Мельники мелют зерно жерновами.

Перец в горошинах мелем мы сами.

Но одного мы никак не поймем,

Что это мелет болтун языком?

О. Дриз.

Задание: как вы понимаете выражение «молоть языком»? Подберите к нему глаголы, близкие по значению. (Болтать попусту).

Лингвистическое задание

Найдите в стихотворении слова, которые неправильно употреблены без не, и сформулируйте правило.

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо – тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. С. М. Бондаренко.

Орфоэпические задания

1. Поставьте ударение правильно.

Мельники мелют зерно жерновами. - student2.ru

2. В каких глаголах ударение падает на последний слог?

Мельники мелют зерно жерновами. - student2.ru

3. Поставьте ударение.

1) Звонит телефон. Я беру трубку и слышу голос мамы: «Катя, если позвонит бабушка, попроси ее вечером перезвонить нам. Мы с папой никак не дозвонимся до нее».

2) «Кто повторит правило?» – спросила Мария Петровна. «А теперь повторим правило все вместе», – предложила учительница классу. Найдите глаголы с ударением на окончание.

«Веселые стихи»

1. С «И» недолго сделать кошке, Если есть сметана в плошке. С «Е» же делать нелегко, Коль забрался высоко. (Слизать – слезать). 2. С «И» нам долго находиться Можно в городе, в селе. При еде, чтоб не давиться, Надо сделать с буквой Е. (Проживать – прожевать).

Времена глагола.

«Веселые стихи»

Прошедшее время – То, что прошло: «Вчера мы писали», «Солнце ушло». Настоящее время Приходит теперь: «Мы пишем имя», «Бегает зверь». Будущее время Еще не пришло: «После уроков Пойдем мы в кино».

Задание: определить время глаголов.

1. Готовы юные сердца На всей земле дружить. Мы верность миру до конца Сумеем сохранить. Мы солнца яркого отнять У мира не дадим, Мы будем жить и побеждать Под небом голубым. Г. Рублев. 2. Тот, кто водит самолет Дома по паркету, Завтра в небо поведет Самолет – ракету. Кто готовит для скворцов Летний дом фанерный, – Своды башен и дворцов Выстроит, наверно. Дети нашего двора, Крепнут ваши крылья. Ваша детская игра Завтра станет былью. С. Маршак.

Загадка-складка



Все я знаю, всех учу, Но сама всегда молчу,   Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. (Учебник).

Спряжение глагола.

Грамматическая сказка

«Откуда появились глаголы-исключения»

Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своими глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы ре-шили, как вам царствовать. После этих слов отпустил царь своих сы-новей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчи-ваются на -ить, а I спряжение – всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обра-довался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царст-ва. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

– Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

– Что случилось?

– По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

– Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!

Из истории слов.

Слово «спряжение» произошло из древней греческой грамматики. Оно возникло на базе слова, означающего связь, соединение; парная упряжка; пара; брак. Из этого видно, что понятие спряжения сопряга-лось с понятием соединения, связи.

«Веселые стихи»

1. Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на -е– спрягать нельзя!   3. Как начнешь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну, а руки все держать, На меня начнешь смотреть, Будешь ты меня вертеть, 2. Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомнения, Все глаголы, что на -ить, Исключая только брить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Буду все равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть, Буду я тебя не видеть, И открыто ненавидеть!  

Прилагательное

Определяю я предметы,

Наши рекомендации