Классный час «мой русский язык»
Учитель (ведущий): Мы, русские люди, говорим на том языке, на котором говорили великие А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой, Державин и М.В. Ломоносов, С.П. Королев и Ю.А. Гагарин. Наш русский народ, говорящий на русском языке, является основоположником небывалых и невиданных в мире достижений и открытий.
1 ученик:
Величьем океану сродный, Весь воплощенье наших сил, Он отсвет жизни всенародной В своих глубинах отразил… | Родной язык в волнах эфира Звучит, рассеивая тьму, Недаром больше полумира, Как к правде, тянется к нему. А. Хаустов. |
Учитель: Писатель Алексей Толстой предсказывал: «Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара!» Это время наступило. Русский язык привлекает мил-лионы людей за рубежом, потому что это язык передовой науки и тех-ники. Люди разных национальностей хотят прочитать в подлиннике стихи А. С. Пушкина, романы Л. Н. Толстого.
Велик и могуч русский язык!
2 ученик: На земном шаре насчитывается более 2500 различных языков. Но подавляющее большинство нашей планеты говорят на 13-ти языках.
На пекинском диалекте говорят более 450 млн. человек.
На английском – более 235 млн. человек.
На русском – более 200 млн. человек.
На языке хинди и урду (Индия) – 150 млн. человек.
На испанском (в Испании и США) – 140 млн. человек.
3 ученик: Интересно, сколько слов знает обычный человек?
Учитель: Предполагают, 10 – 15 тыс. слов.
4 ученик: В словаре Даля, например, 220 тыс. слов. Языковед Вла-димир Иванович Даль собрал 37 тысяч русских пословиц и поговорок.
5 ученик: Знаете ли вы, что…
Александр Васильевич Суворов знал 8 языков.
Лев Николаевич Толстой – 17 языков.
Луначарский – столько же, 17 языков.
2 ученик:«Создатель и властитель языка – народ, общество…», – сказал В. Белинский.
3 ученик: «…Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которое отразилось в слове природа страны и история народа». (К. Ушинский)
Ведущий:Поэтому знать свой родной язык, грамотно писать и гово-рить обязан каждый русский человек. Не зная языка, нельзя передать свои мысли и чувства, нельзя получить знания и отдать свои знания на пользу Родине. А чтобы знать язык, необходимо его изучать.
Ученик: «Сашина каша»
Живет на свете Саша, Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, Не овсянка На сладком молоке. С утра во рту у Саши Слова простые наши На русском языке. | Но то, что можно ясно, внятно Сказать для всех понятно, Красиво, чисто, ясно, – Как люди говорят, – Наш Саша так корежит, Что сам понять не может: Произнесет словечко – И сам тому не рад! Он скажет: «До свиданья!» А слышится: «До зданья!» |
Он спросит: «Где калоши?! А слышно: «Это лошадь?» Когда он вслух читает, Поймешь едва–едва: И буквы он глотает, И целые слова. Он так спешит с налета | Прочесть, спросить, сказать, Как будто тонет кто–то, А он бежит спасать… Он может, но не хочет За речью последить. Нам нужен переводчик Его переводить. С. Михалков. |
Учитель: А вот еще какой разговор мы слышали у дверей школы перед занятиями.
Сценка
«Забытые слова»
Действующие лица: Прохожий, 1-й мальчик, 2-й мальчик.
1-й мальчик (жестикулирует, «приветствуя» товарища): Эй, ты! Идешь?
2-й мальчик(отвечая на приветствие): Ого!
1-й мальчик (подавая руку): Видишь! Обещал – принес.
2-й мальчик (вместо благодарности): Да, брось ты! Вот здорово!
Прохожий: Что вы руками размахались, чуть с ног не сбили!
Оба мальчика: Да ладно уж… Подумаешь…
1-й мальчик:А знаешь, я вчера засыпался дома. Катька вчера к нам пришла и все рассказала, и про «двойки» тоже!
2-й мальчик:А мой сосед по парте – мировой парень. Никогда не ябедничает. А я сегодня обратно уроки не учил.
Прохожий: Как это ты «обратно» не выучил? Зачем здесь слово «обратно», когда нужно сказать «снова, опять»? Слова «засыпался», «ми-ровой», «обратно» только засоряют речь искажают и делают ее непо-нятной.
1-й и 2-й ученики: Надо учиться говорить правильно.
Учитель: А теперь мы услышим, как обыкновенные, хорошие слова могут стать самыми обидными словами.
Сценка
«Обыкновенные слова»
Действующие лица: брат и сестра.
Сестра: Витя, сходи за овощами, и вот еще тебе дело: вымой, по-жалуйста, посуду.
Витя(буркнул недовольно): Вот еще!
Сестра: Да ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею обед сварить.
Витя(растягивая слова, передразнивая): Ну и пожалуйста!
Сестра:Витя, подумай, что ты говоришь? Мне очень надо поскорее выполнить мамину просьбу.
Витя(недовольно): Подумаешь, очень надо…
3-й ученик: Иногда ребята любят много читать, но смысла не видят в чтении. Читают, не вдумываясь в смысл. Про таких горе-читателей С. Михалков написал басню.
«Ученая муха»
Прослышав, что ученье – свет, А неученье – тьма, Решила Муха накопить ума. И вот она, буквально вмиг, Взошла на стопку толстых книг И зажужжала: – Ну, чем не гений я, скаж–ж–жи, | Я столько книж–ж–жек пробеж–ж–жала, И как же так я не попала В ученые му–ж–жи? Я з–знаю, люди этот труд И за полгода не пройдут, А мне довольно двух минут! |
Читатели, не будьте к басне глухи!