Методические указания преподавателям
В процессе проведения преподавателями основных видов учебных занятий по данной дисциплине должны использоваться разнообразные традиционные и современные средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тех или иных тем. Преподаватели должны использовать следующие виды занятий: лекции, практические занятия (семинары, лабораторные занятия), словарь терминов и персоналий, материалы по всем формам текущего, промежуточного и итогового контроля по учебной дисциплине, курсовая работа.
Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов по темам излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В состав учебно-методические материалы лекционного курса должны включаться:
1) конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и/или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами;
2) тесты и задания по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины) для самоконтроля студентов;
3) список наглядных пособий;
4) списки учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной по темам лекций (по соответствующей дисциплине) (см. Рабочую программу дисциплины);
5) список современных информационных технологий и мультимедийных продуктов.
Для проведения занятий необходимо наличие компьютеров с доступом в Интернет и современное программное обеспечение (Word 97-2003, 2007, 2010). Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page. Рекомендуются следующие базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
http://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
_http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;
_ http://www.biblioclub.ru – электронная научная библиотека;
_ http://www.personal.ru – электронная версия журнала «Управление персоналом»;
_http://www.kadrovik,ru - электронная версия журнала «Кадровик».
Практические занятия– одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов и приобретение умений и навыков. Практические занятия по отдельным темам дисциплины рекомендуется проводить в форме семинаров, что позволяет студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары должны способствовать углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений, например: написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум. В состав семинарских/ практических занятий должны включаться:
А) методические указания по подготовке семинарских/ практических занятий в печатном и электронном виде, содержащие:
· план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;
· краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых/изучаемых на семинарском/практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, которые позволяют изучить более глубоко рассматриваемые вопросы по дисциплине (см. Рабочую программу дисциплины);
· вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы студента в ходе подготовки к семинару;
· тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на семинарских/ практических занятиях;
Б) методические указания для преподавателей, ведущих семинарские/ практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых студентам, варианты тем рефератов и организацию их обсуждения, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа.
Планы семинарских занятий должны оформляться в виде самостоятельного документа, состоящего из пояснительной записки и тематических разделов.
Пояснительная записка. Занятия должны проводиться по указанному выше направлению, по которому обучаются студенты. Темы, вопросы и задания занятий должны отражать последовательность изучения курса в соответствии с программой дисциплины, а также темы для семинарских занятий должны быть сформулированы в соответствии с основными темами лекционного курса. Количество часов, отведенное учебным планом на их изучение, должно быть представлено в Рабочей программе дисциплины. Общая цель проведения занятий состоит в формировании теоретических знаний, практических навыков и умений студентов по данной дисциплине. Студенты должны уметь анализировать литературу, аргументировано излагать свое мнение, вести дискуссию, принимать решения и т.д. Выбор источников и литературы для проведения занятий обосновывается их массовостью, доступностью, существующими различными научными подходами в данной области и т.д. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля представлена в Рабочей программе дисциплины.