Раздел 3. Понятие о нелинейной регрессии.

3.1. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация.

3.2. Индекс корреляции, теоретическое корреляционное отношение. Коэффициент детерминации для нелинейных моделей. Применение МНК для нелинейных моделей

Раздел 4. Понятие о множественной регрессии.

4.1. Классическая модель множественной регресии. Методы отбора факторов при построении множественной регрессии.МНК.

4.2. Построение уравнения множественной регрессии в стандартизованном и «чистом» виде. Стандартизированные коэффициенты регрессии, их интерпретация. Парные и частные коэффициенты корреляции. Множественный коэффициент корреляции и множественный коэффициент детерминации. Оценка надежности показателей корреляции. . 4.3. Оценка качества модели множественной регрессии: F-критерий Фишера, t-критерий Стьюдента. Мультиколлинеарность. Способы обнаружения мультиколлинеарности и методы устранения мультиколлинеарности.

Раздел 5. Предпосылки МНК.

5.1.Изучение пяти предпосылок МНК. Исследование остатков регрессии. .. . 5.2. Проблемы гетероскедастичности и автокорреляции.Понятие и причины гетероскедастичности. Последствия гетероскедастичности. Тесты на гетероскедастичность:

ранговой корреляции Спирмэна, метод Гольдфельда-Квандта, Уайта, Парка и Глейзера. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными остатками

Раздел 6. Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК).

Раздел 7. Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Фиктивные переменные: общий случай. Совокупности фиктивных переменных.

Распределение часов по семестрам и видам занятий

Общая трудоемкость дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)» составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе:.

Семестр Контактная работа с преподавателем Самостоятельная работа Вид промежу-точной аттестации
Виды занятий Итого Выполнение курсовых заданий Другие виды СРС
З.Е. Лекцион-ные Практи-ческие Лаборатор-ные индивиду- альные КР (КП) ККР (ГР, …)
Заочная форма обучения
- - -   Д/зачет
Итого - - -   Д/зачет
                         

Темы, выносимые на лекции

Учебным планом не предусмотрено.

Лабораторные работы

Учебным планом не предусмотрено.

Практические занятия (семинары)

№ ПЗ №№ разделов дисциплины (модуля) Темы практических и семинарских занятия Кол-во академических часов
Заочная форма обучения
Семестр 2
1-2 Линейная модель множественной регрессии. МНК.Построение уравнения в естественном и стандартизованном виде
3-4 Семинар: Анализ полученных данных. Оценка качества модели. Частные и общий критерии Фишера.
Деловая игра: «Прогнозирование и определение доверительных интервалов прогнозов для линейных моделей».
6-7 2-3 Предпосылки МНК. Гетероскедастичность. Автокорреляция . ОМНК.
8-9 Семинар: Проблемы гетероскедастичности. Метод Гольдфельда- Квандта. Тест ранговой корреляции Спирмэна.
Деловая игра: «Определение гетероскедастичности с помощью тестов Уайта, Парка и Глейзера».
Итого

Cамостоятельная работа магистранта.

Самостоятельная работа магистранта (98 час) включает:

№ п/п   Наименование видов самостоятельной работы Трудоемкость (час.) Методические материалы
Линейная регрессия. Решение простых задач на парную регрессию. Оценка. Доверительные интервалы, прогноз. [1] ( см. п. 9.1), [1-3] ( см. п. 9.2)  
  Самостоятельная работа. Построение уравнений нелинейной регрессии. Выбор лучшего уравнения, его оценка и прогноз по нему. Задание: см. методические указания.   [1] ( см. п. 9.7),    
  Курсовая работа « Построение уравнения множественной регрессии в естественной и стандартизованной формах, его оценка и прогноз». Задание: см. методические указания. Форма контроля: защита и решение задач на множественную регрессию     [2] (см. п. 9.7)  
    Подготовка к промежуточной аттестации Задание: повторение содержания дисциплины Форма контроля: Дифференцированный ЗАЧЕТ [2] (см.п.9.4), [2] (см.п.9.7), [1–3], (см. п. 9.1),    
           

В процессе изучения дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)» студенты должны выполнить самостоятельную и курсовую работы.

КР выполняется по вариантам в МУ к КР. При выполнении КР магистранты должны привести решение указанных задач в среде Microsoft Excel и оформить на листах формата А4. Общий объемом КР 15-20 страниц.

Образовательные технологии

При реализации практических занятий по дисциплине «Эконометрика (продвинутый уровень)» используются такие виды активных и интерактивных форм проведения занятий, как разбор конкретных ситуаций и деловые игры, в рамках которых магистранты получают навыки не только оптимального эконометрического моделирования процессов, но и формируют компетенции в области прогнозов предлагаемых вариантов управленческих решений, представления их результатов и убеждения в правильности своих выводов руководства и партнеров.

Разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади) - это интерактивный метод организации обучения на основе описания и решения конкретных проблемных ситуаций (от английского «case» - случай). Обучаемым предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Этот метод дает возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию магистрантов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество аудиторных часов
Очная форма обучения
ПР Деловая игра: «Прогнозирование и определение доверительных интервалов прогнозов для линейных моделей».
Л, ПР Деловая игра: «Определение гетероскедастичности с помощью тестов Уайта, Парка, Глейзера». 2+2
Итого:  

Кроме того используются:

Разбор конкретной ситуации:

во время семинарского занятия рассматриваются и анализируются конкретные эконометрические модели, взятые из учебной и научной литературы, с целью ускорения приобретения навыков самостоятельного построения и анализа моделей

Семинары-тренинги:

на практических занятиях в компьютерном классе, обучающиеся (с помощью преподавателя) приобретают навыки необходимые для самостоятельной работы с задачами изучения причинно-следственных связей экономических показателей, являющихся предметом эконометрики.

Деловая игра - это моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей. Она является основой методов интерактивного обучения и представляет собой имитацию принятия решений в различных областях, осуществляемую по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Деловая игра способна породить творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала студентами позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

На этих занятиях магистранты получают навыки не только математического моделирования процессов, но и формируют компетенции в области прогнозов предлагаемых вариантов решений, учатся правильно представлять результаты и убеждаются в правильности своих выводов.

6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

- Для проведения практическихи семинарских занятий иногда требуется компьютерный класс.

Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся

Специальных требований к оборудованию рабочих мест преподавателя и студентов нет .

Требования к специализированному оборудованию

Специализированное оборудование не используется.

Требования к программному обеспечению учебного процесса

- Еxcel 2010;

- программа для проведения тестирования и т.д.

Наши рекомендации