Психология личности и руководство

Изучение психологии личности представляет интерес для менеджеров прежде всего с двух точек зрения. Первая предполагает постановку вопросов о личностных свойствах самих менеджеров, вторая ― о том, какие личностные свойства подчиненных могут помочь лидеру в реше­нии задач организации.

Эффективное решение указанных вопросов могло бы способствовать достижению целого ряда конкретных практических целей, среди которых: качественный подбор и обучение руководителей, обучение персонала, рациональная расстановка кадров, повышение эффективности в принятии управленческих решений и многое другое.

Следует признать, что однозначных ответов на многие вопросы психология личности не дает. В частности, это связано с тем, что, как уже было отмечено, лидерство не только является функцией свойств лидера, а представляет собой социальное отношение со многими перемен­ными. Поэтому ответы на вопросы в основном носят вероятностный характер (см. Моргунов, 2000). Тем не менее при отборе кандидатур на руководящие посты весьма ценными оказываются тестовые методики, разработанные в русле исследований личностных черт, например тесты Кэттелла и Роттера, Томаса и Фидлера.

Созданию климата доверия в коллективе в значительной мере способствуют групповые методы, разработанные гуманистической психологией и когнитивно-эмоциональной психотерапией. В процессах расстановки кадров существенную помощь может оказать подход, который предложили Майерс и Бриггс. Лидерство и руководство проявляются, как было отмечено, только в группе, зависят от ее свойств. Малая группа выступает своего рода контекстом проявления лидерских качеств человека. Поэтому рассмотрение лидерства и управления может начинаться с рассмотрения группового контекста.

Группы и их свойства

Как правило, проблемы, возникающие в ходе выполнения производственных задач, в значительной мере порождены причинами, «растворенными» в конкретном подразделении. Поэтому и устранять их имеет смысл лишь системно, пересмотрев сложившийся стиль взаимодействия между руководителем и подчиненными, при котором не достигаются поставлен­ные цели. В определенном смысле это напоминает подход, исповедуемый системной семейной терапией, в соответствии с которым «излечиться» от проблемы может только вся семья. И альтернативы этому нет. Для проведения такого анализа необходим хотя бы минимум сведений о групповом взаимодействии, накопленных в социальной психологии.

Понятие и свойства группы

В 50-е годы начался процесс неуклонного повышения интереса к группе как объекту исследования. Фрезер в 1978 г. предложил список шести основных характеристик группы:

· взаимодействие членов,

· восприятие группы как чего-то реального,

· наличие групповых целей,

· формирование норм взаимодействия в группе,

· синэргетический эффект от взаимодействия в группе,

· эмоциональные отношения между членами группы,

· относительная закрепленность ролей.

Психологической группой можно назвать некоторое число людей, которые:

а) взаимодействуют между собой,

б) знают друг друга,

в) воспринимают себя как членов одной группы.

Оснований для классификации групп несколько. Во-первых, отмечаются эмпирические различия между группами и выделяются следующие типы групп: ― сеть, ― рабочая, ― семья, ― дружеская, ― институциональ­ная (организация), ― специально созданная (лабораторная). Во-вторых, группы различаются по следующим характеристикам: ― размер, ―однородность членов, ― фоновые свойства, ― статусы членов, ― степень открытости, ― слаженность.

Имеет смысл различать неформальные и формальные группы. Формальные группы характеризуются рядом общих признаков:

· имеют формальную структуру,

· имеют целевую ориентацию,

· часто организованы на постоянной основе,

· вносят вклад в деятельность более крупной общности людей,

· сознательно организованы кем-либо.

Неформальные группы представляют собой выборку людей, став­шую группой на основе развития взаимоотношений, влияния на поведение друг друга и вклада во взаимное удовлетворение каких-либо потребностей.

Процесс развития группы

Б. Такмен предложил двухфакторную модель развития группы: первый фактор ― деловая активность (решение групповой задачи), второй ― межличностный (развитие групповой структуры).

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:

1) стадию ориентировки в задаче, т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

2) стадию эмоционального ответа на требования задачи, состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений и предписаний последней;

3) стадию открытого обмена релевантными интерпретациями, на которой активизируется информационный обмен, позволяющий членам группы глубже изучить намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4) стадию принятия решений, состоящую из конструктивных попыток успешного решения задачи.

К сфере межличностных отношений относятся следующие стадии:

1. стадия проверки и зависимости предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения;

2. стадия внутреннего конфликта, ее основная особенность ― нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3. стадия развития групповой сплоченности ― достижение постепенной гармонизации отношений, устранение межличностных конфликтов;

4. стадия функционально-ролевой соотнесенности, в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным «резонатором», посредством которого проигрывается групповая задача.

Группа имеет определенные интегральные стадии развития:

· Forming (формирование ― первичное, поверхностное знакомство),

· Storming (штормление ― конфликтное формирование иерархии статусов членов группы),

· Norming (нормализация ― разработка норм группового взаимодействия),

· Performing (исполнение, суть которого в более или менее слаженном функционировании группы и взаимодействии ее членов).

Сразу стоит отметить, что данная схема не относится к более поздним стадиям существования группы, на которых может наблюдаться ее стагнация и прекращение функционирования.

Как видно из рассмотренной модели, становление лидерства является ключевым моментом формирования группы. Сначала оно осуществляется в самовыдвижении кандидатов на лидерство, затем ― в конфронтации между претендентами на лидерство и остальными членами группы, а также между самими претендентами, и наконец ― в оформлении лидерских позиций. С завершением этого процесса обычно связывают значительное повышение эффективности деятельности группы в целом по направлениям реализации групповых целей.

Многие проблемы группы могут быть объяснены исходя из этапов ее развития. Тоже в видоизмененной форме относится и к функционирова­нию любой организации. Одно из отличий состоит в том, что в организа­ции большинство подразделений уже прошло начальные стадии своего накопления. Поэтому чаще происходят процессы включения в группу новых членов, нередко сопровождающиеся проверкой обоснованности их претензий на лидерство.

Если соотнести группу с процессом членства в ней человека, можно получить следующую схему. Перед вхождением в группу происходит ее исследование, затем ― вхождение, социализация (освоение ее норм и ценностей), принятие норм, постепенное отторжение норм, ресоциализация, выход из группы. И, наконец, наступает стадия реминисценций (воспоминаний).

Наши рекомендации