Трудные случаи правописания существительных.
Правописание существительных на - мя
В стародавнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей – дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя –
Необразованное это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Над тем, как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,
Чтоб она получилась полезной,
Мы включили в нее десять слов.
Есть в песне имя, племя, семя, пламя,
В нее вошли и вымя, темя, стремя, знамя.
А для того, чтоб облегчить учебы бремя,
Вы повторяйте эту песенку все время.
Из передачи «Радио-няня».
Правописание слов с буквой З
Ученик, тебе задание: Как напишешь слово здание? Все учти, продумай, взвесь, Не свихнись на слове здесь, Помни все условия. А как писать здоровье? Чтобы смысл не повредить, | «З» нельзя в них отделить. …десь, …доровье, …дание Лишены здесь содержания. Верните «з», и снова Заговорят три слова. Здесь, здоровье, здание – Запомни написание! |
Правописание пол- с именами существительными
Я пришел из школы: Мамы дома нет. На столе оставлен Для меня обед: Полбатона хлеба, Полсудка борща, И на сковороде Ровно пол-леща. Если мамы дома нету, Полминуты не теряй И варенье из буфета Поскорее доставай! У меня сегодня Был такой обед: Полкило варенья, Полмешка конфет. | Пол – арбуза с тортом, Апельсин с халвой (Я еще не мертвый, Но полуживой). Я не ем уж полнедели, Я не сплю уж пять ночей, У моей стоит постели Ровно пол-Москвы врачей, Вот теперь нам стало ясно, Не забудем никогда: Слово пол – с любой согласной Слитно пишется всегда. Перед Л и перед гласной, Перед буквой прописной Слово пол –, любому ясно, Отделяется чертой. |
Рассказ «Пол-пол»
Был у нас в классе один чудачок-ученик Вася, но мы все его звали «Пол-пол». Бывало, принесет в класс полкуска хлеба и ест на уроке, а то и бросит. Часто в парте у него портились то пол-яблока, то полгруши, то пол-огурца или пол-апельсина. А уж писать станет?! Совсем плохо дело выходило: испишет пол-листа и бросит, исписывал полтетради всегда по всем предметам, а уж читал…! На полуслове замрет, молчит полминуты и не дочитает до конца. Так и остался он «пол-полом». По пол-урока на него тратили. Зато на перемене хвастался, что про полмира прочитал в книгах, да где там? Он и полкниги-то прочитать не сможет. Говорит, что один полгорода обошел, да где ему, он и полдеревни-то своей не знает.
Лингвистические задания
1. Определите, в каких падежах употреблено слово весна.
Склонение
В рощах птичье пение, А в классе – тишина. Проходим мы склонение, Склоняется весна. Склоняем вслух: весна, весны. А за окном ручьи слышны. | За партой не сидится мне, А тут весна, весны, весне… Весна, весны, весне, весну Весною, о весне… Гуляет зайчик по окну, Как солнце на стене. |
2.Слова какого склонения использовал поэт, создавая свой зимний пейзаж? Какой падеж отсутствует?
Зимняя бахрома
На сосне и на березе – Бахрома: Белой пряжей Их запутала зима. | И оставила Распутывать весне Эту пряжу на березе И сосне. |
3.Объясните, почему слово ветка имеет здесь разные написания?
Я прилагаю все старанье. Хочу понять правописанье. Но вызывает, тем не менее, Правописанье удивление. | Летят на ветки воробьи, Чтоб обсудить дела свои. Сидят на ветке воробьи… Сидят – на -е, летят – на -и. |
4. Объясните падежи слова дело в разных пословицах.
«Дельные» пословицы»
Единственное число. (И.) Дело шуток не любит. (Р.) От слова до дела целая верста. (Д.) Не по сути дело, а по делу суть. (В.) Ты за дело, а дело за тебя. (Т.) Велик телом, да мал делом. (П.) И умен, и крепок, и в деле гож. | Множественное число. (И.) Дела как сажа бела. (Р.) Всех дел не переделаешь. (Д.) По твоим делам о тебе судят. (В.) Жизнь дана на добрые дела. (Т.) Языком не спеши, а делами не смеши. (П.) Умен на словах, да глуп на делах. |
5. Какая ошибка и почему возможна в тексте?
Раз учительница в школе
Посоветовала Коле:
– Списывая, не спеши,
Букву к буковке спиши.
6. На какое правило сделана ошибка? Как ее избежать?
Ошибка
– Да, нелегкая диктовка,– Почесал затылок Вовка. И в тетрадке Королева Появилась вдруг «карова». И его соседка Мила Это сразу уловила. И от Милы, дружбы ради, Буква «а» попала к Наде. | Заглянул в тетрадку Миша: – Все понятно, так напишем. И тогда проворный Павел Букву «о» на «а» исправил. Приподнялся с парты Лева, Быстро Пете передал. И пошла гулять «карова» По колонкам, по рядам. Я. Пирумов. |
7. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
8. Что это за часть речи?
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. | Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! |
9. Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по на-писанию.
В поле Поля –Полюшка Полет поле–полюшко. Сорняков не будет в поле, Если полет поле Поля. | Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки во дворе. |
Грамматические задания
1. Найдите имена существительные.
Хорошо, что есть на свете Камень, глина и песок. Хорошо, что есть на свете Клещи, гвозди, молоток. | Нитки есть, и есть лопата. Можно шить, и можно рыть! Уважайте труд, ребята! Приучайтесь труд любить. С. Маршак. |
2. Напишите по памяти, подчеркните имена существительные.
И в любом кусочке хлеба Ты почувствуешь всегда | Теплоту родного неба, Привкус доброго труда. В. Кожевников. |
3.Напишите имена существительные в два столбца (одушевленные и не-одушевленные).
Книга – учитель, книга – наставница, Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, вытекает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук… | Книга – советник, книга – разведчик, Книга – активный борец и боец, Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты Земля, наконец. В.Быков. |
4. Найдите и подчеркните существительные в пословицах.
1)Книга в счастье украшает, а в беде утешает.
2) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
3) Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
5. К существительным подберите антонимы.
Белизна, богатство, богач, великан, герой, доброта, встреча, друг, восход, труженик, мудрец, мир, сказка, веселье.
Слова для справок: заход, бедность, чернота, бедняк, глупец, лентяй, разлука, трус, карлик, жадность, враг, война, быль, сказка.
6. В данных пословицах подчеркните имена существительные, противо-положные по значению. Определите их род.
1) Труд кормит, а лень портит.
2) Худой мир лучше доброй ссоры.
3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.
4) Одна зима на Родине лучше ста весен на чужбине.
5) Ученье – свет, а неученье – тьма.
7. Данные имена существительные напишите во множественном числе. Какое правило нужно вспомнить, чтобы без ошибок написать существи-тельные во множественном числе?
Семья –… Певунья – … Судья – … Скамья – … Копье – … Платье – … | Устье – … Стул – … Крыло – … Перо – … Сук – … Звено –… | Муравей – … Соловей – … Ручей – … Дерево – … Кол – … |
8. Определите падеж слова «счастье».
1) Счастье в воздухе вьется, а в руки не дается.
2) Человек создан для счастья, как птица для полета.
3) Мы подарим счастье детям всей Земли.
4) Герои сказок отправились за счастьем в трудный путь.
5) Человек живет с мечтой о счастье.
9. Определите падеж выделенных существительных. Объясните, как вы это сделали.
Апельсин(считалка)
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, | Эта долька – для стрижа. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура. |
(Предлог для употребляется только с существительными в родитель-ном падеже).
10. Угадай, какого рода? (Ученики записывают в 3 «столбика»).
Мужской род Картофель, кофе, рояль, табель, пульс, рельс, тюль, толь. | Женский род Ставня, сандалия, галоша, манжета, туфля, мозоль, коленка, фамилия. | Средний род Ведерко, полотенце, какао, яблоко, повидло, чучело, пианино, домино. |
11. Образуйте родительный падеж множественного числа (прибавляя слово «нет»).
И.п. Простыни, полотенца, мечты,
Р.п. (простынь), (полотенец), (мечтаний).
12. Определите род названий следующих профессий.
Почему существительные, обозначающие профессию, употребляются только в мужском роде, хотя относятся к существительным женского пола?
Инженер, доктор, генерал, директор, провизор, кассир, бухгалтер, врач, портной, повар, мастер спорта, парикмахер, космонавт, шофер, секретарь.
13. Назовите профессии, принадлежащие только женщинам, но которые стали и мужской профессией.
Доярка, телятница, книгоноша, машинистка («он» – переписчик на машинке), кормилица, домохозяйка.
14. Найдите существительные с одинаковым корнем.
Голубенький, чистый Подснежник – цветок! А подле сквозистый, Последний снежок. А.Майков. Целый день скребок скребет, Целый день метла метет, Сто потов с меня сошло, А кругом опять бело! Снег! Снег! Снег! С. Михалков. Проплясали по снегам Снежные метели, Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лег снегурки. С. Погорельский. | Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках, И проволока проводов Таится в белоснежных трубах. Снежинки падали с небес В таком случайном беспорядке, А улеглись постелью гладкой И строго окаймили лес. С. Маршак. Снег ложится, Снег кружится, Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица. И, конечно, человек! Только дворник, только дворник Говорит: «Я этот вторник Не забуду никогда! Снегопад для нас – беда!» С. Михалков. |
6. Словообразование существительных.
а) С помощью суффиксов:
Суффикс | Примеры |
-от | Красота, доброта, высота, темнота, слепота; |
-знь | жизнь, боязнь, болезнь; |
-изн | белизна, отчизна, новизна, крутизна, желтизна; |
-ени | уважение, движение, сочинение; |
-ость | храбрость, ревность, видимость, растворимость; |
-ин | тишина, вершина, толщина, глубина; |
-отн | беготня, стукотня, воркотня; |
-л | узел, шило, мыло, жила; |
-р («мертвый», пер. в корень) | пир, жир, дар; |
-еньк | доченька, дяденька, реченька; |
-в, -т, -ив («мертвые») | пиво, сито, жито, огниво, топливо; |
-об | злоба, худоба, жалоба (непродуктивный суффикс); |
-б | борьба, судьба, просьба, служба, дружба, стрельба; |
-яг | бедняга, бродяга, работяга, трудяга, бедолага; |
-тель | испытатель, хранитель, указатель, писатель; |
-ак, -як | зевака, ломака, кривляка, забияка; |
-арь | пекарь, библиотекарь, аптекарь; |
-х | кроха, блоха, сноха, пройдоха; |
-ец (муж. р.) | кормилец, чтец; |
-иц (жен. р.) | темница, гостиница, теплица; |
-ш(жен. р.) | кондукторша, докторша, аптекарша; |
-атор | авиатор, оратор, фиксатор; |
-ент | абонент, ассистент; |
-ант | курсант, музыкант, эмигрант; |
-ация | агитация, рекомендация, провокация; |
-изм | социализм, коммунизм, фашизм; |
-ер | минер, лифтер, боксер; |
-фикация | электрификация, кинофикация; |
-чик | переплетчик; |
-ик | ключик, шалашик; |
-ек | замочек, платочек, сыночек; |
-ник | ученик, монтажник, выпускник, дворник, сапожник. |
б) С помощью приставок:
1. Приставки, слитные с корнем:
Воз – воздух, возглас; утр – утроба; об – обед; | сн – снедь (еда); по – посол, победа, посланник; экс – экспонат. |
2. Древние приставки:
Па – пасека, память, патока (слияние с корнем) пасынок, падче-рица, патрубок;
пра– пращур, правнук, прародина, праязык, прабабушка;
су– сумерки, сумрак, суперечь (песок), суглинок (глина), сутки, сук-ровица, сумятица, сурепица (репа).
в) С помощью приставки и суффикса:
Под – пис – к – а (клад, маз, нос, сказ, жар);
по – ход – к – а (говор, вяз, прав, руб);
при – строй – к– а (мерка, прав);
раз – нос – чик (вед, мет, дат).
г) Сложные слова.
1. Волоколамск (1159г.) – волочили суда по реке Ламе; Новгород (1071 г.); Звенигород (1087 г.); Белгород (1155 г.); Ярославль (1071 г.); Холмогоры (1313 г.).
2. Паровозостроение, машиностроение, сельскохозяйственный, мясо-комбинат.
3. Двадцатипятилетний, всемирно-исторический, грязеводолечебница.
Грамматические задания
1.От данных существительных с помощью суффиксов -ниц, -к, -их образуйте однокоренные существительные женского рода.
Писатель, тракторист, победитель, повар, скрипач, трус, артист, учитель, сторож, портной, читатель, журналист.
2. От данных существительных с помощью суффикса -инк образуйте существительные женского рода, которые бы обозначали единичный предмет.
Образец: песок – песчинка.
Снег, пух, сор, роса, крупа, изюм, горох, дождь, солома, трава.
«Веселые стихи»
1.Через рельсы – переход, А на рельсах – пароход. Через речку – перевоз, А на речке – паровоз. Поменяли все местами. | Что теперь мы видим с вами? Вот на речке – пароход, Через речку – переход. Вот на рельсах – паровоз, Через рельсы – перевоз. Г. Сапгир. |
2. Взял Тимошка утюжок: – Ну–ка, грейся, мой дружок, | Выглажу братишке Куртку и штанишки. |
Как их зовут?