Программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков
Выработка у детей точной и четкой координации в системах «глаз — рука», «ухо — рука», «глаз — ухо — рука» занимает значимое место в программе профилактики школьных трудностей, поскольку установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами при письме и чтении. В то же время обнаруживаемая у части детей на этапе школьного старта слабость слухо-зрительно-двигательных связей снижает возможности усвоения звуко-буквенных соответствий при письме и чтении, что требует использования в работе с ними системы игровых развивающих и коррекционно-развивающих заданий.
Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — рука" и коррекцию ее недостатков
Копировщики узоров
Детям предлагается внимательно проанализировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их (рис. 90). После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.
_
1 Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала взрослый предлагает ребенку задания на копирование близко, непосредственно в поле зрения детей расположенных образцов, а затем постепенно их удаляет и располагает, например, на классной доске. В первом варианте находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.
Рис. 90
Нарисуй снежинки
Для украшения группы (класса) к новогоднему празднику всегда необходимо большое количество снежинок. Поэтому взрослый, показывая детям выполненные мелом на доске образцы снежинок, предлагает устроить соревнование: кто сможет сделать самую точную копию какой-либо снежинки? (Рис. 91.)
Выполненные детьми рисунки затем можно использовать для коллективного коллажа, украшения детского сада, школы и т.д.
Сделай, как я!
Для игры потребуется комплект счетных палочек. Дети рассаживаются за столом, и один из них — ведущий — выкладывает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 1—2 секунды показывает ее остальным участникам игры и снова закрывает. Дети по памяти должны выложить из своих палочек точно такую же фигуру. После того, как фигуры будут выложены всеми игроками, они сличаются с образцом. Выигрывает тот, кто наиболее правильно скопировал образец, — он становится ведущим.
Рис. 91
Звездочки
Для игры потребуется два игровых поля (рис. 92) — по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звездочек на поле соперника. Если задание выполняется правильно, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку.
Рис. 92
Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10, но время предъявления их расположения на игровом поле остается прежним — 1 секунда.
Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «ухо — рука» и коррекцию ее недостатков
Ухо — нос
По команде «ухо!» дети должны взяться за ухо, по команде «нос!» — за нос Педагог не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с детьми, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя их на неправильные движения.
Школа радистов
Перед началом игры педагог знакомит детей с профессией радиста, основная задача которого — уметь передавать сообщение правильно и без искажений, т.е. точно таким, каким оно было получено. «Для этого нужно быть не только очень внимательным, но и много тренироваться, — говорит педагог. — Сегодня мы организуем «школу радистов», в которой будем тренироваться в передаче сообщений. Вы будете радистами, а я — вашим учителем».
Далее за ширмой педагог отстукивает «сообщения» разной степени сложности и предлагает детям по очереди воспроизвести их (отстучать карандашом по столу). Сообщения могут быть, например, такими:
Самые красивые бусы
Педагог предлагает детям сделать подарки для своих мам — нарисовать бусы. Чтобы они были красивыми, все бусины обязательно должны быть круглыми, а цвет каждой из них должен строго соответствовать последовательности: синяя — красная — зеленая и т.д.
После того как все дети выполнят задание, следует поощрить всех за участие и коллективно найти рисунок с самыми красивыми бусами. Игра в разных модификациях может повторяться неоднократно.
Иллюстрирование книги
Введение в игровую ситуацию: «Художники (в их роли выступают сами дети) получили от детского издательства заказ. Нужно нарисовать картину к сказке «Колобок», на которой дед с бабой были бы нарисованы в левом нижнем углу, сам колобок — посередине, а в правом нижнем углу должны быть расположены все остальные персонажи сказки».
После того как все дети закончат рисовать, коллективно определяется, чей же рисунок наиболее правильно соответствует заданным условиям и может быть отправлен в издательство. При каждом следующем проведении игры выбирается другая сказка, а количество условий, которые должны быть соблюдены при иллюстрировании, постепенно увеличивается.
Муха
Для игры понадобится игровое поле 5х5 клеток, которые через одну окрашены в разные цвета. Центральная клетка занята изображением мухи; фишки — вырезанные из картона фигурки мух. Число игровых полей и фишек определяется числом игроков.
Вариант 1. Ведущий начинает рассказывать сказочную историю: «Сидела муха в своем домике, а потом решила выползти погулять. Сначала она переместилась на одну клетку влево, потом — на одну клетку вниз...» Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась (3—4 раза). Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета попала муха (или между какими клетками оказалась). Правильный ответ поощряется, и игра может быть продолжена либо снова с центральной клетки, либо с той, на которой оказалась муха после перемещений.
Вариант 2. Можно предложить детям поиграть в эту игру так, чтобы они не передвигали фишку-муху на индивидуальных полях, а только глазами прослеживали ее путь на общем демонстрационном поле.
Вариант 3.Для проведения игры может быть использовано двухцветное (черно-белое) поле — аналог шахматной доски, где каждая клетка кодируется буквой или цифрой. После перемещений мухи, которые дети проводят по заданию ведущего, они должны точно назвать «адрес» клетки, на которой расположилась муха.
Вариант 4. Передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить детям представить себе, что муха летает из одного магазина в другой и в каждом покупает себе какую-нибудь вещь, еду и пр. Когда после посещения 4—7«магазинов» муха возвращается домой, участники игры вместе вспоминают, какие покупки и в какой последовательности ею совершались.
Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — ухо — рука» и коррекцию ее недостатков
Повторяй за мной!
Под любую рифмовку (например, «Сантики-сантики-лимпопо!») ведущий выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры.
Передай телеграмму
Перед началом игры на наборном полотне выставляются картинки с изображением лесных зверей и птиц и карточки-телеграммы для них (рис. 93);аналогичный набор карточек-телеграмм лежит на столе у педагога.
Взрослый, вводя детей в игровую ситуацию, говорит: «В лесу, на почте скопилось слишком много телеграмм. Давайте поможем дятлам-телеграфистам передать эти телеграммы разным лесным обитателям. Передайте (простучите) телеграммы с учетом расположения знаков на карточках».
Дети по очереди выполняют роль дятлов-телеграфистов. Для этого они подходят к столу педагога, выбирают какую-либо карточку и отстукивают «текст» телеграммы. Задача игроков — отгадать, кому из лесных обитателей была послана эта телеграмма.
В игру вводится элемент соревнования — выигрывает тот, кто передаст больше всего телеграмм без ошибок.
Рис. 93
Сколько деток?
Игровой материал: картинки с изображением животных и карточки — «тексты» телеграмм (рис. 94).
Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Лев решил узнать, сколько детей имеют звери в его сказочном1 лесу. И вот каждая звериная семья послала льву телеграмму, в которой сообщалось, сколько в семье детенышей. Вы будете почтальонами, которым надо принять все телеграммы от зверей, определить и сообщить льву, сколько же в разных звериных семьях детенышей. Прослушайте сообщение от медведя
1 Лес сказочный, так как в нем встречаются животные из жарких стран и наших лесов.
(выстукивает за ширмой: | — | — | ). А теперь найдите среди карточек ту, которая будет телеграммой от медведя. Положите ее на наборном полотне рядом с рисунком медведя».
Рис. 94
Вариант. В «телеграммах» звери передают, сколько в их семьях больших детей и сколько маленьких. О больших детях сообщает сильный, громкий удар, в тексте телеграммы таким ударам соответствуют крупные точки. О маленьких детях сообщается тихими ударами, в телеграмме им соответствуют маленькие точки. Например, от волка поступило такое сообщение — педагог воспроизводит один громкий удар и два тихих. Сколько же в семье волка больших и маленьких детей? На какой карточке телеграмма от волка?