Да кто же ее варит без посуды?
Б. Панов.
Загадки-складки
1. Я от солнца, от огня, Яркий луч несет меня, Но бывает смысл иной: Весь огромный шар земной. (Свет). 3. В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своем значении | 2. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (Мир). Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка). |
Загадки-шутки
1. Какое государство можно носить на голове? (Панаму).
2. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на реке Сене).
3. Какой город летает? (Орел).
4. Какую реку можно срезать ножом? (Прут).
5. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).
6. Какое крыло никогда не летает? (У автомобиля).
II. 6 класс
Глагол
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. | Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растет. |
Беседа о глаголе.
Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид и залог – ни у одной части речи нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, что-нибудь да делает и всегда с кем-то связан. Но как ему согласовываться с именем сущест-вительным, числительным, местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, ни вида, ни залога? Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласовываться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своим формами, ведь он такой интересный в общении. Глагол – это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени су-ществительного. Самыми употребительными являются: мочь, сказать, гово-рить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, взять, сделать, значить, понимать.
Грамматическая сказка
В волшебной стране под названием Речь есть одна область, которая называется Глагол. Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают слова области Имя Существительное. Стоит у них спросить: «Что делает? Что делают? Что будут делать Имена Существительные?», как тут же следует ответ. Но надо помнить один секрет: вопрос нужно задавать со словом «делать», иначе ответа не получишь. Вот какие дельные, вернее, деловые, эти слова – глаголы. Со словами-существительными они боль-шие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут о многом рассказать и взрослым, и детям.
Вы сами, ребята, попробуйте подружить глаголы с именами существи-тельными. С ними можно отправиться в увлекательное путешествие по огромной стране под названием Речь.
Из истории слов.
Хотелось бы вам узнать, откуда взялось такое странное слово – «гла-гол», без которого не построишь никакого предложения, не передашь со-беседнику никаких сообщений?
Глагол вообще и означал по-старославянски слово, существовало и слово глаголать. Предки наши рассматривали его как слово из слов, важ-нейший вид слов.
Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие мы выражаем тоже с его помощью: стать, лежать, молчать, стоять и т.п.
В разговорном языке мы это грамматическое понятие – «глагол» (как и существительное) – не употребляем. Мы не говорим: «Что ты мне глаголешь?» Но в произведениях наших великих поэтов и писателей встречается само слово глагол. Например, у А.С. Пушкина:
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Здесь слово «глаголом» означает словом.
У М. Ю. Лермонтова безглагольный означает безмолвный, бессло-весный:
Вот у ног Ерусалима, Богом сожжена, | Безглагольна, недвижима Мертвая страна. |
У французов слово verb (заимствованное из латинского языка) также одновременно означает и слово, и речь, и глагол.
Судьба слова глаголь (то есть говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы Г. Так и читалось: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…», то есть А, Б, В, Г, Д.
«Азбука» называлась раньше «Абевега».
Лингвистическое задание «Перепутаница»
1. Дети записывают существительные (каждое на отдельной строчке, «столбиком») и подбирают к ним подходящие глаголы. (Работу можно проводить устно, только слова этого задания заранее записываются на доске).
Собака; | хрюкает; | гусь; | кудахчет; |
волк; | блеет; | кузнечик; | мяукает; |
овца; | лает; | кошка; | стрекочет; |
свинья; | гогочет; | курица; | воет. |
2. Задание выполняется по аналогичному принципу.
Ножницами; молотком; топором; пилой; клещами; плугом; бруском; бритвой; удочкой; зубной щеткой; градусником; | забивают гвозди; стригут; пилят; тешут доски; ловят рыбу; выдергивают гвозди; бреют; точат; пашут; меряют температуру; чистят зубы. |
3. Давайте представим нашу речь без глаголов. Попробуем рассказать друг другу о чем-то, не употребив в речи ни одного глагола.
1) Долгожданное лето, деревня, моя бабушка, река Протва, крутой берег, ласковое солнце.
2) Интересное путешествие, Золотое кольцо России, старинный город Владимир, Успенский собор.
Задание: составить рассказ о путешествии или о своем любимом занятии. Понаблюдайте, какие глаголы вы употребили в своих расска-зах.
Грамматические задания
1. Найдите «четвертое лишнее».
1) Захотеть, запереть, забыть, закричать.
2) Замирать, мирить, мирный, примирить.
3) Улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.
2. Почему глаголы дымить, отгреметь, струиться, вымерзнуть, отзвучать, полыхать в прямом значении не имеют форм 1-го и 2-го лица?
3. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:
1) На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
2) Снежное покрывало все поле покрывало.
3) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
4) В углу раздался детский плач
И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!»
5)Поддувало снизу, пока не закрыли поддувало.
6) Ведро дало течь, и вода стала течь.
4. Запишите глаголы, которые в неопределенной форме совпадают по написанию с начальной формой существительного.
5.Изменится ли смысл предложения «Берега заросли», если впереди предложения поставить предлог у и почему?
6. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова:
Кто без кисти и белил крыши города белил?
7. Найдите «лишнее» слово, которое отличается по смыслу от остальных.
Таращить, выпучивать, пялить, корчить, щурить.
8.В устойчивых словосочетаниях найдите глаголы-антонимы.
1) Надо так давать, чтобы можно было взять.
2) От страха бледнеют, а от стыда краснеют.
3) По одежке встречают, по уму провожают.
4) Когда пушки говорят, соловьи молчат.
5) Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
Ответы на грамматические задания:
1. «Лишние» слова: забыть, замирать, упрекнуть. У них другое строе-ние, чем у остальных слов.
2. Это глаголы, которые обозначают действия людей.
3. Существительное и глагол.
4. Печь, течь, стать, знать и т. д.
5. Глагол превращается в существительное.
6. Существительное и глагол.
7. «Корчить» рожицу, а не глаза. Остальные слова означают дейст-вия глаз.
8. Давать – взять; бледнеют – краснеют; встречают – провожают; говорят – молчат; всходит – заходит, восход – запад.
Грамматическая сказка
«Корень»
Автор: В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы, и суффикс ну, и даже окончание ть, известное своей неустойчивостью, а корень – исчез. Это был древний корень им, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола выминать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.
Окончание: Странное усовершенствование! Чувствую, что скоро мне придется работать за всех!
Приставка: Вы не правы! Может быть, с Корнем что-то случилось.
Окончание: Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.
Суффикс: Ну, ну. Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.
Приставка: Мы должны его заменить. Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.
Суффикс: Я тоже. Отныне я буду обозначать не только мгновен-ность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?
Окончание: А мне что? Я здесь временно.
Автор: Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова. С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня.
Ф. Кривин.
«Веселое стихотворение»
Я учу глаголы
Я пришел из школы, Я учу глаголы… Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: «Кричать» – кричу, Открываю: наш сосед… (Он живет под нами) Не причесан, не одет – В тапках и в пижаме. Он кричит: – Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? | «Вертеть» – верчу, «Двигать» – двигаю, «Прыгать» – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел!.. Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! – Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришел из школы И учу глаголы… В. Воскобойников. |
Шуточные вопросы о глаголе:
1. В каком глаголе сто отрицаний?
2. Что получится, если в глаголах повелительного наклонения убрать частицу ка?
3. Что произойдет с глаголами, если переставить ударение?
4. Во что превратятся глаголы, если сменить ё на е в словах: берёт, запрёт, мёл, шлём?
5. Из каких двух приставок можно образовать глаголы? (Или какие две приставки закроют дверь?)
6. У каких глаголов корень состоит из одной буквы?
7. Назовите глагол, в котором нет корня.
8. Как можно существительные жар и ель превратить в глаголы?
9. Почему глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться не употребляются в 1-ом лице единственного числа?
10. Как превратить существительные даль, меч, пень, руль в глаголы?
11.С какими частями речи не употребляются предлоги?
Ответы на шуточные вопросы:
1. Сто-нет.
2. Рас-крой-ка, лей-ка, мой-ка, стой-ка, настрой-ка – глаголы пове-лительного наклонения превращаются в существительные;
4. Берет, запрет, мел, шлем – превращаются в существительные.
5. При-при дверь, за-при, ото-при замок.
6. | ||
7. Корня нет в глаголе | ||
8. Переставить ь из одного слова в другое: жарь, ел.
9.Все эти глаголы обозначают действие нескольких лиц.
10. Поставить существительные во множественное число (дали, ме-чи, пни, рули).
11. С глаголами.
Вопрос-шутка
Говорят, часы стоят.
Говорят, часы спешат,
Говорят, часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с
Мишкой вместе.
А они стоят на месте.
В. Орлов.
Задание: мальчик и девочка понимают выражение «часы стоят», «часы спешат», «часы идут», «часы отстают» в буквальном смысле. Разъясните им, что в действительности означают эти понятия?
К какому языковому явлению относятся эти глаголы?
3. Инфинитив (начальная форма глагола).
Это неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие. Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
Грамматические сказки
Инфинитив-лентяй
Сказал как-то Инфинитив:
– Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени.
– Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
– Лучше будущее, – говорит Инфинитив, – чтоб хоть немного от-тянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени. Ф. Кривин.
Задание: на каких свойствах инфинитива построена эта миниатюра? Найдите инфинитивы глаголов.
Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, | Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову! И. Никитин. |