Профессиональный цикл, базовая часть
ЗАГЛАДА Т.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По дисциплине
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Профессиональный цикл, базовая часть
Направление подготовки 080200
Менеджмент
Профиль подготовки
Производственный менеджмент
Квалификация (степень) выпускника –
Бакалавр
Форма обучения:
Очная, заочная, очно-заочная (сокращенная)
Кафедра-разработчик – кафедра управления производством
КАЛИНИНГРАД
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………….........................................................................3
1. Цели, требования к уровню освоения и содержание дисциплины……...….3
2. Методические указания по выполнению и защите контрольной работы.....8
3. Задания контрольной работы ……………………………………………......11
3.1. Теоретическая часть.......................................................................................11
3.2. Практическая часть........................................................................................13
4. Учебно-методические и информационные источники ................................ 21
Приложение А …………………………………………………………………...24
Приложение Б ……………………………………………………………….......25
Приложение В ……………………………………………………………….......27
Приложение Г………………………………………………………………........28
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная контрольная работа является текущей аттестацией выполнения студентом учебной программы.
Для выполнения контрольной работы по дисциплине «Управление персоналом» студент должен знать:
- цели и требования по усвоению содержания дисциплины;
- компетенции, которые должны быть сформированы у него в процессе изучения дисциплины;
- структуру и содержание дисциплины;
- правила выполнения работы;
- изучить специальную литературу, ознакомиться со статьями в журналах, в Интернете, обработать материал и раскрыть все основные понятия курса по каждой теме.
ЦЕЛИ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Управление персоналом» является формирование у студентов знаний, умений и практических навыков по вопросам управления персоналом в организации.
В связи с этим учебная дисциплина «Управление персоналом» должна решать следующие задачи:
• формирование комплексного подхода к экономическим, техническим, психофизиологическим и социальным проблемам управления персоналом;
• усвоение теоретических и методических основ управления персоналом;
• подготовка студента к профессиональной организационно – управленческой, проектно – аналитической и конкретно – исследовательской деятельности в сфере управления персоналом;
• получение знаний в области технологии управления персоналом и их развития;
• приобретение практических навыков проектирования мероприятий по совершенствованию управления персоналом на предприятиях и определения их экономической эффективности;
Курс соответствует университетским требованиям - построен на обобщении новейших исследований в области теории и методологии управления персоналом.
В результате освоения дисциплины бакалавр должен иметь системное представление об управлении персоналом, формировании организационной и управленческой структуры, понимать возможности современных методов и приемов управления персоналом и владеть ими на уровне, необходимом для выполнения профессиональной деятельности.
Знать:
- основные этапы развития управления персоналом как науки и профессии;
- принципы развития и функционирования организации;
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации;
- роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;
- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций
- законодательные и нормативные правовые акты (основы трудового законодательства) и формы статистической отчётности по труду.
Уметь:
-ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;
- проводить аудит персоналом организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;
- разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;
- разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;
- использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и оценивать их эффективность;
- разрабатывать мероприятия по мотивации и стимулированию персонала организации.
Владеть:
- современным инструментарием управления персоналом ;
- методами формирования и поддержания этичного климата в организации;
- специальной терминологией и лексикой, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии;
- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часа, из них:
· При очной форме дисциплина изучается в седьмом семестре ООП. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часа. Из них аудиторные занятия (АЗ) – 44 час., самостоятельная работа (СРС) – 64 часа.
· при заочной форме обучения аудиторные занятия (АЗ) составляют 12 часов, самостоятельная работа (СРС) – 96 часов, контрольная работа. Дисциплина изучается в шестом и седьмом семестрах ООП соответственно;
· при очно-заочной сокращенной форме обучения аудиторные занятия (АЗ) – 28 час., самостоятельная работа (СР) – 80 час. Дисциплина изучается в четвертом семестре ООП.
Аттестация по дисциплине проводится в форме зачета.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Тема | Содержание |
Сущность управления персоналом (УП) | 1.1.Понятие, цели, задачи УП. Диагностическая модель УП 1.2.Философия УП (российская, американская, английская, японская и др.), 1.3.Концепции УП 1.4.Закономерности и принципы УП. Методы УП, | |
Управление поведением личности в организации | 2.1.Характеристика личности как объекта и субъекта управления (понятие, типы, способности, качества руководителя) 2.2.Деловой этикет в практике управления персоналом. Этика делового общения. 2.3.Вербальные и невербальные методы общения. 2.4.Конфликтные ситуации и методы их ликвидации 2.5.Организационная (корпоративная) культура и ее развитие на предприятии | |
Система управления персоналом организации (СУПО) | 3.1.Сущность и проектирование СУПО. 3.2. Виды структур УП: Организационная структура. Штатная структура. Социальная структура.Ролевая структура. 3.3.Разделение и кооперация труда. 3.4.Организационное обеспечение СУПО. Кадровое и документационное обеспечение 3.5.Информационное и техническое обеспечение. Нормативно- методическое и правовое обеспечение. | |
Кадровая политика и кадровая стратегия (стратегическое управление) | 4.1.Кадровая политика (направления и принципы, место и роль, содержание) 4.2.Стратегия управления и ее реализация Система стратегического управления | |
Планирование работы с персоналом | 5.1.Сущность, виды и уровни планирования Планирование и прогнозирование потребности в персонале 5.2.Кадровый контроллинг 5.3.Маркетинг персонала | |
Современные бизнес - технологии УП | 6.1.Набор, отбор, расстановка персонала 6.2.Управление деловой карьерой , кадровый резерв, управление продвижением 6.3.Оценка и аттестация персонала 6.4.Мотивация, стимулирование и оплата труда. Классические и современные методы оплаты труда 6.5.Зарубежный опыт УП | |
Оценка результатов деятельности персонала организации | 7.1.Оценка результатов труда работников 7.2.Оценка затрат на персонал 7.3.Оценка эффективности мероприятий по работе с персоналом 7.4.Аудит персонала |
Оформление контрольной работы
При выполнении теоретического задания необходимо составить план ответа, состоящий из введения, основной части (2-3 параграфа, по 3 - 4 страницы), заключения и списка литературы (используемых источников). По тексту обязательно должны быть ссылки на используемые источники.
Практические задания состоят из личностных тестов, ситуаций и задач. При выполнении этой части необходимо писать № задания и его название; для анализа ситуации – записать ситуацию и дать четкие ответы на каждый вопрос, при решении задач – переписать условие, записать формулу, дать решение и ответ.
Работа выполняется на одной стороне стандартного листа формата А 4 (210х297) в машинописном варианте с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 15 мм. Шрифт Times New Roman 14, межстрочный интервал – 1,5.
Все страницы должны быть пронумерованы. Номера проставляются начиная со второй страницы (Содержание) по центру внизу после текста. На титульном листе номер не проставляется.
Все иллюстративные материалы, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, графики должны иметь название и номер. Название таблицы пишется между самой таблицей и ее номером над таблицей. Графики, диаграммы, схемы в тексте именуются рисунками. Название рисунка пишется под рисунком, рядом с ее номером. Таблицы и рисунки должны помещаться после ссылки на них.
Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов и цитаты обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник, например [15,148] (на 148 странице источника литературы под номером 15 в списке литературы).
В конце работы обязательно необходимо указать список использованных источников, включая интернет-источники.
o Нумерация страниц в тексте и приложений в контрольной работе должна быть сквозной.
· Общие требования к работе: аккуратность оформления, четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов. Ответы должны быть полными и исчерпывающими.
o Работа, выполненная небрежно, к сдаче не допускается.
o Контрольная работа представляется на кафедру «Управление производством» для регистрации методистом кафедры или лично преподавателю. Без защищённой работы студент к зачёту не допускается. Сдача зачёта является заключительным этапом изучения дисциплины, поэтому контрольная работа должна быть выполнена и зачтена до зачёта.
o В конце Методического указания представлены примерные вопросы к зачёту (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
· Защита работы
o Выполненная работа должна иметь визу преподавателя о допуске к защите.
o Защита работы проводится в виде презентации в студенческой группе или на студенческой конференции, при этом используются слайды, фолии, плакаты, рисунки и др.
Студент, не представивший в установленный срок контрольную работу и не защитивший ее, к зачету не допускается.
Критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса даны в ПРИЛОЖЕНИИ В
ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тематика контрольных работ
1. Сущность и диагностическая модель управления персоналом
2. Философия УП: российский и зарубежный подходы
3. Современные концепции УП
4. Закономерности и принципы и методы УП
5. Методы построения системы УП
6. Личность как объект и субъект управления. Характеристика качеств
менеджера
7. Организационное обеспечение системы управления персоналом
8. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом
9. Виды структур УП: организационная, штатная, социальная, ролевая.
10. Разделение и кооперация труда
11. Информационное, техническое, программное обеспечение системы управления персоналом.
12. Кадровая политика (направления и принципы, место и роль, содержание, виды)
13. Стратегия управления персоналом и особенности ее реализации
14. Сущность, виды и уровни планирования работы с персоналом
15. Кадровый контроллинг и аудит персонала
16. Маркетинг персонала
17. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
18. Набор, отбор, расстановка персонала
19. . Оценка персонала
20. Аттестация персонала
21. Современные подходы в управлении персоналом (аутсорсинг, аутстаффинг и др.)
22. Сущность и основные понятия мотивации и оплаты труда.
23. Теории мотивации персонала (содержательные и процессуальные)
24. Современное состояние мотивации, стимулирования и оплаты труда. Мотивационный портфель
25. Оценка результатов труда персонала
26. Оценка затрат на персонал, Оценка эффективности мероприятий по работе с персоналом
27. Развитие персонала как фактор усиления инновационных процессов современного производства
28. Развитие управленческого персонала как элемент развития организации
29. Профориентация и трудовая адаптация персонала
30.Управление деловой карьерой персонала
31. Психологическое обеспечение управления карьерой
32.Программа оценки карьерных компетенций
33.Развитие карьеры сотрудников компании
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание к теме 1.
Задание 1
1.Привести примеры 1 -2-х калининградских и других российским компаний, уделяющих повышенное внимание проблемам управления персоналом. Записать концепции, закономерности, принципы и методы их работы.
Задание к теме 2.
Задание 2.
Какими качествами должен обладать менеджер? Из указанных ниже 50 качеств выберете и запишите их по степени важности:
а) 10 качеств эффективного руководителя;
б) 10 качеств, преимущественно присущих Вам лично.
Сделайте выводы.
Общий перечень качеств:
1. Общительность 2. Чувство нового 3. Требовательность к людям 4. Преданность делу 5. Принципиальность 6. Знание фактов, цифр, данных 7. Инициативность 8. Умение предвидеть 9. Умение проконтролировать исполнение 10. Чувство юмора 11. Требовательность к себе 12. Умение слушать 13. Умение убеждать 14. Единство слов и действий 15. Самокритичность 16. Чувство личной ответственности 17. Внимательное отношение к людям 18. Вежливость 19. Искренность 20. Умение выступать 21. Целеустремленность 22. Тактичность 23. Справедливость 24. Умение ценить время 25. Доверчивость 26. Работоспособность | 27. Умение организовать самого себя 28. Самостоятельность 29. Дисциплинированность 30. Умение говорить по телефону 31. Умение анализировать 32. Умение оценить работу подчиненных 33. Выдержанность 34. Аккуратность в работе 35. Умение инструктировать 36. Умение поддержать инициативу 37. Умение довести начатое дело до конца 38. Умение заинтересовать в выполнении работы 39. Умение рисковать 40. Энергичность 41. Умение показать личный пример 42. Способность вызвать энтузиазм 43. Усидчивость 44. Умение работать ровно, без сбоев 45. Активность в общественной работе 46. Умение организовать людей 47. Интуиция 48. Умение управлять своими эмоциями 49. Профессиональные знания 50. Профессиональные умения, опыт |
Задание 3
Напишите три ваших положительных качества и опишите ситуации, в которых вы используете каждое свое качество.
Напишите три ваших отрицательных качества и опишите, как вы исправляете каждое из них.
Задание к теме 3.
Задание 4
Разработать должностную инструкцию на должность, которую Вы занимаете.
Если Вы не работаете, разработайте должностную инструкцию на одну из следующих должностей: Менеджер по персоналу; Менеджер.
При выполнении работы использовать характеристику должности согласно "Квалифицированного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
Задание 5
Попросите трех работников различных должностей одной или нескольких организаций ответить на следующие вопросы:
Имеет ли значение функция управления персоналом в организациях, где они работают?
Как влияет они на других людей, когда надо, чтобы те сделали что-либо по работе?
Составьте структуру управления персоналом, выделите должности опрашиваемых работников, коротко опишите ее.
Задание 6.
Задание к теме 4.
Задание 7.
Задание к теме 5.
Задание 8
Рассчитайте дополнительную потребность, если имеются следующие данные: среднесписочная численность на конец планируемого года составит 150 чел.; среднесписочная численность на конец базисного года - 140 чел.;
По отчетным данным за базисный период:
а) перевод на другое предприятие составил 1 чел.;
б) в связи с окончанием срока договора - 5 чел.;
в) в связи с переходом на учебу в ВУЗ с отрывом от производства - 2 чел.;
г) уход на пенсию - 2 чел.;
д) в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ - 2 чел.;
е) уволены по собственному желанию - 4 чел.;
ж) за нарушение трудовой дисциплины - 1 чел.
з) по прочим причинам - 2 чел.
Задание 9
Определить коэффициент текучести на предприятии, если число уволенных по собственному желанию: 1 вариант - 3 чел., 2 вариант - 5 человек, 3 вариант - 2 чел. Число уволенных за нарушение дисциплины: 1 вариант - 1 чел., 2 вариант - 0 чел., 3 вариант - 0 чел.; уволенных по иным причинам: 1 вариант - 0 чел., 2 вариант - 2 чел., 3 вариант - 4 чел. Общая численность работающих - 36 чел., 40 чел., 15 чел.
Задание 10
Определить потребность в рабочей силе по норме выработки, если планируется выпустить в месяц 870 шт. Норма выработки 1 рабочего в единицу времени (в день) 2 шт. Фонд времени 1 рабочего - 25 дней, известно, что рабочий выполняет норму на 103,5%.
Задание к теме 6.
Задание 11.
Заполните стандартный бланк «Личного листка», используемого при приеме на работу или составьте свой личный листок (CV) по следующей схеме:
CURRICULUM VITAE
(Личный листок)
1. Ф.И.О. (NAME) | |
2. Дом адрес (с указанием почт, индекса): PRIVATE ADDRESS | |
3.Домашний телефон PRIVATE TEL. | |
4. Дата рождения DATE OF BIRTH | |
5. Образование EDUCATION AT UNIVERSITY LEVEL | |
- Наименование ВУЗа: Name of the University | |
- Количество лет обучения: Number of years of university studies | |
- Дата окончания Date of final Graduation | |
- Факультет Name of the faculty (department) | |
- Степень Degree | |
- Специализация Specialization | |
- Обучение после окончания ВУЗа Post graduate education | |
6.Профессиональный опыт (работа) Professional experience Дата поступления и ухода, должность, местонахождеие предприятия Pleace indicate the starting and ending dates of all the functions and companies in historical order | |
7. Выполняемая работа в настоящее время Present function | |
Должность, звание Title | |
Функциональные обязанности Main responsibilities |
Задание 12 . Составьте свое резюме (КАК САМОРЕКЛАМУ). Запишите не менее четырех отличий Резюме от СV.
Задание 13. Выполните следующее задание:
Нередко высказывается мнение, что зарплата сотрудников фирмы должна складываться из трех частей:
- за выполнение должностных обязанностей;
- за выслугу лет и с учетом фактора стоимости жизни;
- за достигнутые результаты в работе за прошедший период.
Этот подход не является бесспорным. Предложите свою систему мотивации и стимулирования труда, разработайте «мотивационный портфель»
Задание к теме 7.
Задание 14
Определить экономическую эффективность введения на предприятии должности менеджера по персоналу при следующих данных:
Доходы организации, руб. в год 1700000
Текущие затраты, руб. в год 700 000
Единовременные затраты, руб. в год 250 000
Доля директора в доходах, % 30
Экономия времени директора, % 20
Полезный фонд рабочего времени директора, час. в год 1920
Заработная плата менеджера по персоналу, руб. в мес 15000
Единый социальный налог на заработную плату, % 35,6
Пример решения задачи 14 по теме 7 см. в Приложении Б.
Образец титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический университет»
Институт финансов, экономики и менеджмента
Кафедра Управления производством
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
(текущая аттестация)
Направление подготовки 080200
Менеджмент
Профиль подготовки
Производственный менеджмент
Квалификация (степень) выпускника –
Бакалавр
Форма обучения:_____________
ФИО
Руководитель - К.э.н., доцент ___________________
Т.П.ЗАГЛАДАДата, подпись
Дата, подпись
КАЛИНИНГРАД
201_
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Пример решения задачи по теме 7
(Источник: Управление персоналом организации. Практикум: Уч. пос./Под ред. Д.э.н., проф А.Я.Кибанова. –М.: ИНФРА-М,2008.-363 с.)
В организации, представляющей собой малое предприятие, работу по персоналу, наряду с основной работой, выполняет директор. При этом он тратит до 15% фонда полезного времени на эту работу. Экспертным путем было установлено, что доля директора в доходах организации составляет 30%. Директор считает, что введение должности специалиста по управлением персоналом позволит ему сэкономить время и сосредоточиться на решении главных задач организации.
Исходные данные
Доходы организации составляют 100 ООО руб. в год. Текущие расходы — 70 ООО руб. в год. Единовременные затраты — 25 ООО руб. в год. Полезный фонд рабочего времени директора составляет 1920 ч в год. Предполагаемая заработная плата вводимого специалиста по найму составляет 6000 руб. в мес. Единый социальный налог на заработную плату — 30,0%.
Постановка задачи
Определить экономическую эффективность введения должности специалиста по найму.
Решение ситуации
Определим годовую экономию времени директора вследствие введения должности специалиста по найму: 1920 • 0,15= 288 ч. Доход, приносимый директором за год: 100 000 • 0,3 = 30 000 руб. Доход, приносимый директором за один час работы: 30 000/1920= 15,625 руб./ч.
Тогда дополнительный доход, который принесет директор в случае введения должности специалиста по найму, составит-15,625 • 288 = 4500 руб.
В связи с введением новой должности организация увеличит текущие затраты на величину заработной платы специалиста и налога на нее. Они составят: 6000 * 12 + 6000*12 *30,0% = = 93 600 руб.
Доходность проекта представляет собой отношение суммарного дохода к суммарным затратам — индекс доходности инвестиций (ИД):
ИД = (100 000 + 4500) / (70 000 + 25 000 + 93 600) = = 104 500/188 600 = 0,554.
Поскольку доходность меньше 1, то проект считается экономически невыгодным. Затраты на введение должности специалиста по найму превысят дополнительный доход от деятельности директора.
Ответ.ИД =0,554. Проект неэффективен.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса
Оценка "зачет" предполагает, что студент:
· на основе программного объема знаний ориентируется в проблематике учебного курса,
· достаточно свободно и грамотно ориентируется в основной и дополнительной литературе.
· прочно усвоил основные понятия и категории;
· хорошо работал на практических занятиях, семинарах.
· знает основные понятия и категории;
· может дать, в основном, правильные суждения;
· имеет положительные оценки по текущей успеваемости (контрольным работам) по каждой теме.
Оценка "незачет" предполагает, что студент:
· не знает основных понятий, категории и терминов;
· не вышел за пределы отдельных представлений;
· не выполнял задания к семинарам и не справлялся с контрольными заданиями
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Вопросы для подготовки к зачету
1. Сущность управления персоналом (Понятие, цели, задачи, ориентированность УП)
2. Диагностическая модель УП
3. Философия УП (российская, американская, английская, японская и др.)
4. Концепция УП
5. Закономерности и принципы УП
6. Методы УП
7. Личность как объект и субъект управления. Характеристика качеств менеджера
8. Этика деловых отношений
9. Поведенческая стратегия и тактика
10. Методы делового общения и их особенности (вербальные и невербальные)
11. Управление конфликтами
12. Система управления персоналом организации (СУПО)
13. Характеристика организационной и функциональной подсистем СУПО
14. Современные подходы в управлении персоналом ( аутсорсинг, аутстаффинг и др.)
15. Организационное обеспечение системы управления персоналом
16. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом
17. Виды структур УП (организационная, штатная, социальная, ролевая)
18. Разделение и кооперация труда работников
19. Информационное, техническое, программное обеспечение системы управления персоналом.
20. Кадровая политика (направления и принципы, место и роль, содержание, виды)
21. Стратегия управления персоналом: виды, типы и особенности ее реализации
22. Сущность, виды и уровни планирования работы с персоналом
23. Кадровый контроллинг и аудит персонала
24. Маркетинг персонала
25. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
26. Современные персонал – технологии набора персонала
27. Оценка персонала
28. Аттестация персонала
29. Сущность и основные понятия мотивации и стимулирования труда
30. Теории мотивации персонала (содержательные и процессуальные)
31. Классические формы и системы оплаты труда.
32. Современные формы и системы оплаты труда
33. Оценка результатов труда
34. Оценка затрат на персонал
35. Оценка эффективности мероприятий по работе с персоналом
36. ТК об оплате труда, о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников.
ЗАГЛАДА Т.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По дисциплине
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Профессиональный цикл, базовая часть
Направление подготовки 080200
Менеджмент
Профиль подготовки
Производственный менеджмент
Квалификация (степень) выпускника –
Бакалавр
Форма обучения:
Очная, заочная, очно-заочная (сокращенная)
Кафедра-разработчик – кафедра управления производством
КАЛИНИНГРАД
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………….........................................................................3
1. Цели, требования к уровню освоения и содержание дисциплины……...….3
2. Методические указания по выполнению и защите контрольной работы.....8
3. Задания контрольной работы ……………………………………………......11
3.1. Теоретическая часть.......................................................................................11
3.2. Практическая часть........................................................................................13
4. Учебно-методические и информационные источники ................................ 21
Приложение А …………………………………………………………………...24
Приложение Б ……………………………………………………………….......25
Приложение В ……………………………………………………………….......27
Приложение Г………………………………………………………………........28
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная контрольная работа является текущей аттестацией выполнения студентом учебной программы.
Для выполнения контрольной работы по дисциплине «Управление персоналом» студент должен знать:
- цели и требования по усвоению содержания дисциплины;
- компетенции, которые должны быть сформированы у него в процессе изучения дисциплины;
- структуру и содержание дисциплины;
- правила выполнения работы;
- изучить специальную литературу, ознакомиться со статьями в журналах, в Интернете, обработать материал и раскрыть все основные понятия курса по каждой теме.
ЦЕЛИ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Управление персоналом» является формирование у студентов знаний, умений и практических навыков по вопросам управления персоналом в организации.
В связи с этим учебная дисциплина «Управление персоналом» должна решать следующие задачи:
• формирование комплексного подхода к экономическим, техническим, психофизиологическим и социальным проблемам управления персоналом;
• усвоение теоретических и методических основ управления персоналом;
• подготовка студента к профессиональной организационно – управленческой, проектно – аналитической и конкретно – исследовательской деятельности в сфере управления персоналом;
• получение знаний в области технологии управления персоналом и их развития;
• приобретение практических навыков проектирования мероприятий по совершенствованию управления персоналом на предприятиях и определения их экономической эффективности;
Курс соответствует университетским требованиям - построен на обобщении новейших исследований в области теории и методологии управления персоналом.
В результате освоения дисциплины бакалавр должен иметь системное представление об управлении персоналом, формировании организационной и управленческой структуры, понимать возможности современных методов и приемов управления персоналом и владеть ими на уровне, необходимом для выполнения профессиональной деятельности.
Знать:
- основные этапы развития управления персоналом как науки и профессии;
- принципы развития и функционирования организации;
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации;
- роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;
- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций
- законодательные и нормативные правовые акты (основы трудового законодательства) и формы статистической отчётности по труду.
Уметь:
-ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;
- проводить аудит персоналом организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;
- разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;
- разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;
- использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и оценивать их эффективность;
- разрабатывать мероприятия по мотивации и стимулированию персонала организации.
Владеть:
- современным инструментарием управления персоналом ;
- методами формирования и поддержания этичного климата в организации;
- специальной терминологией и лексикой, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии;
- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часа, из них:
· При очной форме дисциплина изучается в седьмом семестре ООП. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часа. Из них аудиторные занятия (АЗ) – 44 час., самостоятельная работа (СРС) – 64 часа.
· при заочной форме обучения аудиторные занятия (АЗ) составляют 12 часов, самостоятельная работа (СРС) – 96 часов, контрольная работа. Дисциплина изучается в шестом и седьмом семестрах ООП соответственно;
· при очно-заочной сокращенной форме обучения аудиторные занятия (АЗ) – 28 час., самостоятельная работа (СР) – 80 час. Дисциплина изучается в четвертом семестре ООП.
Аттестация по дисциплине проводится в форме зачета.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Тема | Содержание |
Сущность управления персоналом (УП) | 1.1.Понятие, цели, задачи УП. Диагностическая модель УП 1.2.Философия УП (российская, американская, английская, японская и др.), 1.3.Концепции УП 1.4.Закономерности и принципы УП. Методы УП, | |
Управление поведением личности в организации | 2.1.Характеристика личности как объекта и субъекта управления (понятие, типы, способности, качества руководителя) 2.2.Деловой этикет в практике управления персоналом. Этика делового общения. 2.3.Вербальные и невербальные методы общения. 2.4.Конфликтные ситуации и методы их ликвидации 2.5.Организационная (корпоративная) культура и ее развитие на предприятии | |
Система управления персоналом организации (СУПО) | 3.1.Сущность и проектирование СУПО. 3.2. Виды структур УП: Организационная структура. Штатная структура. Социальная структура.Ролевая структура. 3.3.Разделение и кооперация труда. 3.4.Организационное обеспечение СУПО. Кадровое и документационное обеспечение 3.5.Информационное и техническое обеспечение. Нормативно- методическое и правовое обеспечение. | |
Кадровая политика и кадровая стратегия (стратегическое управление) | 4.1.Кадровая политика (направления и принципы, место и роль, содержание) 4.2.Стратегия управления и ее реализация Система стратегического управления | |
Планирование работы с персоналом | 5.1.Сущность, виды и уровни планирования Планирование и прогнозирование потребности в персонале 5.2.Кадровый контроллинг 5.3.Маркетинг персонала | |
Современные бизнес - технологии УП | 6.1.Набор, отбор, расстановка персонала 6.2.Управление деловой карьерой , кадровый резерв, управление продвижением 6.3.Оценка и аттестация персонала 6.4.Мотивация, стимулирование и оплата труда. Классические и современные методы оплаты труда 6.5.Зарубежный опыт УП | |
Оценка результатов деятельности персонала организации | 7.1.Оценка Наши рекомендации
|