Дополнительный материал к занятиям
Количество и счет
1. «У кого столько же?» Воспитатель показывает детям карточку. Поднимают карточку те дети, у которых на карточках изображено столько же предметов, но они другого размера (или в ином расположении, или расположены на другом расстоянии друг от друга), чем на карточке воспитателя.
2. «Найди пару!» Педагог вызывает 8—10 детей, дает им карточки, на которых изображены крупные и мелкие предметы (или геометрические фигуры) в количестве от 1 до 5 шт. Детям предлагает найти пару, т. е. того, у кого на карточке изображено столько же предметов, но другого размера. Аналогичным образом дети подбирают карточки, на которых равное число предметов расположено на разном расстоянии друг от друга, (по-разному расположено).
3. «У кого на карточках 2 (3, 4, 5) предмета?» Предметы на карточках расположены разными способами.
Дети считают предметы на карточках н поднимают соответствующие карточки. Воспитатель предлагает сначала поднять, а после разместить в ряд вдоль доски или на столе все карточки, на которых нарисовано 2 (3, 4, 5) предмета. Дети учатся видеть равное количество предметов, по-разному расположенных.
Величина
1. Игровое упражнение «Подберем пару». Цель. Учить находить предметы, равные по ширине, развивать глазомер.
У каждого ребенка по одной бумажной полоске (или ленточке). Полоски разного цвета и разной ширины. Дети по очереди достают по одной полоске из коробки. Тот, у кого полоска такой же ширины, берет полоску себе, составляет пару. Игра заканчивается, когда каждый ребенок подберет себе пару.
2. «Найди полоску такой же длины!» Цель. Упражнять детей в установлении соотношений между 5 предметами по длине, развивать глазомер.
Каждый ребенок получает по 4 полоски, постепенно уменьшающиеся по длине от 18 до 12 см (18, 16, 14, 12 см). Раскладывает их в порядке возрастания длины от самой короткой до самой длинной.
Воспитатель достает из коробки по одной полоске и говорит детям: «Найдите полоску такой же длины!» Дети среди своих полосок находят полоску, равную по длине той, которую он показал. (Продолжительность работы — 5—6 мин.)
3. «Какую лесенку выбрать?». Цель. Закрепить умение устанавливать соотношения между 4 предметами по высоте, пользоваться простейшей меркой — полоской.
Воспитатель рассматривает с детьми картинку-аппликацию. На картинке изображен домик, на крыше домика бумажный самолетик. Около домика Петрушка.
Справа от домика 4 лесенки разной высоты. (Лесенки постепенно уменьшаются по высоте от 17 до 5 см, высота одной из них равна высоте стены домика.) Предлагают вопросы: «Какую лесенку выбрать Петрушке, чтобы достать самолетик? Как проверить?» Проверку производят с помощью бумажной полоски-мерки, (Продолжительность упражнения — 5— 7 мин.)
Форма
«Магазин без продавца». Цель. Закрепить умение подбирать предметы в соответствии с геометрическим образцом. Упражнять детей в счете и отсчете предметов по образцу.
В магазине разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Воспитатель даст ребенку карточку — чек, на которой нарисовано определенное количество фигур: кружков, квадратов, треугольников, прямоугольников в количестве 1—5 шт.
Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы и отсчитывает их столько, сколько фигур на карточке, а затем рассказывает, сколько и какой формы предметов он купил. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму своего товара и назовет количество предметов.
Ориентировка в пространстве
1. «Угадай, что где находится!» Воспитатель размещает игрушки на 2 (4) стульях, стоящих впереди и сзади или слева и справа от предполагаемого местонахождения ребенка. Вызванный ребенок становится между стульями и называет, что где находится («Впереди меня кукла, а сзади — мишка»). Педагог предлагает ребенку повернуться налево или направо и назвать, что и где теперь находится.
Аналогичное упражнение отличается от приведенного тем, что обстановка специально не готовится. По указанию педагога ребенок становится в определенном месте комнаты и говорит, какие предметы находятся перед ним (впереди), сзади, слева и справа от него.
2. «Что изменилось?» Обстановка та же, что и при проведении первого варианта упражнения «Угадай, что где находится!» После того как вызванный ребенок назовет местоположение игрушек, ему предлагают закрыть глаза. Педагог меняет местами игрушки или заменяет одну из них. Открыв глаза, ребенок угадывает, что изменилось. Он называет, где какие игрушки расположены.
3. «Кто ушел и где он стоял?». Педагог ставит одного ребенка в центре, а еще 4 —впереди, сзади, слева исправа от него. Ребенок, стоящий в центре, говорит, кто где находится, а после закрывает глаза. По сигналу педагога один из детей отходит в сторону. Водящий говорит, кто ушел и где он стоял.
4. «Составь такой же узор». Цель. Учить детей определять пространственное расположение фигур и воспроизводить такое же расположение.
У воспитателя — образцы узоров (3 шт.), составленные из 3 геометрических фигур. На одном образце фигуры разной формы и разного цвета, на остальных разной формы, но одного цвета.
Воспитатель рассматривает с детьми образец, предлагая сначала назвать фигуру, расположенную в центре, затем вверху и внизу, слева и справа от нее. Затем дети воспроизводят образец. Воспитатель вызывает 2—3 ребят и просит рассказать, как они разместили фигуры и сколько их всего.
5. «Найди такую оке карточку» 1 . Цель. Учить детей определять взаимное расположение картинок на карточке: посередине, слева, справа.
У детей 3 пары карточек. На каждой карточке изображены 3 игрушки: мишка, паровоз, пирамидка (или геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник). Составляют карточки, на которых картинки с изображением игрушек расположены » одном и том же порядке.
Правила игры: получает нужную карточку тот, кто правильно опишет взаимное расположение на ней картинок. Игра заканчивается, когда все пары составлены.
Ход игры. 1-й вариант. Педагог раздает 3 детям по 1 карточке, а парные к ним карточки оставляет у себя. Показывая одну из карточек, он говорит: «На моей карточке мишка посередине, паровоз слева, пирамидка справа. У кого такая же карточка?»
Ребёнок, у которого парная карточка, говорит, как на ней расположены рисунки, и получает парную карточку.
Примечание. Если имеется 2—3 комплекта игры, то педагог может играть одновременно с 6—9 детьми.
2-й вариант. Педагог раздает 3 детям по 1 карточке, а 3 другим — парные к ним карточки.
Предлагается найти ребенка, у которого такая же карточка.
3-й вариант. 3 карточки лежат стопкой, а парные к ним карточки расположены перед ребенком. Ребенок берет по 1 карточке из стопки и подбирает к ней парную.
СТАРШАЯ ГРУППА
Программой воспитания в детском саду» в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлении, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10 не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, содержащие одинаковое число элементов, соответствуют одному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов у звездочки и пр.).
На примерах составления множеств из разных предметов они знакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5. Сравнивая смежные числа в пределах 10, с опорой на наглядный материал, дети усваивают, какое из двух смежных чисел больше, какое меньше, получают элементарное представление о числовой последовательности о натуральном ряде.
В старшей группе начинают формировать понятие о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на 2 и 4 части модели геометрических фигур
(квадрат, прямоугольник, треугольник), а также, другие предметы, сравнивают целое и части.
Большое внимание уделяют формированию пространственных и временных представлений. Так, дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин.
Детей учат различать близкие по форме геометрические фигуры: круг и фигуру овальной формы, последовательно анализировать и описывать форму предметов.
У детей закрепляют умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе («слева от меня окно, впереди меня шкаф»), по отношению к другому предмету («справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка»).
Развивают умение ориентироваться в пространстве: изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учат определять положение ребенка среди окружающих предметов (например, «я стою за стулом», «около стула» и т. п.). Дети запоминают названия и последовательность дней недели.