Сила любви («не» с глаголами)
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Труд-ной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю!», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходит к Глаголу близко и пишется от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью и буду с тобой вместе, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила и закричала: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. Ф. Кривин.
Лингвистическое задание
«Ошибка Веры»
Наташа все еще болела. Вера часто навещала ее. Но однажды она не смогла пойти и написала другой своей подруге записку: «Сегодня у Наташи не буду. Как к ней ни придешь, она недовольна. Сходи ты». «Наверное, Наташа и Вера поссорились, – подумала подруга. – Надо их помирить». Но побывав у Наташи, она поняла, что та и не думала ссо-риться с Верой. Она рассказала о своих подозрениях больной Наташе и показала ей записку Веры.
– Вера в записке сделала ошибку, – сразу же сказала Наташа.
– Какую? – недоумевала подруга.
Задание: объясните, в чем состояла ошибка Веры.
«Веселые стихи»
Не и ни
1. На меня взгляни: Я – не, а мой товарищ – ни. Так почему, скажи, подчас Не различают в классе нас? Не с глаголом отдельно пиши: Не сердись, не скучай, не спеши. Не выучил – не думай, 2.Завести велели мне Новые привычки. Никогда девчонок не Дергать за косички! Я согласен даже не Рисовать на карте! Я согласен даже не Танцевать на парте! 3. Частица не, частица не Ее устроила вполне. На каждом слышится шагу: –Я не хочу! – Я не могу! – Я не останусь! – Не пойду! Любой ей труд невмоготу. | Не знаешь – не спеши. С глаголами отдельно Частицу не пиши! Частица ни словечком и Всегда легко заменится. И если ты отбросишь ни, То смысл не изменится. Никогда с братишкой не Драться за обедом! На уроках больше не Говорить с соседом! Но не делайте вы мне Никаких упреков, Если даже я и не Выучу уроков! Ю. Вронский. Но в культпоход идут друзья, Марина в панике: – А я? Где мой билет? А ей в ответ: – А для тебя билета нет. Мы взять тебя могли б вполне. Но как же быть с частицей не? В. Шумилин. |
Не с глаголом
Пиши раздельно,
Например: не хотел, не знал,
Только помни об исключеньях:
Ненавидел, негодовал.
Лексическая беседа.
1. Слово взойти указывает на движение вверх: взойти на гору, взой-ти на крыльцо. Но не следует говорить: «Взойти в комнату».
2. Часто путают слова осудить и обсудить.
Осудить – значит выразить неодобрение. Осуждать можно чье-либо поведение, а также и самого человека.
Слово обсудить означает всесторонне рассмотреть, обдумать, по-делиться мнениями, соображениями о докладе, проблеме, предложении. Но нельзя обсудить человека.
3. Как правильно: кушать или есть?
Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, то что вы ответите:
– Я уже покушала.
– Я уже поела?
В книге «Живой, как жизнь» К. И. Чуковский написал по этому по-воду вот что: «Сказать о себе: я кушаю (покушал) – это все равно, что ска-зать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу».
Чем же нехорош глагол кушаю?
Глагол как глагол. Надо только знать, когда его можно употреблять. При подлежащем «я», например, этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. Лучше использовать формы глагола есть: ем, поел, буду есть.
А вот с местоимениями ты, вы и он, она, они глаголы кушать и покушать употреблять приятно.
4. Одеть или надеть?
Одеть и надеть. Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба, стало быть, надета. | Одеть, надеть… Давай глядеть. Кого одеть и что надеть? Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет! |
Мама песню напевала,
Одевала дочку…
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела
Е. Благинина.
Надо запомнить!
Одеть (кого-нибудь) ребенка, девочку, больного, куклу, бабушку. | Надеть (что-нибудь) форму, пальто, туфли, платье, костюм. |
Говорите правильно!
Нельзя говорить: вылазь, ездию, лягет, ляжу, нагинаться, хочем. | Надо говорить: вылезай, езжу, ляжет, лягу, нагибаться, хотим. |
Безличные глаголы.
Грамматическая сказка
«Важная персона»
Кто ни посмотрит на Безличный Глагол, сразу определит, что вид у него какой-то несовершенный. Но если обратиться за разъяснением к нему самому, он тотчас же ответит:
– Я лично считаю…
Безличный Глагол имеет право «лично считать»: ведь он – главный член предложения. Когда началась кампания за сокращение управления в предложении, он первый выразил готовность работать без Подлежа-щего. С тех пор Безличный Глагол – единственный главный член пред-ложения, и слово его обязательно для всех – от Прямого Дополнения до последней Точки. Еще бы! Он – важная личность, он без Подлежащего работает.
Грамматические задания
1. Исправьте речевую ошибку в предложении:
Ольга всегда ложит свои книги на место (не ложит, а кладет, глагол ложить используется только с приставками – положить, но класть).
2. Какие два значения имеет слово «жать»? (Жать – давить, жать – срезать траву).
3. Два класса слили в один. Что произошло? Сливание, слив, слитие, слия-ние, сливки. Найдите нужный глагол.
4. Вставьте пропущенные буквы в словах:
Ур…внять в правах; подр…внять клумбу; ср…внять счет. Докажите, почему?
5. Сколько ошибок сделано в этом отрывке? Исправьте их.
…Кондуктор ходил по автобусу взад-назад, приговаривая: «Граж-дане, оплачивайте за проезд!» Папа сказал: «Что касается до нас, то все уплачено». («Взад и вперед», оплатите, нас, заплачено).
6. С утра кот Матроскин собрался убрать дома, приготовить обед, по-стирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Но, записывая пред-стоящие дела, он кое-что перепутал. Какое слово Матроскин выбрал неправильно?
Уборка, готовка, стирка, глажка, помойка.
7. Сколько среди данных слов таких, которые можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?
8. В скольких разных смыслах в этом шуточном диалоге использовано слово есть?
– Мы хотим есть! У вас есть белуга?
– Нет, сэр. Есть бельдюга!
– Что есть бельдюга?
– Тоже рыба, сэр!
– Ладно, несите.
– Есть, сэр!
9. Попробуйте составить предложение со словами: освещать – освящать, посветить – посвятить.
10. Расположите глаголы в порядке усиления действия, вставьте пропу-щенные буквы.
1) Барабан…т, стуч…т.
2) Хихика…т, хохоч…т,смеется.
3) Говорит, шепч…т, кричит.
4) Разруш…т, испортит, слома…т.
5) Люб…т, обожа…т.
6) Плач…т, хныч…т.
7) Хвал…т, превознос…т, одобря…т.
По какому языковому явлению подобраны эти глаголы? (Это гла-голы-синонимы).
11. Вставьте пропущенные буквы. По какому лексическому значению глаголы объединены в пары?
Бесп…коить – тр…вожить, обидеть – оск…рбить, изумить – уд…вить, пр…сить – ум…лять, бить – к…лотить, плакать – рыдать, прев…зносить – хв…лить, гореть – пылать, шуметь – гр…меть.
12. В какую лексическую группу можно отнести глаголы в данном отрывке? Какие еще глаголы со словом «дождик» можно употребить?
Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил.
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
О. Григорьев.
13. Найдите слова, которые одинаково произносятся. К каким частям речи они относятся?
Вечеру дали Синие дали
Бочку чернил. Вечер чернил.
Я. Козловский.
14. Какой частью речи являются выделенные слова?
Если б мыло Приходило По утрам ко мне в кровать | И само Меня бы мыло, Хорошо бы это было! Б. Заходер. |
15. Какие особенности лексики использованы в группировке данных глаголов?
1) Глаголы речи: беседовать, разговаривать, болтать, говорить, мямлить, произнести, молвить, сказать, воскликнуть, пробурчать.
2) Глаголы движения: идти, ходить, брести, бродить, ползать, ша-гать, шествовать, семенить, бросить, переходить.
Кто что мелет?»