Сказка о разделительном знаке.
Незнайка писал диктант. «Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забить коля», – старательно выводил он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайка.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по 2 звукан: [йэ], [йо], [йу], [йа], – но делаем это с помощью твердого знака, который ставится после приставок и мягкого знака, употребляемого в других случаях. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только одни звуки: [э], [о], [у], [а] – и читают «сел», «пю» вместо «съел», «пью».
Стыдно стало Незнайке, стал он быстро исправлять написанное. Простите его, буквы, он больше так не будет безграмотно использовать мягкий и твердый разделительные знаки.
Сказка о корне – уч-.
Жил-был Корень уч, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова: ученик, обучение, переучивать, ученый, заучивать, учитель и многие другие.
Когда Корень спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он отвечал вопросом: «Вас интересует наше словообразование?» Корень был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоят и в какой последовательности образуются слова.
Как образуются слова?
В любом слове могут быть корень, суффикс, приставка и окончание. Но далеко не всегда слово «развинчивается» легко и просто. От времени «стыки» между отдельными частями слова стали невидимыми, могли потеряться буквы или появиться другие. Сейчас нам кажется, что слова доблесть, неряха, нет – непроизводные, нечленимые. Но в древности существовали слова доблии (храбрые), ряхая (опрятная, красивая), сочетание не есть, которое слилось сначала в несть, а потом в нет. К примеру, в слове гончар исчезла буква р (горнчар), а в слове взнуздать появилась буква н (узда – взнуздать - взнуздать).
Но есть слова в языке, которые образуются другими путями.
Один из способов – распадение значений многозначного слова. Например, слово вид образовало 2 омонима (вид – разновидность, вид – грамматическая форма), и дороги этих 2-х слов разошлись.
Создаются новые слова и при переходе друг в друга частей речи: переход глагола видишь в частицу вишь, наречия около – в предлог. От долгого употребления рядом несколько слов могут «склеиться» в одно слово: сего дня à в сегодня. Слово беседа произошло так:
Без + сьда, («вне»+ «снаружи») à безсьда(«вне», «снаружи» + «сидение») à бессьда («разговор во время сидения») à беседа.
В слове сутки древний корень -тк-, что означает стык дня и ночи; в слове перчатка – древний корень -перст (палец) и т.д.
Такие сведения можно почерпнуть из «Этимологического словаря».
Сказка «Морфология»
Велико количество слов в языке – сотни тысяч! Как разобраться и управиться с такой армией? К счастью, есть у них строгий командир – Морфология. Попытались как-то все слова построиться. Становились, становились – все плохо получается. «Без командира нам не обойтись, – поняли слова, – призовем-ка мы Морфологию!»
– Кто обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.
– Мы обозначаем предмет.
– А какие формы у вас есть?
– Род, число и падеж.
– А что вы умеете делать?
– Быть всеми членами предложения, но в первую очередь – подлежащим и дополнением.
– Становитесь под знамя «Имя существительное», – приказала Морфология.
– Мы обозначаем действие, имеем лицо, время, наклонение, вид и залог, можем быть сказуемыми, – отрапортовали другие слова.
– Вы становитесь под знамя «Глагол», – отвечала Морфология.
Она собрала и объединила и все оставшиеся слова. Так тысячи слов встали под знамена частей речи, учитывая свои значения, грамматические формы и синтаксическую функцию.
Сказка о Роде
– Зачем Вы имени существительному? – спросили как-то у Рода.
– А разве есть хоть одно существительное без Рода? – ответил тот. – Без меня существительное не сможет обозначать предмет, т.е. перестанет быть существительным. Стоит какой-нибудь падежной форме «сбежать» и лишиться Рода, как она тотчас же превращается в наречие: было вот бгом, а стало бегм.
И всегда, как только выделяется или создается новый предмет, его обозначают именем существительным в одной из форм рода: Чебурашка, игрушка, изделие, предмет и т.д.
Существительное считает
– Кто за это предложение, поднимите руку, – сказал председатель. – Существительное, посчитайте количество голосов.
– Много! – моментально отвечало оно.
– Вы же не считали, – укоризненно покачал головой председатель.
– Много, – тут же повторило Существительное.
– Вы не хотите считать?!
– Товарищ председатель, – вступился Глагол, – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее 1 предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
– И кто же посчитает нам голоса?
– Числительное, – хором выдохнул зал...
У отдельных Существительных есть количественное значение, но это значение не части речи, а лексическое: двойка, четверть и др.
Что делает Падеж?
У Падежа спросили:
– А зачем нужны существительному Вы?
– И без меня нельзя, – отвечал Падеж, – я указываю на отношение моего хозяина – Существительного к другим словам в предложении.
– А как именно?
– Я могу указать на отношение действия и места (сидеть на стуле), действия и орудия (писать пером), действия и объекта (читать книгу), целого предмета и его части (ветка березы) и многое другое. Без меня Существительное не проживет, как и без Рода и Числа, и превратится в наречие.
На чем? или где?
В тетради было написано: на столе.
– На чем? – задала вопрос Морфология.
– Позвольте, – заволновался Синтаксис, – нужно спрашивать: где?
– Не спорьте, оба вопроса одинаково нужны – вмешалась Грамматика, – только тебя, Морфология, интересует, какая это падежная форма, а тебе, Синтаксис, нужно непременно знать, какой это член предложения.
– А как же мы задаем один вопрос что? к слову розу?
– Нет, – отвечала мудрая Грамматика, – вы снова задаете 2 вопроса, только они на этот раз совпадают.
Кто тяжелее?
Спорили Существительные, кто из них больше по весу.
– Я, – сказало первое и село на весы с гирей в 100 кг.
– Нет, я, – возразило второе и перевесило своего соперника.
– И все-таки самый большой вес у меня, – заявило третье и приподняло сразу 3-х соперников.
Победителям были вручены награды степеней сравнения: за первое место – медаль «Тяжелейший», за второе – «Тяжелее», потому что степени сравнения прилагательных показывают, в каком предмете признак имеется в большей степени и какой предмет по этому признаку превосходит все остальные.
Что делают числительные?
Числительное счет любит!
Оно считает, может называть точное количество (три), в этом случае их называют количественными. Если числительные обозначают точное количество как единство (трое), то это собирательные числительные. Наконец, они могут считать по порядку (второй).
Не сразу человек научился считать и создал имя Числительное. Из всех имен речи эта – самая молодая!
Универсальные заменители
– Будьте любезны, – обратилось Существительное к Местоимению, – займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило...
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз, Существительные, Прилагательные и Числительные вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имен такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, а уж Местоимения он, она, оно, они могут заменять любое Существительное.
Возвращающееся действие
Жила-была частица СЯ. Никто не хотел с ней иметь дела. Лишь добрый Глагол пожалел ее и стал дружить с частицей СЯ. Глагол изменился под воздействием частицы, действие возвратилось к деятелю: умывал – умывался (т.е. умывал самого себя). Так стал Глагол к себе внимательным.
Чудесные гибриды
Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду; он выращивал не фрукты и не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения. Он вывел уже несколько новых сортов.
– Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия, – размышлял как-то ученый-садовник, – только будет ли толк, они так далеки друг от друга?
Но сказано – сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия. Назвали их причастиями и деепричастиями. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особыми глагольными формами. У причастия открыли признаки глагола и прилагательного, у деепричастия – признаки глагола и наречия. Так они и работают до сих пор за двоих.
Как можно бегать?
Вот глагол-действие – бежать. Чтобы узнать, каковы признаки этого действия, ответим на несколько вопросов.
– Когда совершается действие?
– Летом.
– А в каком направлении?
– Вперед и вверх.
– Как оно протекает?
– Быстро.
Вот какие признаки действия (и еще многие другие) передает одна из частей речи – наречие.
Помощники имен
Конечно, имена Существительные, Прилагательные, Числительные, Глагол, Местоимение – вполне самостоятельные части речи, сами могут вступать в отношения с другими словами.
«Однако без нас они далеко не уедут, – замечают Предлоги. – Как вы сможете обозначить отношения к месту (уехать в город), совместности (делать с другом), приблизительной меры (пройти с милю), цели (истратить на покупку), причины (уйти из-за дождя) и другие сложные отношения?»
Именам, конечно же, очень хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразнее. И они согласно используют предлоги в качестве своих помощников.
Предлоги, которые давно сотрудничают с именами, приобрели так много значений, что им уже стало тяжело с такой ношей. Например, предлог на несет 33 значения и 33 оттенков значений; предлог с – 31 значение и 16 оттенков. А молодой производный предлог вдоль – всего 1 значение. Так и живут предлоги, во всем помогая самостоятельными частям речи.
Мал золотник, да дорог
Частицы и по размерам малы, и членами предложения не являются, а помощники хорошие. У каждой из них свое значение.
Да – подтверждает сказанное; нет – отвергает; ли – спрашивает; бы – мечтает, желает что-либо; что за – усиливает выразительность сказанного.
Частица вот как бы «высвечивает» предмет и заставляет обратить на него внимание. И вправду можно сказать о частицах: «Мал золотник, да дорог!»
Ахи и Охи
Не любят части речи Междометия.
– Все мы работаем, что-нибудь обозначаем, – говорят они, – кто – предмет, кто – признак, кто –действие. А у них только ах!, ох!, ну! да караул!
Поэтому живут Междометия отдельно, выражая эмоции и побуж-дения, но не называя их.
Ах, как сложно!
Есть словосочетания, живущие в Синтаксисе, обычные, простые. Держатся друг за дружку, как мамочка с сыночком или 2 подружки за ручки, и хорошо себя чувствуют.
Придумкин и Самоделкин, сидя на уроке, слушали учителя, который объяснял, как из простого словосочетания получить сложное.
После урока Придумкин дернул за рукав Самоделкина:
– Читай!
– Быстро и очень ловко, с большим азартом, точными ударами вбить тяжелым железным молотком на длинной березовой ручке толстый ржавый гвоздь с отбитой шляпкой в среднее бревно стены старого, давно разрушенного сарая, – прочитал Самоделкин.
– Здорово, – еле отдышался он. – Только кому, кроме тебя, это чудовище нужно?
Да, то, что годится для игры «Кто больше?», не годится для общения: в речи мы должны стремиться к точности и краткости.
На двух стульях
Как всем известно, Подлежащее и Сказуемое, главные члены предложения, называются грамматической основой. На них, как на опорах, держится все Предложение.
Второстепенные члены предложения, явившиеся на прием к Синтаксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями: «Дополнение», «Определение», «Обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма у дороги до сих пор не садится.
– Занимайте скорее место, – предложил Синтаксис.
– А я не знаю, куда садиться, – отвечал смущенный член предложения.
– Как не знаете? – удивился Синтаксис. – Вы отвечаете на вопрос где? и обозначаете место – садитесь на стул к обстоятельствам.
– Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю еще на вопрос какой? и поэтому должен быть еще и определением, ведь слово дом – предмет, а не действие.
– Вот загвоздка, – проговорил Синтаксис, – это и определение, и обстоятельство вместе. А садитесь-ка вы на 2 стула!
Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения.
Дружные работники
В студии телевидения проходила встреча с Однородными Членами предложения.
– Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы? – спросил ведущий.
– На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
– Что вы делаете в предложении?
– Выполняем работу одного из членов предложения.
– Кто из вас старший в группе?
– Мы все абсолютно равноправны и обычно подчиняемся нашему руководителю – одному из членов предложения, а руководит нами Сказуемое.
– Можете ли вы работать без руководителя?
– Да, можем самостоятельно трудиться в роли подлежащего.
– Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям?
– Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами.
Как обратиться к Крокодилу?
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке…
– Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок.
– Я придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала Обращение! Давайте назовем его имя!
– Крокодил! – закричали гости хором.
– Кто это обращается ко мне? – приоткрыл один глаз Крокодил.
На другой день Мартышка всем сообщала:
– Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому хотите обратиться, и он обязательно вам ответит!
– А если хотите написать письмо, – добавлял Удав, – не забудьте отделить Обращение запятой.
– Или восклицательным знаком, если хотите написать Обращение «громко», – заканчивал Слоненок.
Непостоянная связка
Жила-была Связка быть, она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени, но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
– В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире.
– Хорошо, – соглашалось Подлежащее, – но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределенной формой глагола.
– Согласно, – сказало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительную степень и частицу не.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
Влюбленный Глагол
Полюбил Глагол гордую и надменную частицу Не.
– Люблю! Обожаю! – восклицает он.
– Не люблю! Не хочу! – отвечает частица Не.
– Преклоняюсь перед Вами! – восхищается Глагол.
– Не подходи! – кричит частица Не.
Долго говорил ей Глагол о своих чувствах, но частица Не отвергала любовь Глагола. Удрученный несчастливой любовью, пошел Глагол скитаться по свету. Долго ли, коротко ли он путешествовал по миру, но любовь звала его назад, к возлюбленной.
И вот они повстречались вновь. Встретила строптивая частица восторженный взгляд Глагола и закричала:
– Ненавижу!... – и вдруг замерла.
Обрадованный Глагол взял ее за руку. С тех пор частица Не стоит рядом с Глаголом в словах, которые без нее не употребляются: ненавидеть, нездоровится, недоумевать и некоторых других.
До новых встреч!
Встретился ребятам Колобок. Он катился по Синтаксису, время от времени прыгал и проставлял знаки препинания.
– Разве он учился в школе? – изумились ребята.
– Это электронный Колобок, – объяснил Знайкин, – в него заложена программа по русскому языку. Колобок может найти границы простого предложения и использовать правила, чтобы ставить знаки препинания в сложном предложении.
Знайкин нажал кнопку, и Колобок произнес: «Если вы еще не изучили всех правил, разделите пока запятыми простые предложения в составе сложного. Желаю вам новых интересных встреч в Стране русского языка!»