Тут свой клюв раскрыла утка
И пришел ему конец...
С. Михалков.
Сложные предложения
1. Определите, сколько в стихотворении сложных предложений, сколько – простых. Как называется такой тип сложного предложения?
Шалтай-болтай
Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Не может Шалтая-Болтая собрать. |
2. Чем отличаются эти предложения? Поставь границу (1) между частями сложных предложений и посчитай количество частей в каждом сложном предложении.
– Если трубочист бывает белый,
Значит, плохо трубочиста дело
– Надо думать, что ответы эти
Поняли и взрослые, и дети.
– Если мельник черный, а не белый,
Значит, плохо мельниково дело.
Определите нужную схему к предложениям этого стихотворения.
1) [ [ ], (если…)]; 2) [(если…), [ ] ].
Крапива
Жжется больнее злая крапива, Если берут ее слишком учтиво. Если ж возьмете ее, не робея, Злая крапива жалит слабее. Меньше терзают беды и муки, Если вы крепко берете их в руки. |
Соберите» предложения. Расставьте знаки препинания.
А) Дорогу указывает свет Б) Плох тот мастер В) Туда клонится и колос Г) Зима будет холодной Д) Днем снег не выпадет Е) Что дело мастера боится | который сам не был учеником. недаром говорится. если ночью был иней. который сияет впереди. если белка делает большие запасы. куда ветер дует. |
5. Предложения, составленные в задании №4, распределите в таблице:
ССП | СПП | БСП |
– Допишите в эту же таблицу следующие предложения:
А) Люди вышли на крылечко, люди смотрят из окна.
Б) Я тяну коня направо – лошадь пятится в канаву.
В) Мы мячом в часы попали, и со стола часы упали.
Г) Весь день продувает его ветерком, а он песни поет и стучит молотком.
Игра «Я редактор».
Отредактируйте текст. Вместо знака V вставьте союз, либо перестройте предложение так, чтобы оно стало сложным. Расставьте правильно орфограммы в словах.
Прогулка
(На)ступает ра(н, нн)ее летнее утро. V Мы ..тправляемся в соседн..ю рощицу. Ровными р..дами стоят м..л..дые березы. V (На)нежных л..сточках играют з..л..тистые лучи утре(н, нн)его со..нца. (В)з..леной листве д..ревьев поют птицы. V (По)всей окрес..ности ра..ливаются птич..и песни. (На)опушке мы (на)пали (на)спелую з..млянику. V Сколько душ..стых ягод краснеет в высокой траве!
За рощей нач..нает(?)ся овраг. V Мы идем к нему. V На дне глубокого оврага журчит ключ(?). Нам хоче(?)с выпить чистой ключ..вой воды. Хорошо сидеть около роднич(?)ка, пить пр..хладную воду!
Игра «Переделка».
Все предложения с прямой речью переделайте в сложные предложения и запишите получившийся рассказ.
Озорник
Сказал Барбосу озорник: «Пойди сюда, кис-кис!» И пес веселый в тот же миг от огорченья скис. Кота окликнул озорник: «Цып-цып, иди сюда!» Наш кот, услышав этот крик, заплакал от стыда. А он уже кричит: «Кря-кря!» – кричит корове вслед. Обидел всех, обидел зря мой озорной сосед.
И я тогда сказал ему: «Все звери мне друзья, а ты их дразнишь. Почему? Так, девочка, нельзя!» Что тут случилось! Озорник готов уж съесть меня. И долго раздавался крик: «Я мальчик! Мальчик я!»
М. Кудинов.
Подберите 5 пословиц, которые по форме были бы сложносочи-ненными предложениями.
Например: На бога надейся, а сам не плошай.
Закончите простые предложения так, чтобы они стали сложными предложениями разных типов.
А) Я люблю народные сказки ... Б) На грядках росла морковь ... В) От ветра клонилась березка ... Г) Еж пробирался в кустах ... Д) Заткни бутылку пробкой ... |
Найдите третье-«лишнее».
А) 1. Щенок лает, а собака кусает.
2. Если придешь, то увидимся.
3. Придет весна, и расцветут цветы.
Б) 1. Мы идем в цирк, чтобы увидеть слона.
2. Мы идем в цирк, а Саша – в театр.
3. Мы идем в цирк, если погода не подведет.
В) 1. Светит солнце, голубеет небо.
2. Светит солнце, и голубеет небо.
3. Светит солнце, потому что на дворе весна.
11. Исправьте недочеты в предложениях и запишите правильные варианты. Расставьте знаки препинания.
А) Как шуршат падающие листья о том я читал в старых книгах.
Б) Что грачи прилетели все мне снилось.
В) Но дождь не шел туча нависла над селом.
Г) А бобры строят хатки из деревьев кроты роют себе норы глубоко в земле.
Д) В здании проводится ремонт здание очень ветхое.
12. Постройте схему данного предложения. Определите количество частей и характер связи между частями.
До утра в аллеях парка Будет весело и ярко, Будет музыка греметь, Будет публика шуметь. С. Михалков. |
Разгадайте кроссворд.
Слова-ответы в сетке кроссворда располагаются и «ломаются» по горизонталям и вертикалям, но не по диагоналям. Цифра или число в скобках означает количество букв в словах-ответах.
к | а | р | а | м | з | и | н | л | п |
а | и | ц | к | с | и | о | н | о | о |
н | л | а | а | а | с | с | о | м | д |
т | л | с | т | р | з | о | и | я | л |
о | и | и | н | г | ю | в | ц | ж | е |
н | р | в | а | о | о | о | а | а | е |
и | и | к | т | м | с | м | у | щ | о |
м | к | а | с | и | н | о | т | е | н |
с | п | р | и | п | у | н | к | е | ь |
у | щ | е | с | т | в | и | т | е | л |
- Часть слова (9).
- Часть речи (15).
- Член предложения (10).
- Знаки препинания (10).
- Кто ввел в русский язык букву Ё? (8).
- Кто впервые выделил числительное как часть речи? (9).
- «Близко-далеко» (7).
- Слово, совпадающее с другим по написанию и звучанию (6).
- Древнерусский алфавит – аз, буки, веди ... (9).
- Раздел грамматики (9).
- Специальный диалект, сленг. (4).
- «А», «и», «или» (4).
Ответы: приставка, существительное, подлежащее, пунктуация, Карам-зин, Ломоносов, антоним, омоним, кириллица, синтаксис, арго, союз.