Построений линий уровня и траектории обучения
Пример 3.Обратимся к тому же примеру, который использовался при рассмотрении процедуры адаптации, и выполним процедуру обучения:
Рисунок 9.1 |
На рисунке 9.1.а, построена поверхность функции критерия качества в пространстве параметров сети. В процессе обучения траектория обучения будет перемещаться из начальной точки в точку минимума критерия качества.
Выполним расчет и построим траекторию обучения линейной сети для заданных начальных значений веса и смещения:
1) | 2) |
На рисунке 9.1. б, символами отмечены значения веса и смещения на каждом шаге обучения; видно, что примерно за 10 шагов при заданной точности 0.001 получим . Это согласуется с решением, полученным с использованием процедуры адаптации.
Если не строить траектории процесса обучения, то можно выполнить обучение, обратившись к функции только один раз на рисунке 9.2:
Если повысить точность обучения до значения , то получим следующие результаты на рисунке 9.3.
Рисунок 9.2 | Рисунок 9.3 |
Повышение точности на два порядка приводит к уточнению значений параметров во втором знаке.
Порядок выполнения работы
1. Построить линейную сеть с помощью функции и осуществить ее настройку при помощи функции . Варианты задания представлены в таблице 9.1.
Таблица 9.1
Номер варианта | Количество входов – 1; количество нейронов – 1. | ||
Диапазон значений входа | Значения входа персептрона | Целевой выход | |
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. | |||
16. | |||
17. | |||
18. | |||
19. | |||
20. |
2. Построить графики для получения функции ошибки и траектории обучения, аналогично изображенному рисунку 7.1 в программе .
3. Рассчитать значения функции ошибки в процессе обучения для первых пяти точек и сравнить результаты ручных расчетов и расчета, выполненных в программе .
4. Распечатать листинг программы.
5. Составить отчет: цель практического занятия, структурную схему нейронной сети, алгоритм, текст программы и график, выводы.
Практическое занятие №10
Применение линейных сетей
Цель работы: решение задачи классификации с использованием моделей линейной и персептронной нейронных сетей в системе .
- Задача классификации векторов.
- Построение персептронной нейронной сети для задач классификации разделимых векторов.
Теоретическая часть
Линейные сети могут быть применены для решения задач классификации. Если используется процедура обучения , то параметры сети настраиваются с учетом суммарного значения функции ошибки. Это отличается от процедуры адаптации , для работы которой характерна настройка параметров с учетом ошибки при представлении каждого вектора входа. Затем обучение применяется к скорректированной сети, вычисляются выходы, сравниваются с соответствующими целями и вновь вычисляется ошибка обучения.
Если достигнута допустимая погрешность или превышено максимальное число циклов (эпох) обучения, то процедура настройки прекращается.