Беседа о падежах имени существительного.
Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два, четыре или, например, семь?
Количество падежей в русском языке тесно связано со способом выражения падежа – в русском языке он выражается окончанием. Значит, падежей столько, сколько окончаний? Это так, но не совсем.
Именно шесть падежей (и не меньше!) прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые частотные, то есть наи-более употребительные: на именительный приходится 33% всех падеж-ных форм, на родительный – 24%, на винительный – 20%. На остальные три падежа приходится всего 23%. А в разговорной речи на име-нительный падеж приходится целых 50%, на винительный – 20%, на родительный – 15%. В деловой речи самыми употребительными являют-ся родительный – 40% и именительный – 25%. Какой же вывод можно сделать из этих подсчетов?
Во всех стилях самыми частотными являются именительный, роди-тельный и винительный падежи, именно поэтому на эти падежи и нужно обратить внимание.
Грамматическая сказка
«Откуда пошли названия падежей»
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать Именительным. Родился – стал Родительным.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его вини-ли, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
У Падежакак-то спросили:
– А зачем вы нужны, падежи, существительным?
– Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяи-на Существительного к другим словам в предложении.
– А как именно?
– Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части (ветка березы, стрелка прибора)… Без нас Сущест-вительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие.
Давайте просмотрим все наши шесть падежей и более подробно познакомимся с ними.
Именительный
Можно понять, почему он так называется. Ведь если вы спрашиваете: «Что это такое?», то вам непременно отвечают существительным, к которому можно отнести вопросы: «Кто?», «Что это такое?» При этом в ответе предмет называется – именуется. Но не надо думать, что на-звание именительный просто образовано русскими учеными-лингвис-тами от слова «имя» и, следовательно, возникло сравнительно недавно. Нет, история его, как и многих других грамматических определений, восходит к древним временам Греции и Рима, мы с этим уже встре-чались.
Греки первыми придумали для него название – onomastike ptosis [ономастика птозис]. Римские ученые любили заимствовать термины у своих старших соседей. Они довольно точно перевели эти слова на латынь: casus novinatius. И греческое «onoma» [онома], и римское nomin (номин) одинаково значили – «имя».
Слово «номинатив» стало звучать в грамматиках большей части так называемых новых европейских языков (французском, немецком и др.); мы перевели это слово на русский как «именительный», поляки – как «мяновик», болгары – «именителен».
Почему он первый среди равных? Почему все его считают основ-ной формой имен? Да хотя бы потому, что немало слов как раз в име-нительном падеже равны своему корню. Все остальные падежи уже произведены от него (кот -а, кот -у, кот -ом, о кот -е).
Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения.
Родительский
Нет, это не описка, а заранее обдуманное намерение. В латинском языке он звался [«генетивус казус»], что вообще-то можно истолковать и как «падеж родства». Уже во времена римлян (да и раньше) его при-меняли часто в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, внук знаменитого деда, потомки императора и т. п. «Родство» можно понимать и шире: ветка пальмы – ветка, рожденная пальмой; заводы Форда – заводы, построенные (то есть как бы «порожденные») Фордом.
Таково исходное, начальное значение этого падежа. Но затем он при-обрел иные значения, некоторые из них очень далеко ушли от основного.
Родительный падеж может обходиться и без предлогов, но не из-бегает их.
Винительный
Винительный падеж имеет с родительным общий вопрос: кого?
Я смотрю (на кого?) на слона.
Какой это падеж – родительный или винительный?
Подставляем другое существительное.
Я смотрю (на кого?) на маму, дочку.
Так и есть – винительный.
У (кого?) слона есть уши.
Заменяем на неодушевленное существительное
У (чего?) дома есть крыша.
Это «кого?» родительного падежа.
Щедрый падеж
Щедрым можно назвать дательный падеж, только по происхожде-нию: первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого, ради которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери; помогать (кому?) соседу; дань (чему?) памяти.
Вдумавшись, во всех этих выражениях можно как бы почувствовать мысль о том, что кому-нибудь что-либо как бы дается – дочери дается подарок, соседу – помощь, памяти (погибшим, умершим) отдается дань любви, преклонения. По такому значению, очевидно, и дано еще у древних народов название этому падежу: у греков он Dotire ptosis, у римлян – Casis dalivus. И в том, и в другом имени ощущается общее с нашим дательным падежом. Но уже очень давно он получил возможность выражать и совсем непохожие на «дать» понятия: Мне (кому?) грустно и легко…
Падеж-работяга
Теперь – о творительном падеже. Творительный падеж, видимо, потому назван в русской грамматике этим самым своим именем, что главным его значением было такое: значение орудия, которым что-нибудь делают: Старик ловил (чем?) неводом рыбу; Рыбка (чем?) голосом молвит человечьим.
Вот почему в латинской грамматике один из видов творительного падежа называется ablativus instrumentales. Да и у нас в старину иногда упоминали «орудивный» падеж (от слова «орудие»). Но, кроме этого, наш творительный выражает еще немало других значений.
Нередко падеж этот встречается с предлогами:
Там царь Кащей
Над (чем?) златом чахнет.
Подумайте, нет ли других значений, которые бы выражал твори-тельный падеж?
Предложный падеж
Обычно научные термины выражают только одно значение и в обыденной речи отдельно практически не употребляются. Мы не го-ворим «дательный» человек, «винительная» речь и т.п. Это относится, например, и к «предложному» языку.
Из всех падежей Предложный – самый предложный, наипредлож-нейший, так как без предлога не употребляется. Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного.
Родоначальником нашего нынешнего предложного падежа был древ-ний местный падеж.
Летописи так и пестрели им: «Во городе во Смоленске», «в Выш-городе» и т.п.
Теперь потомок местного падежа, падеж предложный, служит у нас для обозначения времени, места, как в старину, а также того, о ком (или о чем) мы ведем речь.
А предложным он называется за выработанную веками привычку не употребляться иначе, чем с предлогами о, при , на , в, по.
Теперь вопросы, сохранившиеся со времен старого местного падежа, связанные с этими предлогами (на ком? на чем? при чем? при ком? в ком? в чем?) можно заменить вопросами где? в ком? в чем? в каком месте?
«Веселые стихи»
Падежи
Воскликнул Именительный: – Мой именинник – тот, Который изумительно Науку познаем! – Того, – сказал Родительный, – Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть свое пальто. – Тому, – ответил Дательный, Плохое имя дам, Кто не любил старательно Уроки делать сам. | – Того, – сказал Винительный,– Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать. – С тем, – заявил Творительный, – Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду. – О том, – сказал Предложный, – Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас. А.Тетивкин. |