на отдел | |
Снижение производительности труда новичка | В среднем на 30% в течение 3 месяцев | |
Исправление ошибок новичка специалистами | 20 ч. на отдел | |
Итого | ||
Всего |
Практическое задание 7.
Внимательно пройдите тест Л. Фоминой на Вашу конкурентоспособность на рынке труда в современных условиях и разработайте стратегию поиска места работы для себя после окончания ВУЗа.
Отвечая на вопросы данного блока, выберите 1 вариант ответа.
1. Есть ли у Вас профессиональное резюме?
а) нет;
б) вырезали образец из газеты (скачали из интернета);
в) сделали копию с анкеты (кадрового агентства или отдела кадров организации);
г) составили резюме самостоятельно, но не вполне уверены в его грамотности;
д) составили резюме после тщательной подготовки (работы с литературой, консультаций специалистов и т.д.);
е) ваше резюме было составлено в кадровом агентстве.
2. Есть ли у Вас стаж работы по желаемой профессии (должности)?
а) более 5 лет;
б) 3-5 лет;
в) 1-3 года;
г) менее 1 года;
Д) по желаемой должности нет, но есть профессиональные навыки, которые. Как мне кажется, позволят быстро овладеть этой профессией;
Е) пока нет, но Вы хотите его приобрести.
3. Ваше образование:
а) среднее, среднее специальное или незаконченное высшее, не относящееся к будущей работе;
б) среднее специальное или незаконченное высшее по профилю работы;
в) высшее не по профилю работы;
г) высшее не по профилю работы и курсы по профилю;
д) высшее по профилю работы;
е) высшее и курсы по профилю работы.
4. Ваш возраст:
а) моложе 23 лет;
б) 23-27;
в) 28-35;
г) 36-45;
д) 46-50;
е) старше 50 лет.
5. Последние 3 года Вы:
а) вообще нигде не работали;
б) большую часть времени не работали;
в) работали в одном или нескольких государственных учреждениях;
г) работали в одной коммерческой организации;
д) работали в 2-3 коммерческих организациях;
е) сменили более 3 мест работы.
6. В какой степени Вы владеете персональным компьютером?
а) весьма смутно представляете, как им пользоваться;
б) можете набрать текст, как на печатной машинке;
в) имеете опыт работы с текстовыми редакторами, базами данных, электронными таблицами, специальными программами;
г) хорошо знакомы с теми или иными видами программ;
д) отлично знаете программы, можете их инсталлировать и т.д., знакомы с «железом»;
е) то же, что «д», но еще владеете современными языками программирования.
7. Владеете ли Вы иностранным языком? (Если Вы владеете несколькими языками, оцените знание каждого из них)
а) нет;
б) можете прочесть несложный текст и перевести его с помощью словаря или объясняться на бытовые темы;
в) читаете без словаря тексты по своей специальности;
г) можете читать и переводить текст с иностранного языка на русский, поддерживать разговор;
д) можете переводит с и на язык, разговаривать на различные темы;
е) свободно владеете языком.
8. Что, с Вашей точки зрения, является главной задачей на собеседовании?
а) произвести благоприятное личностное впечатление;
б) понять специфику организации и попытаться подстроиться;
в) показать свою максимальную заинтересованность в работе именно в этой организации;
г) продемонстрировать высокий профессиональный уровень;
д) дать понять собеседнику, насколько Вы соответствуете требованиям имеющейся вакансии;
е) остаться самим собой и держаться с чувством собственного достоинства.
Отвечая на вопросы данного блока, можете выбрать любое количество ответов.
9. Какую тактику поиска работы вы избрали?
а) состоите на бирже труда;
б) дали объявление о том, что ищете работу в СМИ;
в) занимаетесь самопрезентацией (рассылаете резюме по интересующим Вас организациям, появляетесь там лично и т.п.);
г) ищите через знакомых;
д) постоянно отслеживаете объявления о вакансиях в специализированных СМИ по трудоустройству;
е) обратились в специализированное кадровое агентство.
10. Какие из перечисленных качеств у Вас наиболее выражены?
а) умение расположить к себе людей;
б) профессионализм;
в) целеустремленность;
г) уверенность в себе;
д) умение находить выход из затруднительных ситуаций;
е) обучаемость.
Подсчет результатов теста:
ответ | ||||||||||
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в | ||||||||||
г | ||||||||||
д | ||||||||||
е |
Более 50 баллов. У человека с Вашими данными не может быть никаких трудностей с трудоустройством.
От 40 до 50 баллов. Ваши шансы очень высоки. Вы должны найти работу без особых усилий.
От 30 до 39 баллов. У Вас достаточно хорошие шансы. От Вас требуется только одно- приложить усилия.
От 20 до 29 баллов. Ваш шанс 50 на 50. Вам придется сильно постараться, чтобы добиться успеха. Главное, не позволяйте неудачам выбить Вас из колеи.
От 13 до 20 баллов. Нельзя сказать, чтобы Ваши шансы были блестящими. Возможно, Вам следует получить дополнительное образование или же Вам просто не хватает уверенности в себе.
От 6 до 12 баллов. Вам придется нелегко. Советуем обратиться за консультацией к специалисту и вместе с ним разработать наиболее выгодную для Вас линию поведения.
Менее 5 баллов. Боюсь, что порадовать Вас нечем. Если Вы действительно ищите работу, Вам срочно нужно менять тактику поиска.
Тема 7. Отбор персонала
Основные вопросы для собеседования:
1. Понятие, этапы и принципы отбора персонала.
2. Выбор критериев отбора персонала.
3. Предварительная отборочная беседа.
4. Заполнение и оценка документов кандидатов.
5. Беседа по найму: понятие, назначение и виды.
6. Этапы и правила проведения собеседования. Конкурсный отбор.
7. Профессиональное тестирование.
8. Проверка характеристик и рекомендаций кандидатов.
9. Организация медицинского осмотра.
10. Итоговая сравнительная оценка кандидатов: понятие, объекты, этапы, виды, методы.
11. Назначение и специфика деятельности Центра оценки персонала.
12. Принятие решения о найме. Оповещение кандидатов о решении.
13. Подписание контракта (трудового договора). Виды и структура.
14. Оформление трудоустройства работников в отделе кадров.
Темы докладов:
1. Практические рекомендации для проведения отборочного собеседования.
2. Значение и содержание профессиональных и психологических отборочных тестов.
3. Отечественный и зарубежный опыт работы центров оценки (диагностики) работников.
4. Международный опыт набора персонала в организацию (доклады).
Практическое задание 1.
Разработать уведомление о найме на работу и увольнении (отказе в работе) кандидатам, участвующим в конкурсном отборе в организации.
Практическое задание 2.
Разработать анкету найма работника для замещения вакантной должности (по выбору):
- в частной школе учителя-предметника;
- в кредитном отделе коммерческого банка экономиста-финансиста;
- в малой торгующей фирме главного бухгалтера;
- на крупном промышленном предприятии менеджера по кадрам;
- в ремонтной мастерской аудио-, видеоаппаратуры инженера-электронщика и др.
Примерная структура анкеты:
1. Личные данные:
Фамилия_______________Имя________________Отчество_________________
Место рождения ___________________________ Дата рождения____________
Семейное положение_________________________________________________
Местожительство: улица, № дома_______________________________________
Телефон_________________________Гражданство________________________
Следующая информация заполняется по желанию кандидата:
Имена и даты рождения детей__________________________________________
Фамилия, имя и отчество супруга________________________________________
Дата рождения супруга_______________________________________________
Профессия и нынешняя деятельность супруга______________________________
2. Школьное и профессиональное образование:
Время, место окончания школы__________________________________________
техникума_____________________________________
ВУЗа__________________________________________
ВУЗа__________________________________________
ВУЗа__________________________________________
Квалификация, название диссертации/дипломной работы_____________________
Владение иностранными языками в разговорной речи и письменно______________
Мероприятия по повышению квалификации_______________________________
___________________________________________________________________
3. Прошлая практическая деятельность и должности:
Наименование и адрес прошлых мест работы_______________________________
Работал в качестве __________________________с_________ по______________
Даты вступления в прежние должности____________________________________
Основные и дополнительные функции на последнем рабочем месте
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Состояние здоровья:
Ограничения найма__________________________________________________
Болезни или физические недостатки____________________________________
Получение пенсии____________________________________________________
5. Желаемая должность:
Желаемый доход_____________________________________________________
Возможный срок приступить к работе____________________________________
Практическое задание 3.
Менеджер по персоналу предлагает соискателю заполнить анкету, чтобы иметь представление об его профессиональном опыте и личных и деловых качествах. Проанализируйте анкету с точки зрения профессиональной этики, найдите ошибки и прокомментируйте их. Предложите свой вариант анкеты.
АНКЕТА КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ
(заполнению подлежат ВСЕ поля без исключения)
1. Ф. И. О. (печатными буквами):______________________________________________
Дата рождения: / / полных лет: место рождения: гражданство:___________
2.Паспортные данные: серия: _____ № __________ кем и когда выдан: ______________
3. Прописка/ регистрация (индекс, адрес/дата, срок):_______________________________
_____________________________________________Телефон:_______________________
4. Фактическое место жительства (индекс, адрес):__________________________________
_____________________________________________Телефон:________________________
5. Образование (год поступления – год окончания, название учебного заведения, форма обучения, специальность по диплому, квалификация):
6. Дополнительное образование, в том числе тренинги (дата поступления – дата окончания, название учебного заведения, название курса):
7.Владение иностранными языками (какими, в какой степени): ______________________
8.Уровень владения ПК (перечислите программы, которыми Вы владеете): ____________
9.Наличие военного билета (приписного свидетельства и т.п.) _______________________
10. Участие в военных действиях, событиях на ЧАЭС:_______________________________
11. Наличие собственного автотранспортного средства, водительского удостоверения, стаж вождения:________________________________________________________________
12. Последние три места работы (в обратном порядке), в том числе работа непо трудовой книжке. Если функции указаны в резюме, в анкете можно не дублировать:
Месяц и год Название организации, адрес Ф.И.О. и телефон начальника
Уровень зарплаты
Причина приема и увольнения
Должность, основные функции
13. Сведения о родственниках (Ф. И. О., место работы в настоящее время, должность):
Жена (муж) Дети
Мать Брат
Отец Сестра
14. Кто является кормильцем в семье?_____________________________________________________________________
15.Можете ли Вы в случае необходимости работать вечерами и в выходные дни
(прокомментируйте)?__________________________________________________________
16. Являетесь ли плательщиком алиментов?______________________________________
17. Работает ли кто-либо из Ваших родственников в органах МВД, ФСБ, ФСНП, МНС?__
18. Привлекались ли Вы или Ваши родственники к уголовной или судебной ответственности (статья, когда, мера воздействия) (обязательно для заполнения, поскольку данная информация проверяется):______________________________________
19.Состояли (состоите) ли Вы на учете в наркологическом диспансере?_______________
20. Откуда узнали о вакансии (СМИ, Интернет, агентство, по рекомендации – укажите название)? __________________________________________________________________
21.Каковы, на Ваш взгляд, цели нашей компании?__________________________________
22. Какими действиями Вы собираетесь способствовать достижению целей компании? __
23. В каких направлениях Вы хотели бы реализовать свои возможности в нашей компании? ___________________________________________________________________
24. Назовите профессиональные навыки и личные качества, которыми Вы обладаете как соискатель данной позиции:_____________________________________________________________________25. Назовите причины, по которым Вы могли бы покинуть компанию:___________________________________________________________________
26. Назовите три Ваших положительных и три Ваших отрицательных качества:
Положительные Отрицательные
27. Желаемый уровень заработной платы (на испытательный срок и после него, как часто она должна изменяться в течение работы, по какой причине)?________________________
28. Когда Вы сможете приступить к работе?_______________________________________
29. Связаны ли Вы какими-либо обязательствами с предыдущим местом работы
(прокомментируйте)?__________________________________________________________
Достоверность указанных сведений подтверждаю:__________________________________
Контактные телефоны: ________________________________________________________
Подпись (Фамилия И.О.)
Практическое задание 4.
Проанализировать ситуацию, связанную с процессом отбора кандидата на вакантную должность в организации.
Борис Ефимов, президент и генеральный директор ОАО «Телеком» - одного из крупнейших российских операторов сотовой связи, и его заместитель Владислав Раевский снова не смогли прийти к согласию. В течение трех недель они не могли договориться о том, кто должен стать директором компании по маркетингу и продажам. Выбор необходимо было сделать из трех кандидатов, достигших финальной стадии отбора (см. табл.1).
Таблица 1 – Кандидаты на должность директора по маркетингу и продажам
Кандидаты | Андрес Йорсан | Алексей Калашников | Тимур Вадеев |
Возраст | |||
Образование | МВА, Стокгольмская школа экономики, инженер-механик | МВА, Московская коммерческая школа, Финансовый институт | Кандидат технических наук, Физико-технический институт |
Занимаемая должность | Директор российского представительства международной компании (5 лет) | Заместитель генерального директора по продажам (2 года) | Вице-президент по маркетингу и продажам, российское отделение международной телекоммуникационной компании (1,5 года) |
Занимаемые ранее должности | Региональный директор (Швеция), директор по маркетингу (Норвегия), руководитель отдела продаж (Швеция) | Начальник отдела продаж, торговый представитель | Коммерческий директор, основатель и президент частной компании, научный сотрудник |
Генеральный директор, являющийся одним из создателей компании, а до этого в течение тридцати лет работавший в оборонной промышленности, отдавал предпочтение Алексею Калашникову, который работал на подобной должности в другой, менее крупной телекоммуникационной компании. По мнению Бориса Ефимова, этот молодой человек обладал не только относительно большим опытом работы на телекоммуникационном рынке (17 лет), но и природным талантом маркетолога. Ему казалось, что Алексей будет хорошим дополнением Владиславу, который несмотря на американское образование и солидный операционный опыт, был новичком в телекоммуникационной отрасли.
Владислав придерживался иного мнения. Ему казалось, что Алексей не обладает качествами, необходимыми для данной должности: стратегическим мышлением, умением руководить людьми, аналитическим мышлением. Заместитель генерального директора высоко ценил Алексея как успешного руководителя продаж, однако не видел его в роли руководителя руководителей продаж, которыми в компании являлись директора бизнес-подразделений. Владислав боялся, что молодой, полный энергии Калашников будет работать вместо своих подчиненных, игнорируя долгосрочные, стратегические проекты. Ему больше нравился Андерс Йорсен, обладавший большим опытом работы на различных руководящих должностях, жизненной мудростью и стратегическим мышлением. Ефимов же был глубоко уверен, что иностранец никогда не сможет стать эффективным руководителем маркетинга российской организации. Раевский категорически не соглашался со своим руководителем, и решение о назначении директора по маркетингу и продажам откладывалось и откладывалось.
Вопросы для обсуждения ситуации:
1. Какая дополнительная информация необходима для оказания помощи руководителям при принятии решения о выборе директора по маркетингу и продажам?
2. Чем объяснить различие в мнении двух высших руководителей ОАО «Телеком»?
3. Какой процесс определения кандидата Вы бы предложили компании?
4. В чем сильные и слабые стороны каждой из кандидатур?
5. Кого из них выбрали бы Вы?
Практическое задание 5.
Расставьте в логической последовательности представленные процедуры отбора персонала:
Таблица 2 – Этапы отбора персонала в организации
Процедура | Порядковый № |
Профессиональные тестирования | |
Заполнение бланков анкеты, резюме и др. | |
Оформления трудоустройства | |
Выбор и утверждение критериев отбора кандидатов | |
Собеседование по найму | |
Оповещение кандидатов о решении | |
Предварительная отборочная беседа | |
Подписание контракта | |
Медицинский осмотр кандидата | |
Проверка отзывов и рекомендаций кандидатов |
Практическое задание 6.
Разработайте собственное резюме, используя следующие рекомендации. Рекомендуется составлять резюме объемом 1-2 страницы, четко разделять блоки, а также поля вопросов и ответов, использовать различный шрифт, писать самую интересную и правдивую о себе информацию, без ошибок и помарок, продублировать вариант на английском языке. Возможна фотография.
Основные пункты:
1. Личные данные:
– фамилия;
– имя;
– отчество;
– дата и место рождения;
– гражданство;
– место жительства (фактическое, по прописке);
– контактные телефоны;
– семейное положение.
2. Образование: когда, где, по какой программе получили образование (в обратном хронологическом порядке), повышение квалификации, переподготовка, специальные знания.
3. Профессиональная деятельность: когда, где, в качестве кого работал, основные и дополнительные функции (в обратном хронологическом порядке).
4. Награды и знаки отличия.
5. Личные характеристики: 5-7 положительных личных характеристик.
6. Хобби и увлечения.
7. Желаемая работа: желаемый оклад, режим, условия работы, основные функции.