Задачи и функции эксплуатационного управления цифровых систем коммутации
Общая задача эксплуатационного управления состоит в том, чтобы обеспечить нормальную работу системы связи, ее адаптацию к изменениям как внешних, так и внутренних условий, ее развитие в количественном и в качественном отношении, а также расчеты с пользователями за предоставляемые им услуги. Все это предполагает наличие нескольких частных задач, в числе которых управление ресурсами (Operations), административное управление (Administration), техническое обслуживание (Maintenance) и ввод новых ресурсов (Provisioning). Первые буквы английских слов, приведенных в скобках, образуют аббревиатуру ОАМ&Р, а первые три из этих букв в сочетании с буквой С (от слова Center) - аббревиатуру ОАМС, которая по-русски расшифровывается как центр технической эксплуатации.
Эксплуатационное управление охватывает, помимо узлов коммутации, баз данных и пунктов сигнализации ОКС7, также и другие компоненты сети связи.
Развитие средств эксплуатационного управления в коммутационных станциях и узлах все время шло эволюционным путем. По мере введения в АТС новых функций и новых программно-аппаратных средств, возникали новые эксплуатационно-технические задачи, для решения которых создавалось новое программное обеспечение.
Функции управления ресурсами АТСвключают в себя назначение и модификацию станционных параметров, характеризующих все логические и физические ресурсы в станции (под физическим ресурсом подразумевается любое станционное устройство, а логическим ресурсом считается любой объект - такой как пучок соединительных линий или направления маршрутизации, - который является значащим с точки зрения технической эксплуатации станции); сбор данных для начисления платы; сбор и анализ статистических данных о нагрузке, обслуживаемой станцией. Станционное ПО имеет сведения о физических и функциональных реалиях своей станции через параметры конфигурации, которые являются переменными величинами, определяемыми специально для этой цели.
Функции административного управления АТС включают в себя ведение абонентских данных (номера и категории абонентских линий, начисление платы) и аналогичных по смыслу данных, относящихся к взаимодействию с УПАТС и с другими сетями, а также принятие решений, связанных с развитием сети связи, и передачу соответствующих указаний функциям управления ресурсами.
Функции технического обслуживания включают в себя контроль работоспособности станции; обнаружение неисправностей с как можно более точным определением их местоположения; блокировку последствий неисправностей (диагностика первого уровня); удаление неисправных элементов и их восстановление (диагностика второго уровня). Это делается без прерывания работы станции, а для того чтобы обеспечивалась возможность глубокой диагностики станционного устройства, неисправность которого может являться причиной серьезных нарушений функционирования, устройства такого типа, как правило, резервируются. Когда диагностика первого уровня определяет, что неисправно одно из резервированных устройств, процедуры техобслуживания обеспечивают автоматическую реконфигурацию станции, выводя из обслуживания устройство, которое оказалось неисправным, и переключая его функции на резервирующее устройство.
Статистический контроль ведется на основе наблюдения за обслуживанием реального потока вызовов, для чего используется комплект счетчиков, с помощью которых наблюдаемые последовательности фаз обслуживания вызовов и обработки сигнализации сравниваются с типовыми последовательностями. Когда текущие показания счетчиков выходят за статистически установленные пределы, генерируются коды аномальных ситуаций для диагностики первого уровня.
Наряду со статистическим, ведется и периодический контроль оборудования АТС с помощью программ, запускаемых по таймеру. Эти же программы могут быть запущены с помощью команд оператора станции в соответствии с плановыми проверками, периодичность которых определяется соответствующими инструкциями. Тестовые программы имеют низкий приоритет и выполняются в периоды низкой нагрузки АТС
Кроме этого, с системой эксплуатационного управления АТС взаимодействуют следующие службы операторской компании:
• служба технической поддержки, которая создает спецификации для развития и модернизации АТС, взаимодействует с техническим отделением поставщика коммутационного оборудования и с группой трафика с целью выработки технических решений;
• биллинговый центр, который ведет обработку учетной информации станции для составления абонентских счетов;
• служба безопасности, занимающаяся предотвращением несанкционированного доступа и злоупотреблениями при пользовании услугами телефонной связи;
• абонентская группа, главная функция которой состоит в назначении линий и ведении станционных баз данных;
• группа трафика, которая изучает и моделирует телефонный трафик АТС; по ее Рекомендациям, базирующимся на динамике межстанционного трафика, добавляются и/или удаляются соединительные линии в станции.
Для каждой из рассмотренных групп функций эксплуатационного управления разрабатывались соответствующие программные системы, которые назывались системами эксплуатационной поддержки OSS (Operations Support Systems), причем, как правило, в каждой из этих первых OSS использовались собственные протоколы.
Термин OSS относится к системам, выполняющим функции эксплуатационного управления, включая инженерную поддержку, планирование и техническое обслуживание коммутационных узлов и станций.
Стандарт сети эксплуатационного управления телекоммуникациями TMN (Telecommunications Management Network) был разработан совместно ISO и ITU-T, как и входящий в этот стандарт протокол передачи общей управляющей информации CMIP (Common Management Information Protocol).