Тут свой клюв раскрыла утка

И пришел ему конец...

С. Михалков.

Сложные предложения

1. Определите, сколько в стихотворении сложных предложений, сколько – простых. Как называется такой тип сложного предложения?

Шалтай-болтай

Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Не может Шалтая-Болтая собрать.  

2. Чем отличаются эти предложения? Поставь границу (1) между частями сложных предложений и посчитай количество частей в каждом сложном предложении.

– Если трубочист бывает белый,

Значит, плохо трубочиста дело

– Надо думать, что ответы эти

Поняли и взрослые, и дети.

– Если мельник черный, а не белый,

Значит, плохо мельниково дело.

Определите нужную схему к предложениям этого стихотворения.

1) [ [ ], (если…)]; 2) [(если…), [ ] ].

Крапива

Жжется больнее злая крапива, Если берут ее слишком учтиво. Если ж возьмете ее, не робея, Злая крапива жалит слабее. Меньше терзают беды и муки, Если вы крепко берете их в руки.  

Соберите» предложения. Расставьте знаки препинания.

А) Дорогу указывает свет Б) Плох тот мастер В) Туда клонится и колос Г) Зима будет холодной Д) Днем снег не выпадет Е) Что дело мастера боится который сам не был учеником. недаром говорится. если ночью был иней. который сияет впереди. если белка делает большие запасы. куда ветер дует.

5. Предложения, составленные в задании №4, распределите в таблице:

ССП СПП БСП
     

– Допишите в эту же таблицу следующие предложения:

А) Люди вышли на крылечко, люди смотрят из окна.

Б) Я тяну коня направо – лошадь пятится в канаву.

В) Мы мячом в часы попали, и со стола часы упали.

Г) Весь день продувает его ветерком, а он песни поет и стучит молотком.

Игра «Я редактор».

Отредактируйте текст. Вместо знака V вставьте союз, либо перестройте предложение так, чтобы оно стало сложным. Расставьте правильно орфограммы в словах.

Прогулка

(На)ступает ра(н, нн)ее летнее утро. V Мы ..тправляемся в соседн..ю рощицу. Ровными р..дами стоят м..л..дые березы. V (На)нежных л..сточках играют з..л..тистые лучи утре(н, нн)его со..нца. (В)з..леной листве д..ревьев поют птицы. V (По)всей окрес..ности ра..ливаются птич..и песни. (На)опушке мы (на)пали (на)спелую з..млянику. V Сколько душ..стых ягод краснеет в высокой траве!

За рощей нач..нает(?)ся овраг. V Мы идем к нему. V На дне глубокого оврага журчит ключ(?). Нам хоче(?)с выпить чистой ключ..вой воды. Хорошо сидеть около роднич(?)ка, пить пр..хладную воду!

Игра «Переделка».

Все предложения с прямой речью переделайте в сложные предложения и запишите получившийся рассказ.

Озорник

Сказал Барбосу озорник: «Пойди сюда, кис-кис!» И пес веселый в тот же миг от огорченья скис. Кота окликнул озорник: «Цып-цып, иди сюда!» Наш кот, услышав этот крик, заплакал от стыда. А он уже кричит: «Кря-кря!» – кричит корове вслед. Обидел всех, обидел зря мой озорной сосед.

И я тогда сказал ему: «Все звери мне друзья, а ты их дразнишь. Почему? Так, девочка, нельзя!» Что тут случилось! Озорник готов уж съесть меня. И долго раздавался крик: «Я мальчик! Мальчик я!»

М. Кудинов.

Подберите 5 пословиц, которые по форме были бы сложносочи-ненными предложениями.

Например: На бога надейся, а сам не плошай.

Закончите простые предложения так, чтобы они стали сложными предложениями разных типов.

А) Я люблю народные сказки ... Б) На грядках росла морковь ... В) От ветра клонилась березка ... Г) Еж пробирался в кустах ... Д) Заткни бутылку пробкой ...    

Найдите третье-«лишнее».

А) 1. Щенок лает, а собака кусает.

2. Если придешь, то увидимся.

3. Придет весна, и расцветут цветы.

Б) 1. Мы идем в цирк, чтобы увидеть слона.

2. Мы идем в цирк, а Саша – в театр.

3. Мы идем в цирк, если погода не подведет.

В) 1. Светит солнце, голубеет небо.

2. Светит солнце, и голубеет небо.

3. Светит солнце, потому что на дворе весна.

11. Исправьте недочеты в предложениях и запишите правильные варианты. Расставьте знаки препинания.

А) Как шуршат падающие листья о том я читал в старых книгах.

Б) Что грачи прилетели все мне снилось.

В) Но дождь не шел туча нависла над селом.

Г) А бобры строят хатки из деревьев кроты роют себе норы глубоко в земле.

Д) В здании проводится ремонт здание очень ветхое.

12. Постройте схему данного предложения. Определите количество частей и характер связи между частями.



До утра в аллеях парка Будет весело и ярко, Будет музыка греметь, Будет публика шуметь. С. Михалков.

Разгадайте кроссворд.

Слова-ответы в сетке кроссворда располагаются и «ломаются» по горизонталям и вертикалям, но не по диагоналям. Цифра или число в скобках означает количество букв в словах-ответах.

к а р а м з и н л п
а и ц к с и о н о о
н л а а а с с о м д
т л с т р з о и я л
о и и н г ю в ц ж е
н р в а о о о а а е
и и к т м с м у щ о
м к а с и н о т е н
с п р и п у н к е ь
у щ е с т в и т е л
  • Часть слова (9).
  • Часть речи (15).
  • Член предложения (10).
  • Знаки препинания (10).
  • Кто ввел в русский язык букву Ё? (8).
  • Кто впервые выделил числительное как часть речи? (9).
  • «Близко-далеко» (7).
  • Слово, совпадающее с другим по написанию и звучанию (6).
  • Древнерусский алфавит – аз, буки, веди ... (9).
  • Раздел грамматики (9).
  • Специальный диалект, сленг. (4).
  • «А», «и», «или» (4).

Ответы: приставка, существительное, подлежащее, пунктуация, Карам-зин, Ломоносов, антоним, омоним, кириллица, синтаксис, арго, союз.

Наши рекомендации