Мельники мелют зерно жерновами.
Перец в горошинах мелем мы сами.
Но одного мы никак не поймем,
Что это мелет болтун языком?
О. Дриз.
Задание: как вы понимаете выражение «молоть языком»? Подберите к нему глаголы, близкие по значению. (Болтать попусту).
Лингвистическое задание
Найдите в стихотворении слова, которые неправильно употреблены без не, и сформулируйте правило.
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо – тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже | Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. С. М. Бондаренко. |
Орфоэпические задания
1. Поставьте ударение правильно.
2. В каких глаголах ударение падает на последний слог?
3. Поставьте ударение.
1) Звонит телефон. Я беру трубку и слышу голос мамы: «Катя, если позвонит бабушка, попроси ее вечером перезвонить нам. Мы с папой никак не дозвонимся до нее».
2) «Кто повторит правило?» – спросила Мария Петровна. «А теперь повторим правило все вместе», – предложила учительница классу. Найдите глаголы с ударением на окончание.
«Веселые стихи»
1. С «И» недолго сделать кошке, Если есть сметана в плошке. С «Е» же делать нелегко, Коль забрался высоко. (Слизать – слезать). | 2. С «И» нам долго находиться Можно в городе, в селе. При еде, чтоб не давиться, Надо сделать с буквой Е. (Проживать – прожевать). |
Времена глагола.
«Веселые стихи»
Прошедшее время – То, что прошло: «Вчера мы писали», «Солнце ушло». Настоящее время Приходит теперь: | «Мы пишем имя», «Бегает зверь». Будущее время Еще не пришло: «После уроков Пойдем мы в кино». |
Задание: определить время глаголов.
1. Готовы юные сердца На всей земле дружить. Мы верность миру до конца Сумеем сохранить. Мы солнца яркого отнять У мира не дадим, Мы будем жить и побеждать Под небом голубым. Г. Рублев. | 2. Тот, кто водит самолет Дома по паркету, Завтра в небо поведет Самолет – ракету. Кто готовит для скворцов Летний дом фанерный, – Своды башен и дворцов Выстроит, наверно. Дети нашего двора, Крепнут ваши крылья. Ваша детская игра Завтра станет былью. С. Маршак. |
Загадка-складка
Все я знаю, всех учу, Но сама всегда молчу, | Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. (Учебник). |
Спряжение глагола.
Грамматическая сказка
«Откуда появились глаголы-исключения»
Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своими глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы ре-шили, как вам царствовать. После этих слов отпустил царь своих сы-новей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчи-ваются на -ить, а I спряжение – всеми остальными.
Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обра-довался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царст-ва. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
– Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
– Что случилось?
– По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!
Из истории слов.
Слово «спряжение» произошло из древней греческой грамматики. Оно возникло на базе слова, означающего связь, соединение; парная упряжка; пара; брак. Из этого видно, что понятие спряжения сопряга-лось с понятием соединения, связи.
«Веселые стихи»
1. Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на -е– спрягать нельзя! 3. Как начнешь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну, а руки все держать, На меня начнешь смотреть, Будешь ты меня вертеть, | 2. Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомнения, Все глаголы, что на -ить, Исключая только брить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Буду все равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть, Буду я тебя не видеть, И открыто ненавидеть! |
Прилагательное
Определяю я предметы,