Обнаружение сбоев, анализ и информирование о сбое
Программные сбои регистрируются в соответствующем управляющем элементе, аппаратные – в терминальных устройствах. Некоторые типы сбоев требуют немедленных защитных действий, другие анализируются системой техобслуживания, третьи вызывают включение аварийной сигнализации или/и формирование соответствующего рапорта.
Для обнаружения неисправностей оборудования телефонной станции применяются следующие методы контроля:
- контроль аварийной сигнализации (все точки сканирования аварийных сигналов аппаратуры постоянно контролируются);
- текущий контроль проверки четности и результатов сравнения запрос/ответ в сообщениях, которыми обмениваются блоки надежности;
- программные проверочные тесты контролируют ошибки, возникающие в работающих программах (попытки записи в защищенные области памяти, использование недопустимых параметров и т.д.);
- статусные проверки сравнивают содержимое памяти элементов управления со статусом оборудования, в котором оно должно находиться в соответствии с записью в программном обеспечении, а обнаруженные ошибки исправляются автоматически;
- рутинные тесты проверяют те части оборудования, которые не контролируются аварийной сигнализацией или текущим контролем. Они являются частью планового технического обслуживания и могут запускаться персоналом телефонной станции или автоматически по установленному графику.
Основная цель контроля состоит в обеспечении постоянного обзора функционирования телефонной станции и сети. Функции контроля классифицируют по типам объектов:
- отдельные линии;
- группы линий;
- модули;
- управляющие элементы;
- маршруты;
- абоненты.
Эти функции основываются на подсистеме измерений. Ряд показаний статистических счетчиков запрашивается, обрабатывается и сравнивается с некоторыми пороговыми значениями, которые, при необходимости, могут быть изменены оператором. После сравнения принимаются следующие решения:
- активация/деактивация аварийных сигналов;
- устанавливаются и приводятся в отчетах некоторые индикаторы и коэффициенты;
- могут выполняться автоматические тесты на линиях.
Значения этих счетчиков предоставляются как минимум в пятиминутный период.
На телефонной станции должна быть предусмотрена система контроля и диагностики, обеспечивающая обнаружение и локализацию неисправного оборудования, АЛ, СЛ или каналов и диагностику в режиме проверки.
Контроль работоспособности станции включает в себя следующие составляющие:
- контроль соединительных линий;
- языковые средства административного управления, позволяющие техническому персоналу производить автоматические и выборочные измерения (ADL - программы);
- почасовой аномальный рапорт;
- рапорт анализа аппаратного сбоя;
- аварийные рапорта, генерируемые станцией;
- главная аварийная панель;
- наблюдение.
Оборудование для контроля соединительных линий представляет собой встроенный в программно - аппаратное обеспечение телефонной станции комплекс, который позволяет следить за тем, чтобы пороговые значения запрограммированных параметров соединительных линий (наличие наблюдаемых линий, количество занятых линий, время разговора и т.д.) находились в пределах допустимых значений.
Наиболее важными ADL - программами для контроля станции являются:
- анализ трафика;
- почасовое системное сообщение, содержащее сведения об эффективности работы станции.
При изменении состояния контрольных точек станции из состояния, соответствующего исправности оборудования, в состояние, соответствующее неисправности оборудования, происходит переход к программе обработки неисправности в оборудовании. Пример - пропадание на модуле станции напряжения электропитания 5 В, которое фиксируется контрольной точкой.
При получении на любой фазе тестовой проверки результата, находящегося за пределами нормального состояния оборудования, происходит переход к программе обработки неисправности. Пример - отсутствие двухчастотного сигнала при проверке кодового передатчика.
Если при контроле за качеством обслуживания вызовов, наблюдаемая характеристика оборудования выходит за пределы установленных пороговых значений, то происходит переход к программе обработки неисправности. Пример - процент каналов, находящихся в состоянии блокировки по наблюдаемому направлению, превысил заданный порог.
Анализ неисправности производит управляющее устройство модуля телефонной станции, где обнаружена неисправность, или, если это невозможно, централизованная часть подсистемы техобслуживания телефонной станции. Во втором случае специальная программа образует интерфейс между модулем, где обнаружена неисправность, и централизованной частью подсистемы техобслуживания.
Основными задачами анализа являются:
- сбор информации о неисправности;
- определение неисправного оборудования;
- подготовка рапорта для вывода аварийного сообщения.
Результат анализа неисправности определяет дальнейшие действия по техобслуживанию, т.е. меры по защите оборудования от неисправностей, необходимость диагностирования неисправного оборудования, категорию срочности по устранению неисправности.