Программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков

Выработка у детей точной и четкой координации в систе­мах «глаз — рука», «ухо — рука», «глаз — ухо — рука» зани­мает значимое место в программе профилактики школьных трудностей, поскольку установление межанализаторных свя­зей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетичес­кой информации обеспечивают правильное соотнесение зву­ков устной речи с буквами при письме и чтении. В то же время обнаруживаемая у части детей на этапе школьного стар­та слабость слухо-зрительно-двигательных связей снижает возможности усвоения звуко-буквенных соответствий при письме и чтении, что требует использования в работе с ними системы игровых развивающих и коррекционно-развивающих заданий.

Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — рука" и коррекцию ее недостатков

Копировщики узоров

Детям предлагается внимательно проанализировать об­разцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребен­ком на столе лежит индивидуальный образец) и как мож­но точнее срисовать их (рис. 90). После того как копирова­ние узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к ориги­налу копии.

_

1 Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала взрослый пред­лагает ребенку задания на копирование близко, непосредственно в поле зрения детей расположенных образцов, а затем постепенно их удаляет и располагает, например, на классной доске. В первом варианте находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность механиз­мов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и до­статочно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опо­рой на кинестетический контроль.

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Рис. 90

Нарисуй снежинки

Для украшения группы (класса) к новогоднему празднику всегда необходимо большое количество снежинок. Поэтому взрос­лый, показывая детям выполненные мелом на доске образцы снежинок, предлагает устроить соревнование: кто сможет сде­лать самую точную копию какой-либо снежинки? (Рис. 91.)

Выполненные детьми рисунки затем можно использовать для коллективного коллажа, украшения детского сада, шко­лы и т.д.

Сделай, как я!

Для игры потребуется комплект счетных палочек. Дети рас­саживаются за столом, и один из них — ведущий — выклады­вает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 1—2 секунды показывает ее остальным участникам игры и снова закрывает. Дети по памяти должны выложить из своих палочек точно такую же фигуру. После того, как фигуры будут выложены всеми игрока­ми, они сличаются с образцом. Выигрывает тот, кто наиболее правильно скопировал образец, — он становится ведущим.

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Рис. 91

Звездочки

Для игры потребуется два игровых поля (рис. 92) — по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звез­дочек на поле соперника. Если задание выполняется правиль­но, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку.

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Рис. 92

Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10, но время предъявления их расположения на игровом поле остается прежним — 1 секунда.

Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «ухо — рука» и коррекцию ее недостатков

Ухо — нос

По команде «ухо!» дети должны взяться за ухо, по ко­манде «нос!» — за нос Педагог не только подает эти коман­ды, но и выполняет движения вместе с детьми, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя их на неправиль­ные движения.

Школа радистов

Перед началом игры педагог знакомит детей с професси­ей радиста, основная задача которого — уметь передавать со­общение правильно и без искажений, т.е. точно таким, каким оно было получено. «Для этого нужно быть не только очень внимательным, но и много тренироваться, — говорит педагог. — Сегодня мы организуем «школу радистов», в которой будем тренироваться в передаче сообщений. Вы будете радистами, а я — вашим учителем».

Далее за ширмой педагог отстукивает «сообщения» разной степени сложности и предлагает детям по очереди воспроиз­вести их (отстучать карандашом по столу). Сообщения могут быть, например, такими:

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Самые красивые бусы

Педагог предлагает детям сделать подарки для своих мам — нарисовать бусы. Чтобы они были красивыми, все бусины обязательно должны быть круглыми, а цвет каждой из них должен строго соответствовать последовательности: синяя — красная — зеленая и т.д.

После того как все дети выполнят задание, следует поощ­рить всех за участие и коллективно найти рисунок с самыми красивыми бусами. Игра в разных модификациях может по­вторяться неоднократно.

Иллюстрирование книги

Введение в игровую ситуацию: «Художники (в их роли выступают сами дети) получили от детского издательства за­каз. Нужно нарисовать картину к сказке «Колобок», на кото­рой дед с бабой были бы нарисованы в левом нижнем углу, сам колобок — посередине, а в правом нижнем углу долж­ны быть расположены все остальные персонажи сказки».

После того как все дети закончат рисовать, коллективно определяется, чей же рисунок наиболее правильно соответ­ствует заданным условиям и может быть отправлен в изда­тельство. При каждом следующем проведении игры выби­рается другая сказка, а количество условий, которые долж­ны быть соблюдены при иллюстрировании, постепенно увеличивается.

Муха

Для игры понадобится игровое поле 5х5 клеток, которые через одну окрашены в разные цвета. Центральная клетка занята изображением мухи; фишки — вырезанные из карто­на фигурки мух. Число игровых полей и фишек определяет­ся числом игроков.

Вариант 1. Ведущий начинает рассказывать сказочную историю: «Сидела муха в своем домике, а потом решила вы­ползти погулять. Сначала она переместилась на одну клетку влево, потом — на одну клетку вниз...» Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась (3—4 раза). Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета попала муха (или между какими клетками оказалась). Правильный ответ поощряется, и игра может быть продолже­на либо снова с центральной клетки, либо с той, на которой оказалась муха после перемещений.

Вариант 2. Можно предложить детям поиграть в эту игру так, чтобы они не передвигали фишку-муху на индивидуаль­ных полях, а только глазами прослеживали ее путь на общем демонстрационном поле.

Вариант 3.Для проведения игры может быть использова­но двухцветное (черно-белое) поле — аналог шахматной дос­ки, где каждая клетка кодируется буквой или цифрой. После перемещений мухи, которые дети проводят по заданию веду­щего, они должны точно назвать «адрес» клетки, на которой расположилась муха.

Вариант 4. Передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить детям представить себе, что муха летает из одного магазина в другой и в каждом покупает себе какую-ни­будь вещь, еду и пр. Когда после посещения 4—7«магазинов» муха возвращается домой, участники игры вместе вспоминают, какие покупки и в какой последовательности ею совершались.

Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — ухо — рука» и коррекцию ее недостатков

Повторяй за мной!

Под любую рифмовку (например, «Сантики-сантики-лимпопо!») ведущий выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, ста­раясь как можно скорее отреагировать на смену им движе­ний. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбыва­ет из игры.

Передай телеграмму

Перед началом игры на наборном полотне выставляются картинки с изображением лесных зверей и птиц и карточки-телеграммы для них (рис. 93);аналогичный набор карточек-телеграмм лежит на столе у педагога.

Взрослый, вводя детей в игровую ситуацию, говорит: «В лесу, на почте скопилось слишком много телеграмм. Давайте поможем дятлам-телеграфистам передать эти телеграммы разным лесным обитателям. Передайте (простучите) телеграммы с учетом расположения знаков на карточках».

Дети по очереди выполняют роль дятлов-телеграфистов. Для этого они подходят к столу педагога, выбирают какую-либо карточку и отстукивают «текст» телеграммы. Задача игроков — отгадать, кому из лесных обитателей была посла­на эта телеграмма.

В игру вводится элемент соревнования — выигрывает тот, кто передаст больше всего телеграмм без ошибок.

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Рис. 93

Сколько деток?

Игровой материал: картинки с изображением животных и карточки — «тексты» телеграмм (рис. 94).

Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Лев решил узнать, сколько детей имеют звери в его сказочном1 лесу. И вот каждая звериная семья послала льву телеграмму, в кото­рой сообщалось, сколько в семье детенышей. Вы будете по­чтальонами, которым надо принять все телеграммы от зве­рей, определить и сообщить льву, сколько же в разных звери­ных семьях детенышей. Прослушайте сообщение от медведя

1 Лес сказочный, так как в нем встречаются животные из жарких стран и наших лесов.

(выстукивает за ширмой: | — | — | ). А теперь найдите среди карточек ту, которая будет телеграммой от медведя. Положи­те ее на наборном полотне рядом с рисунком медведя».

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Рис. 94

Вариант. В «телеграммах» звери передают, сколько в их семьях больших детей и сколько маленьких. О больших де­тях сообщает сильный, громкий удар, в тексте телеграммы таким ударам соответствуют крупные точки. О маленьких детях сообщается тихими ударами, в телеграмме им соответ­ствуют маленькие точки. Например, от волка поступило та­кое сообщение — педагог воспроизводит один громкий удар и два тихих. Сколько же в семье волка больших и малень­ких детей? На какой карточке телеграмма от волка?

Наши рекомендации