Неустановившееся движение электропривода

Неустановившееся движение ЭП имеет место, когда моменты двигателя и нагрузки отличаются друг от друга, т.е. Неустановившееся движение электропривода - student2.ru . В этом случае динамический момент Неустановившееся движение электропривода - student2.ru не равен нулю и происходит изменение скорости движения (пуск, торможение, реверс, изменение нагрузки на валу).

Неустановившееся движение характеризует переходный процесс. Переходный процесс в системе ЭП позволяет установить зависимость механических переменных (координат) ЭП: моментов, скорости, угла поворота вала двигателя от времени - и оценить динамику привода.

На динамику ЭП влияет множество факторов, основными из которых являются механическая инерция частей ЭП и электромагнитная инерция электрических цепей. В тех случаях, когда механическая инерция является определяющей, модель ЭП строят из учета только механических процессов, определяемых уравнением движения ЭП. И исходя из этого, переходные процессы называются механическими. Когда влияние электромагнитных процессов достаточно велико, то учитывают электромагнитные процессы в электрических цепях, при этом определяют иногда не одну, а несколько постоянных времени. Учет электромагнитных процессов значительно усложняет расчет ЭП, и полученная в результате рассмотрения система называется электромеханической. Чаще всего она нелинейна, и линеаризация ее возможна лишь на отдельных участках.

В некоторых случаях приходится учитывать и тепловую инерцию, имеющую место в электромашинных установках. Она, как правило, учитывается в установках с малоинерционными ЭД. У этих ЭД в переходных процессах допустимы очень большие токи, которые вызывают быстрый нагрев обмоток, расположенных вне стальных сердечников. Поэтому возникает необходимость в ограничении токов с одной стороны и в учете изменений параметров ЭД в переходных режимах с другой стороны.

Другой особенностью ЭП является необходимость рассматривать систему часто при одновременном действии управляющего и возмущающего воздействий. То есть, рассматривая переходные процессы по управлению, приходится обязательно учитывать нагрузку привода. Статический момент на валу РМ может носить достаточно сложный характер. Он может зависеть от скорости, времени, угла поворота и других факторов. Его зависимость от скорости не всегда удается выразить в аналитической форме, и поэтому приходится рассматривать идеализированные модели. Тем не менее, существует большая группа машин, у которых статический момент постоянный Неустановившееся движение электропривода - student2.ru . Это характерно для машин, статическая нагрузка которых в основном определяется трением, а также для машин с активным статическим моментом (подъемно-транспортные устройства). Кроме трения при рассмотрении нагрузки возникает необходимость учитывать сопротивление движению механизма со стороны воздуха. В этом случае момент сопротивления пропорционален скорости

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru .

Учитывая квадратичный характер, такую нагрузку называют вентиляторной. Учет такой нагрузки приводит к получению нелинейных дифференциальных уравнений, что значительно усложняет расчет. Поэтому на практике часто для того, чтобы оценить влияние сопротивления воздуха (внешнее скоростное трение), полагают для упрощения, что

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru .

Естественно, возможен случай и при наличии двух составляющих статического момента

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru ,

где Неустановившееся движение электропривода - student2.ru - постоянная составляющая.

Иногда приходится рассматривать механизмы с неуравновешенными массами, кривошипно-шатунными передачами, муфтами, в которых момент сопротивления является функцией угла поворота

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru .

В некоторых случаях приходится рассматривать зависимость момента от времени

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru .

Статический момент сопротивления может носить и случайный характер, и тогда используются статистические методы анализа.

Рассмотрим несколько простейших, широко встречающихся на практике случаев:

Механические переходные режимы [9].

1 случай. Неустановившееся движение электропривода - student2.ru .

Пусть Неустановившееся движение электропривода - student2.ru (рис. 2.8), в этом случае уравнение движения (2.11) решается методом разделения переменных и его решение имеет вид при постоянной интегрирования Неустановившееся движение электропривода - student2.ru

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru , (2.15)

где Неустановившееся движение электропривода - student2.ru - начальное значение скорости при t=0.

Как видим, скорость ω линейно зависит от времени, момент двигателя М от времени не зависит. Из решения уравнения движения определим время переходного процесса tпп при изменении скорости от Неустановившееся движение электропривода - student2.ru до Неустановившееся движение электропривода - student2.ru

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru . (2.16)

Скорость изменяется по линейному закону, и если Неустановившееся движение электропривода - student2.ru , то имеем разгон, а если Неустановившееся движение электропривода - student2.ru , то замедление.

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru

Рис. 2.8. Механические характеристики (а) и переходная характеристика (б) регулируемого электропривода.

2 случай.Моменты РМ и ЭД линейно зависят от скорости (рис. 2.9):

Мсс0 + βс∙ω, (2.17)

М=Мкз - β∙ω,(2.18)

где Неустановившееся движение электропривода - student2.ru - жесткость механической характеристики РМ;

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru - момент короткого замыкания двигателя;

 
  Неустановившееся движение электропривода - student2.ru

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru - жесткость механической характеристики ДПТ НВ.

Рис. 2.9. Механические характеристики (а) и переходные процессы (б)

электропривода

Подставляя уравнения моментов (2.17) и (2.18) в уравнение движения (2.11), получим:

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru , или

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru , (2.19)

где Неустановившееся движение электропривода - student2.ru - электромеханическая постоянная времени, с;

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru - установившаяся скорость, соответствующая точке пересечения механических характеристик ЭД и РМ, рад/с.

Решая дифференциальное уравнение (2.19), определим изменение скорости: Неустановившееся движение электропривода - student2.ru -t/Tм (2.20)

где ( Неустановившееся движение электропривода - student2.ru )=А - постоянная интегрирования.

В данном случае при линейных характеристиках и линейно изменяющемся динамическом моменте частота вращения ЭП изменяется по экспоненте от Неустановившееся движение электропривода - student2.ru до Неустановившееся движение электропривода - student2.ru .

Имея закон изменения скорости, можно написать закон изменения моментов. Запишем момент двигателя в функции времени из (2.18)

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru ,

с учетом того, что

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru

получим

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru -t/Tм. (2.21)

На практике часто встречается случай, когда Неустановившееся движение электропривода - student2.ru , то есть Неустановившееся движение электропривода - student2.ru .

Тогда Неустановившееся движение электропривода - student2.ru , и учитывая, что Неустановившееся движение электропривода - student2.ru , получим:

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru . (2.22)

Из полученных ранее дифференциальных уравнений легко можно определить время переходного процесса, за которое скорость меняется от Неустановившееся движение электропривода - student2.ru до Неустановившееся движение электропривода - student2.ru и момент от Неустановившееся движение электропривода - student2.ru до Неустановившееся движение электропривода - student2.ru . При этом:

Неустановившееся движение электропривода - student2.ru . (2.23)

Очевидно, что при линейных характеристиках и частота вращения, и момент изменяются по экспоненте с постоянной времени Неустановившееся движение электропривода - student2.ru . Начальные и установившиеся значения частоты вращения и момента определяются из установившегося режима работы ЭП.

3 случай.Произвольно изменяющийся динамический момент.

В общем случае моменты ЭД и РМ могут быть различными, в том числе и нелинейными, функциями скорости, времени или положения. Тогда зависимости Неустановившееся движение электропривода - student2.ru и Неустановившееся движение электропривода - student2.ru получить довольно сложно, так как уравнение движения в этом случае не имеет единого решения. Возможны несколько направлений решения задачи:

1. Линеаризация нелинейных характеристик ЭД и РМ. В этом случае удается использовать полученные ранее выражения;

2. Точное интегрирование уравнения движения. Это возможно лишь тогда, когда характеристики ЭД и РМ заданы аналитически как функции скорости, положения или времени;

3. Чаще всего характеристики ЭД и РМ заданы или графически или таблично. В этих случаях используют обычно методы численного интегрирования;

4. Графоаналитические методы построения кривых переходного процесса. Эти методы используются тогда, когда характеристики заданы графически. Графоаналитические методы просты, наглядны и позволяют получить достаточную точность. В теории ЭП разработано несколько таких методов (метод площадей, пропорций). В основе этих методов лежит также решение уравнения движения.

Наши рекомендации