Приводы с частотным управлением
Когда необходимо получить широкий диапазон регулирования частоты вращения при продолжительном режиме работы и значительной мощности двигателя, используется частотное управление. Такие приводы обеспечивают регулирование скорости вращения АД за счет одновременного изменения частоты питающей сети и приложенного к Д напряжения . Возможность регулирования скорости очевидна из выражения
. (3.5)
Необходимость регулирования приложенного к двигателю напряжения одновременно с изменением частоты обусловлена необходимостью поддержания постоянного магнитного потока двигателя. При этом академиком Костенко, исходя из условия сохранения постоянной перегрузочной способности двигателя, выведены законы изменения напряжения на двигателе в зависимости от частоты питающей сети при различных видах нагрузки. Наиболее часто встречается случай, когда (он соответствует нагрузке с постоянным моментом).
Приводы с частотным управлением весьма сложны и представляют собой нелинейную систему с перекрестными связями и используются, как правило, в замкнутых системах управления. Главным элементам такого привода (помимо двигателя) является частотный преобразователь. На практике встречаются преобразователи частоты двух типов: с непосредственной связью и со звеном постоянного тока.
В преобразователях частоты с непосредственной связью приложенное напряжение через тиристоры подается прямо на обмотки двигателя и обеспечивается непосредственное преобразование энергии, что обусловливает их высокий КПД ( ). При этом напряжение формируется из кусочков синусоид приложенного напряжения.
Для получения простейшего преобразования постоянной частоты трехфазного тока в переменную необходим преобразователь, содержащий как минимум 18 тиристоров – и отсюда сложность управления. Кроме того, эти преобразователи не позволяют получить частоту выходного напряжения более 50% от входной ( ).
Для расширения диапазона регулирования используют источники энергии с частотой Гц.
Преобразователи со звеном постоянного тока значительно проще, но имеют двукратное преобразование энергии (переменный сигнал в постоянный, а потом постоянный в переменный). Отсюда более низкий КПД.
Преобразователи со звеном постоянного тока бывают двух типов: с управляемым выпрямителем и с неуправляемым выпрямителем. Чаще всего в них используются автономные инверторы напряжения. Применение автономных инверторов тока позволяет несколько расширить диапазон регулирования частоты.
В случае преобразователя с неуправляемым выпрямителем выпрямленное постоянное напряжение не регулируется, поэтому изменение и амплитуды и частоты осуществляется в автономном инверторе. Такие преобразователи позволяют получить больший диапазон регулирования, но они относительно сложны.
Рис.3.3. Структурная схема привода с частотным управлением и звеном постоянного тока (а) и его механические характеристики (б)
На рис. 3.3 изображены:
У - усилитель;
ФП - функциональный преобразователь (учитывает характер нагрузки,
поддерживая определенное соотношение );
БУВ - блок управления выпрямителем;
УВ - управляемый выпрямитель;
РЧ - регулятор частоты;
АИН - автономный инвертор напряжения.
В таком преобразователе существует два канала управления:
- амплитудой (за счет управляемого выпрямителя);
- частотой питающей сети (за счет регулятора частоты).
Системы частотного управления обычно замкнутые (см. рис 3.3). Частотно–токовые системы принципиально могут работать только в замкнутом цикле.
Тиристорные приводы переменного тока с частотным управлением представляют собой многомерные системы с нелинейными характеристиками. При расчете таких систем осуществляют развязку каналов управления, компенсируя имеющие место перекрестные обратные связи. В результате оказывается возможным применение системы подчиненного регулирования координат. Система с развязанными каналами управления называется системой векторного управления. Расчет замкнутых систем переменного тока значительно сложнее расчета замкнутых систем постоянного тока.
Комплектные электроприводы
Прогрессивным явлением при создании средств управления и автоматизации технологических процессов является разработка и выпуск комплектных ЭП (КЭП) постоянного и переменного тока. КЭП представляют собой регулируемый ЭП, в состав которого входят функциональные элементы, согласованные по всем техническим и конструктивным характеристикам и параметрам [3, 9, 11, 13].
Распространение КЭП определяется более низкой трудоемкостью при его разработке и изготовлении, сокращении времени на электромонтажные и наладочные работы, удобством эксплуатации.
КЭП различают по следующим техническим признакам:
- напряжению питающей сети;
- числу двигателей (одно-, двух- или многодвигательные);
- виду преобразователя;
- наличию реверса;
- виду основной регулируемой координаты;
- диапазону регулирования скорости;
- составу аппаратуры силовой цепи;
- наличию торможения;
- способу связи с питающей сетью.