Классный час «Веселая грамматика»
1-й чтец: Учили с детства мы, друзья,
Наш алфавит от «а» до «я».
И буква к букве, к слову – слог
Читали: «счастье», «труд», «урок».
2-й чтец:Большая сила в буквах есть,
Когда мы сможем их прочесть,
Все дело в том лишь, где и как
Поставлен в слове каждый знак.
3-й чтец («Надо уметь читать» из Валдиса Лукса):
Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей,
А то ты впросак попадешь, как Андрей.
1-й чтец: Хлеба купить попросили Андрея,
Вот и пошел он, читать не умея.
Вывесок много, а мальчик один.
Входит несмело Андрей в магазин.
Кто-то в халате молвит Андрею:
3-й чтец: Сядьте, я бороду вашу побрею! –
1-й чтец:Только тогда, покраснев от стыда,
Понял Андрей, что попал не туда…
2-й чтец: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Эмма Мошковская.
3-й чтец:Я пишу быстрее всех!
Но ехидные улыбки:
В каждом слове три ошибки!
Просто я уже такой,
Просто делаю все наспех!
И хоть я уже большой,
Поднимают меня на смех!
4-й чтец: Это не просто «двойка».
Трудов, трудов-то ведь сколько!
«Двойки», как говорится,
Надо еще и добиться!
Вертеться приходится много,
Болтать и не слушать урока…
А если услышал самую малость, –
Чтобы следа в голове не осталось!
5-й чтец: Кто более и менее С терпением знаком, Считает он терпение Совсем не пустяком. По–щучьему велению Оно не входит в дом. | Мы учимся терпению И учимся с трудом. Не случай, не везение Тебе помогут вдруг, Терпение, терпение – Твой самый верный друг. |
6-й чтец: («Серьезный разговор», О. Высотская).
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее.
4-й чтец: Плохое было бы жилье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь.
3-й чтец: Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
5-й чтец: А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться, обмануть учеников.
4-й чтец: Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!
6-й чтец:Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только!
Все запомнишь, все поймешь!
3-й чтец:Люблю тебя, грамматика!
4-й чтец:Ты умная и строгая.
3-й чтец: Тебя, моя грамматика,
Хором:Осилю понемногу я.
Ведущий: А с Кондратиком, который любил математику и не лю-бил грамматику, вот что однажды приключилось.
Сценка
«Кондратик и грамматика»
Автор: На братика Кондратика
Разгневалась грамматика.
Грамматика:Каких он букв наставил?!
Совсем не знает правил!
Автор:К тому ж, Кондратик сам
Признался раз друзьям:
Кондратик: Люблю я математику
И не люблю грамматику,
Живу себе, не плачу.
(Садится за стол).
Автор:И сел решать задачу.
Смотри-ка, в самом деле,
И множит он, и делит!
Грамматика: Теперь словами надо
Дать объясненье рядом.
Автор: Кондратик верно множит,
А слов связать не может.
И тут он как заплачет:
Кондратик: Вот это мне задача!
Как разобраться с ними,
С тире и запятыми?
Грамматика: Поссорился с грамматикой –
Не сладишь с математикой!
Ведущий (О. Высотская, «Веселая Грамматика»):
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день прошел.
2-й и 3-й чтецы: Встали мы – местоименье,
4-й чтец: Бьет числительное семь.
Ведущий: За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
2-й чтец: Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
3-й чтец:Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
4-й чтец: После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
Ведущий:А потом у теплой печи
Хором: Повторяем части речи!
Сценка
«Ленительный падеж» (Г. Граубин)
Автор:Спросили Лежебокина:
1-я ученица: А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
2-я ученица: Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Автор: Ответил он рассержено:
Лежебокин:
В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж Творительный Нарочно не учу. Трудиться, а тем более Творить я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь | С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости Всегда меня винит. |
1-я ученица: Да, переделка кажется, серьезная нужна!
2-я ученица: А сам ты смог бы новые придумать имена?
Лежебокин: Давно придумал:
Взятельный, грязнительный,
Лежательный, Грубительный,
Ленительный и, наконец, Простительный.
Ведущий: Немало хлопот у ребят и со знаками препинания.
Сценка
«Знаки препинания» (С. Я. Маршак)
Автор 1: У последней точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. | Прибежал чудак – Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: |
Восклицательный знак:Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Автор 2: Притащился кривоватый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
Вопросительный знак:Кто? Кого?
Откуда? Как?
Автор 1:Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Автор 2: Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие,
И прочие,
Автор 1: И прочие, и прочие…
Автор 2:Заявили запятые:
Запятые: Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой: Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!
Автор 1:Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Автор 2: Двоеточие, мигая,
Закричало:
Двоеточие: Нет, постой,
Я важнее, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я гляжу.
Многоточие: Нет!
Автор 1: Сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Многоточие: Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие…
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак:То есть как?
Восклицательный знак: То есть как!
В предложениях стою я
Для того, чтоб выразить
Волнение, тревогу,
Восхищение,
Победу, торжество.
Где я, те предложения
С особым выражением
Произносить должны!
Точка: Так!
Автор 1: Сказала точка,
Точка-одиночка.
Точка:Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее Вас!