Класть в постель к себе грелки
(А поэтому спал
И под гром перестрелки).
Дальше царствовал (П, п)ятый,
По прозванию (М, м)ятый.
В бок толчок получал он,
Чуть во сне помаленьку
Со ступеньки сползал он
На другую ступеньку.
А (Ш, ш)естой пролежал
Сто четыре матраца.
А (С, с)едьмой не желал
И совсем просыпаться.
А (В, в)осьмой себя звал
По ошибке (Д, д)евятым.
Значит, сын его стал
Поневоле (Д, д)есятым.
Он отпраздновал брак,
Взяв принцессу (З, з)евоту,
И семнадцать (З, з)евак
Народил он по счету.
Всем будившим его
Он давал подзатыльники
И носил оттого
Кличку «(К, к) черту будильники!»
Был ленив, как тюлень,
Лодырь номер (О, о)диннадцать,
Целый день было лень
С места (Л, л)одырю сдвинуться.
Он скончался давно,
И в истории края
Королем «(В, в)се равно»
Именуют лентяя.
Он смотрел без участья
На чужие несчастья,
На войну и на мир,
На рагу и на сыр,
На людей и на кошек,
На морковь и горошек,
На индейку и зайца,
На капусту и яйца…
Не имел он пристрастия
Ни к чему никогда,
И, последним в династии,
Он исчез навсегда.
С. Маршак.
Задания:
А) Найдите в сказке существительные – словарные слова.
Б) Выпишите по 3 существительных женского, мужского и среднего рода.
В) Найдите 3 существительных общего рода.
Род и число существительных
Прочитайте рассказ, заменив рисунки словами.
Выпишите из него слова в 3 «столбика»: ж.р., м.р., ср.р. У каких существительных род не определяется?
Веселый оркестр
(Жила-была черепаха. Она умела играть на жалейке. Однажды она прочитала на дереве объявление, что в лесу организуется оркестр. Руководителем оркестра должен быть слон, который играл на трубе. Скоро оркестр был создан. Черепаха пригласила в оркестр сво-их друзей лягушат. Были здесь даже и корова, которая играла на колокольчике, и баран, который бил рогами в барабан. Медведь играл на ложках, заяц – на рожке. На скрипке играла мышь, а на гармошке играл поросенок. Бабочка держала ноты перед рыбкой, которая пела перед микрофоном. Вот такой получился веселый оркестр). |
Задания к тексту:
А) Подберите по 3 примера существительных одушевленных и неодушевленных.
Б) Придумайте животным клички, запишите 3 примера.
В) Подберите из текста по 3 примера к данной схеме.
Склонение существительных I склонение – а, я (м., ж. род); II склонение – (м.р.); о, е (ср.род); III склонение – ь (ж. род). |
7. Подберите к существительным прилагательные:
Тюль, рояль, фасоль, фамилия, кофе, кашне.
8. Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова: лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? (В зависимости от значения слова: листы и листья, корни и коренья, зубы и зубья, пропуск и пропуска, хлебы и хлеба).
9. Можно ли образовать формы множественного числа от словдно (графина), дно (моря), горе?
(Донья графинов, дно морей, горести).
10. Образуйте форму родительного падежа мн. числа от слов простыня, курица. (Простынь, кур).
11. Определите род существительных: георгин, туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерко, какао, вуаль, лебедь. (Муж. род – георгин, ботинок, овощ, лебедь; ж.р. – туфля, манжета, вуаль; ср.р. – какао, ведерко).
12. Дано предложение: «Я часто встречался с Зегерс». О ком речь – о мужчине или о женщине?
(О женщине. О мужчине говорилось бы - с Зегерсом).
13. Репортаж о спортивном матче заканчивался так: «Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в сборную республики». Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?
(Писалось о мужчинах. О женщинах бы писалось: «Все три…»).