Дополнительный материал к занятиям

Количество и счет

1. «У кого столько же?» Воспитатель показывает детям карточку. Под­нимают карточку те дети, у которых на карточках изображено столько же предметов, но они другого размера (или в ином расположении, или рас­положены на другом расстоянии друг от друга), чем на карточке вос­питателя.

2. «Найди пару!» Педагог вызывает 8—10 детей, дает им карточки, на которых изображены крупные и мелкие предметы (или геометрические фи­гуры) в количестве от 1 до 5 шт. Детям предлагает найти пару, т. е. то­го, у кого на карточке изображено столько же предметов, но другого раз­мера. Аналогичным образом дети подбирают карточки, на которых равное число предметов расположено на разном расстоянии друг от друга, (по-разному расположено).

3. «У кого на карточках 2 (3, 4, 5) предмета?» Предметы на карточ­ках расположены разными способами.

Дети считают предметы на карточках н поднимают соответствующие карточки. Воспитатель предлагает сначала поднять, а после разместить в ряд вдоль доски или на столе все карточки, на которых нарисовано 2 (3, 4, 5) предмета. Дети учатся видеть равное количество предметов, по-разному расположенных.

Величина

1. Игровое упражнение «Подберем пару». Цель. Учить находить пред­меты, равные по ширине, развивать глазомер.

У каждого ребенка по одной бумажной полоске (или ленточке). По­лоски разного цвета и разной ширины. Дети по очереди достают по одной полоске из коробки. Тот, у кого полоска такой же ширины, берет полоску себе, составляет пару. Игра заканчивается, когда каждый ребенок подбе­рет себе пару.

2. «Найди полоску такой же длины!» Цель. Упражнять детей в уста­новлении соотношений между 5 предметами по длине, развивать глазомер.

Каждый ребенок получает по 4 полоски, постепенно уменьшающиеся по длине от 18 до 12 см (18, 16, 14, 12 см). Раскладывает их в порядке возрастания длины от самой короткой до самой длинной.

Воспитатель достает из коробки по одной полоске и говорит детям: «Найдите полоску такой же длины!» Дети среди своих полосок находят по­лоску, равную по длине той, которую он показал. (Продолжительность ра­боты — 5—6 мин.)

3. «Какую лесенку выбрать?». Цель. Закрепить умение устанавливать соотношения между 4 предметами по высоте, пользоваться простейшей мер­кой — полоской.

Воспитатель рассматривает с детьми картинку-аппликацию. На картинке изображен домик, на крыше домика бумажный самолетик. Около домика Петрушка.

Справа от домика 4 лесенки разной высоты. (Лесенки постепенно уменьшаются по высоте от 17 до 5 см, высота одной из них равна высоте стены домика.) Предлагают вопросы: «Какую лесенку выбрать Петрушке, чтобы достать самолетик? Как проверить?» Проверку производят с по­мощью бумажной полоски-мерки, (Продолжительность упражнения — 5— 7 мин.)

Форма

«Магазин без продавца». Цель. Закрепить умение подбирать пред­меты в соответствии с геометрическим образцом. Упражнять детей в счете и отсчете предметов по образцу.

В магазине разные товары, среди них имеются игрушки и вещи раз­ной формы. Воспитатель даст ребенку карточку — чек, на которой нарисо­вано определенное количество фигур: кружков, квадратов, треугольников, прямоугольников в количестве 1—5 шт.

Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы и от­считывает их столько, сколько фигур на карточке, а затем рассказывает, сколько и какой формы предметов он купил. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму своего товара и назовет количество предметов.

Ориентировка в пространстве

1. «Угадай, что где находится!» Воспитатель размещает игрушки на 2 (4) стульях, стоящих впереди и сзади или слева и справа от предполагае­мого местонахождения ребенка. Вызванный ребенок становится между стульями и называет, что где находится («Впереди меня кукла, а сзади — мишка»). Педагог предлагает ребенку повернуться налево или направо и назвать, что и где теперь находится.

Аналогичное упражнение отличается от приведенного тем, что обста­новка специально не готовится. По указанию педагога ребенок становится в определенном месте комнаты и говорит, какие предметы находятся перед ним (впереди), сзади, слева и справа от него.

2. «Что изменилось?» Обстановка та же, что и при проведении первого варианта упражнения «Угадай, что где находится!» После того как вызван­ный ребенок назовет местоположение игрушек, ему предлагают закрыть гла­за. Педагог меняет местами игрушки или заменяет одну из них. Открыв глаза, ребенок угадывает, что изменилось. Он называет, где какие игруш­ки расположены.

3. «Кто ушел и где он стоял?». Педагог ставит одного ребенка в центре, а еще 4 —впереди, сзади, слева исправа от него. Ребенок, стоящий в центре, говорит, кто где находится, а после закрывает глаза. По сигналу педагога один из детей отходит в сторону. Водящий говорит, кто ушел и где он стоял.

4. «Составь такой же узор». Цель. Учить детей определять пространст­венное расположение фигур и воспроизводить такое же расположение.

дополнительный материал к занятиям - student2.ru

У воспитателя — образцы узоров (3 шт.), составленные из 3 геометри­ческих фигур. На одном образце фигуры разной формы и разного цвета, на остальных разной формы, но одного цвета.

Воспитатель рассматривает с детьми образец, предлагая сначала на­звать фигуру, расположенную в центре, затем вверху и внизу, слева и справа от нее. Затем дети воспроизводят образец. Воспитатель вызывает 2—3 ре­бят и просит рассказать, как они разместили фигуры и сколько их всего.

5. «Найди такую оке карточку» 1 . Цель. Учить детей определять взаим­ное расположение картинок на карточке: посередине, слева, справа.

У детей 3 пары карточек. На каждой карточке изображены 3 игруш­ки: мишка, паровоз, пирамидка (или геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник). Составляют карточки, на которых картинки с изображением игрушек расположены » одном и том же порядке.

дополнительный материал к занятиям - student2.ru

Правила игры: получает нужную карточку тот, кто правильно опишет взаимное расположение на ней картинок. Игра заканчивается, когда все пары составлены.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог раздает 3 детям по 1 карточке, а парные к ним карточки оставляет у себя. Показывая одну из карточек, он говорит: «На моей карточке мишка посередине, паровоз слева, пирамидка справа. У кого такая же карточка?»

Ребёнок, у которого парная карточка, говорит, как на ней расположены рисунки, и получает парную карточку.

Примечание. Если имеется 2—3 комплекта игры, то педагог может играть одновременно с 6—9 детьми.

2-й вариант. Педагог раздает 3 детям по 1 карточке, а 3 другим — пар­ные к ним карточки.

Предлагается найти ребенка, у которого такая же карточка.

3-й вариант. 3 карточки лежат стопкой, а парные к ним карточки рас­положены перед ребенком. Ребенок берет по 1 карточке из стопки и под­бирает к ней парную.

СТАРШАЯ ГРУППА

Программой воспитания в детском саду» в старшей группе преду­сматривается значительное расширение, углубление и обобще­ние у детей элементарных математических представлении, даль­нейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10 не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, со­держащие одинаковое число элементов, соответствуют одному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 кон­цов у звездочки и пр.).

На примерах составления множеств из разных предметов они знакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5. Сравнивая смежные числа в пределах 10, с опорой на нагляд­ный материал, дети усваивают, какое из двух смежных чисел больше, какое меньше, получают элементарное представление о числовой последовательности о натуральном ряде.

В старшей группе начинают формировать понятие о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на 2 и 4 части модели геометрических фигур

(квадрат, прямоугольник, треугольник), а также, другие пред­меты, сравнивают целое и части.

Большое внимание уделяют формированию пространствен­ных и временных представлений. Так, дети учатся видеть изме­нение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты; углубля­ются их представления о свойствах величин.

Детей учат различать близкие по форме геометрические фи­гуры: круг и фигуру овальной формы, последовательно анали­зировать и описывать форму предметов.

У детей закрепляют умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе («слева от меня окно, впереди меня шкаф»), по отношению к другому предмету («справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка»).

Развивают умение ориентироваться в пространстве: изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учат определять положение ребенка среди окру­жающих предметов (например, «я стою за стулом», «около сту­ла» и т. п.). Дети запоминают названия и последовательность дней недели.

Наши рекомендации