Раздел 3. Понятие о нелинейной регрессии.
3.1. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация.
3.2. Индекс корреляции, теоретическое корреляционное отношение. Коэффициент детерминации для нелинейных моделей. Применение МНК для нелинейных моделей
Раздел 4. Понятие о множественной регрессии.
4.1. Классическая модель множественной регресии. Методы отбора факторов при построении множественной регрессии.МНК.
4.2. Построение уравнения множественной регрессии в стандартизованном и «чистом» виде. Стандартизированные коэффициенты регрессии, их интерпретация. Парные и частные коэффициенты корреляции. Множественный коэффициент корреляции и множественный коэффициент детерминации. Оценка надежности показателей корреляции. . 4.3. Оценка качества модели множественной регрессии: F-критерий Фишера, t-критерий Стьюдента. Мультиколлинеарность. Способы обнаружения мультиколлинеарности и методы устранения мультиколлинеарности.
Раздел 5. Предпосылки МНК.
5.1.Изучение пяти предпосылок МНК. Исследование остатков регрессии. .. . 5.2. Проблемы гетероскедастичности и автокорреляции.Понятие и причины гетероскедастичности. Последствия гетероскедастичности. Тесты на гетероскедастичность:
ранговой корреляции Спирмэна, метод Гольдфельда-Квандта, Уайта, Парка и Глейзера. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными остатками
Раздел 6. Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК).
Раздел 7. Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Фиктивные переменные: общий случай. Совокупности фиктивных переменных.
Распределение часов по семестрам и видам занятий
Общая трудоемкость дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)» составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе:.
Семестр | Контактная работа с преподавателем | Самостоятельная работа | Вид промежу-точной аттестации | |||||||||
Виды занятий | Итого | Выполнение курсовых заданий | Другие виды СРС | |||||||||
№ | З.Е. | Лекцион-ные | Практи-ческие | Лаборатор-ные | индивиду- альные | КР (КП) | ККР (ГР, …) | |||||
Заочная форма обучения | ||||||||||||
- | - | - | Д/зачет | |||||||||
Итого | - | - | - | Д/зачет | ||||||||
Темы, выносимые на лекции
Учебным планом не предусмотрено.
Лабораторные работы
Учебным планом не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
№ ПЗ | №№ разделов дисциплины (модуля) | Темы практических и семинарских занятия | Кол-во академических часов |
Заочная форма обучения | |||
Семестр 2 | |||
1-2 | Линейная модель множественной регрессии. МНК.Построение уравнения в естественном и стандартизованном виде | ||
3-4 | Семинар: Анализ полученных данных. Оценка качества модели. Частные и общий критерии Фишера. | ||
Деловая игра: «Прогнозирование и определение доверительных интервалов прогнозов для линейных моделей». | |||
6-7 | 2-3 | Предпосылки МНК. Гетероскедастичность. Автокорреляция . ОМНК. | |
8-9 | Семинар: Проблемы гетероскедастичности. Метод Гольдфельда- Квандта. Тест ранговой корреляции Спирмэна. | ||
Деловая игра: «Определение гетероскедастичности с помощью тестов Уайта, Парка и Глейзера». | |||
Итого |
Cамостоятельная работа магистранта.
Самостоятельная работа магистранта (98 час) включает:
№ п/п | Наименование видов самостоятельной работы | Трудоемкость (час.) | Методические материалы | ||
Линейная регрессия. Решение простых задач на парную регрессию. Оценка. Доверительные интервалы, прогноз. | [1] ( см. п. 9.1), [1-3] ( см. п. 9.2) | ||||
Самостоятельная работа. Построение уравнений нелинейной регрессии. Выбор лучшего уравнения, его оценка и прогноз по нему. Задание: см. методические указания. | [1] ( см. п. 9.7), | ||||
Курсовая работа « Построение уравнения множественной регрессии в естественной и стандартизованной формах, его оценка и прогноз». Задание: см. методические указания. Форма контроля: защита и решение задач на множественную регрессию | [2] (см. п. 9.7) | ||||
Подготовка к промежуточной аттестации Задание: повторение содержания дисциплины Форма контроля: Дифференцированный ЗАЧЕТ | [2] (см.п.9.4), [2] (см.п.9.7), [1–3], (см. п. 9.1), | ||||
В процессе изучения дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)» студенты должны выполнить самостоятельную и курсовую работы.
КР выполняется по вариантам в МУ к КР. При выполнении КР магистранты должны привести решение указанных задач в среде Microsoft Excel и оформить на листах формата А4. Общий объемом КР 15-20 страниц.
Образовательные технологии
При реализации практических занятий по дисциплине «Эконометрика (продвинутый уровень)» используются такие виды активных и интерактивных форм проведения занятий, как разбор конкретных ситуаций и деловые игры, в рамках которых магистранты получают навыки не только оптимального эконометрического моделирования процессов, но и формируют компетенции в области прогнозов предлагаемых вариантов управленческих решений, представления их результатов и убеждения в правильности своих выводов руководства и партнеров.
Разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади) - это интерактивный метод организации обучения на основе описания и решения конкретных проблемных ситуаций (от английского «case» - случай). Обучаемым предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Этот метод дает возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию магистрантов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество аудиторных часов |
Очная форма обучения | |||
ПР | Деловая игра: «Прогнозирование и определение доверительных интервалов прогнозов для линейных моделей». | ||
Л, ПР | Деловая игра: «Определение гетероскедастичности с помощью тестов Уайта, Парка, Глейзера». | 2+2 | |
Итого: |
Кроме того используются:
Разбор конкретной ситуации:
во время семинарского занятия рассматриваются и анализируются конкретные эконометрические модели, взятые из учебной и научной литературы, с целью ускорения приобретения навыков самостоятельного построения и анализа моделей
Семинары-тренинги:
на практических занятиях в компьютерном классе, обучающиеся (с помощью преподавателя) приобретают навыки необходимые для самостоятельной работы с задачами изучения причинно-следственных связей экономических показателей, являющихся предметом эконометрики.
Деловая игра - это моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей. Она является основой методов интерактивного обучения и представляет собой имитацию принятия решений в различных областях, осуществляемую по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Деловая игра способна породить творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала студентами позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
На этих занятиях магистранты получают навыки не только математического моделирования процессов, но и формируют компетенции в области прогнозов предлагаемых вариантов решений, учатся правильно представлять результаты и убеждаются в правильности своих выводов.
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
- Для проведения практическихи семинарских занятий иногда требуется компьютерный класс.
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся
Специальных требований к оборудованию рабочих мест преподавателя и студентов нет .
Требования к специализированному оборудованию
Специализированное оборудование не используется.
Требования к программному обеспечению учебного процесса
- Еxcel 2010;
- программа для проведения тестирования и т.д.