Раздел 2. Инструментарий для осуществления исследования ВКР
Эффективность корпоративного управления зависит от множества факторов, в особенности от соблюдения стандартов корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление помогает инвесторам определится с покупкой акций компании. Корпоративное управление снижает риски возникновения кризисных ситуаций, увеличивает вероятность их успешного разрешения, обеспечивает «прозрачность» отношений с акционерами и инвесторами.
В нашей стране далеко не на всех предприятиях уделяется должное внимание внедрению стандартов корпоративного управления, повышению эффективности корпоративного управления, что вызвано следующими причинами:
· неосведомленностью предприятий о необходимости внедрения стандартов корпоративного управления;
· несовершенством нормативно-правовой базы в части акционерного законодательства;
· сложностью в применении критериев оценки эффективности корпоративного управления.
Без повышения эффективности корпоративного управления невозможно добиться стабильного экономического роста и удвоения ВВП. В условиях глобализации будущее страны и российских компаний зависит от конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке, а одним из источников высокой конкурентоспособности является следование стандартам корпоративного управления.
Определение эффективности корпоративного управления остается одной из наименее исследованных областей экономической науки. Вместе с тем совершенно очевидно, что оценка эффективности корпоративного управления представляет чрезвычайную практическую ценность, так как результаты оценки могут быть полезны как компаниям, так и инвесторам.
В настоящее время существует две группы методик оценки эффективности корпоративного управления: управленческие и экономические (оценка экономического потенциала и результативности деятельности).[1]
Таблица 1
Методы оценки эффективности корпоративного управления с использованием управленческих критериев
Метод | Недостатки |
Рейтинг корпоративного управления «РИД – Эксперт РА» | Применяется только к предприятиям с эффективно действующими механизмами корпоративного управления |
CORE - рейтинг | Российские методики имеют противоречивый характер, т.к. основываются на мнениях экспертов |
Рейтинг «ПРАЙМ – ТАСС» | |
Рейтинг корпоративного управления Standart and Poor’s | Зарубежные методики не всегда можно применить к российским корпорациям, т.к. они не удовлетворяют требованиям зарубежных оценщиков в прозрачности информации |
Brunswick UBS Warburg | |
Методика С. Гуриева | Не позволяет дифференцировать интересы различных собственников |
Системы мониторинга корпоративного управления | Не конкретизирует экономические критерии оценки деятельности предприятия |
В национальном рейтинге корпоративного управления (НРКУ) «РИД – Эксперт РА» свое мнение об уровне развития корпоративного управления в компаниях выражает Российский институт директоров и рейтинговое агентство «Эксперт РА». Данная оценка происходит с 2003 года и сейчас проводится в 150 российских акционерных обществах. Этот метод оценки построен на сравнении практики корпоративного управления с требованиями законодательства РФ, рекомендациями Кодекса корпоративного управления, стандартами российской и международной практики. Чем выше рейтинг, тем ниже риски корпоративного управления. НРКУ оценивается по шкале от 1 до10, при этом если показатели качества управления компанией выше среднего уровня для ее класса, то к рейтинговому классу добавляется «+». Для оценки качества используют такую информацию как: годовые отчеты и ежеквартальные, интернет сайт, новости в СМИ о компании, презентации представителей компании и др.
CORE – рейтинг считается на основе методики специалистов Института корпоративного права и управления совместно с международными экспертами «Blue Ribbon Panel». Оценка происходит по шкале от 100 (самый высокий рейтинг) до 0 (самый низкий рейтинг, означает банкротство). Для расчета используют такие исходные данные как: публичная информация, добровольно раскрываемая информация и опрос аналитиков рынка ценных бумаг. Оценка осуществляется по таким аспектам: раскрытие информации, структура акционерного капитала, структура корпоративного управления, соблюдение прав акционеров, риски, корпоративное окружение.
Рейтинг «ПРАЙМ – ТАСС» проводится на основе публичной информации. По мнению экспертов наличий общедоступной информации, является основным критерием оценки открытости, а значит уровня корпоративного управления. Этот рейтинг отличается от других тем, что здесь компании собраны по отраслевому принципу, присвоение рейтингов ведется по собственной методике и основано на открытых источниках информации.
Одним из наиболее популярных рейтингов за рубежом является рейтинг корпоративного управления Standart & Poor’s. Данный рейтинг использует подход в оценке с точки зрения акционеров и кредиторов. Группа аналитиков Standard & Poor's проводит интервьюирование компании, на основании чего составляется подробный отчет, в котором излагаются основные элементы анализа и содержится общий рейтинг корпоративного управления, а также отдельные баллы по каждому из четырех компонентов, представленных в третьем разделе отчета. Отчет состоит из выводов; справки о компании; баллы и анализ по структуре собственности, правам акционеров, отношениям с заинтересованными лицами, раскрытие информации, структура и эффективность Совета директоров. Уровень рейтинга присваивается по шкале от 1 до 10.
Рейтинг Brunswick UBS Warburg основывается на методике, которая предполагает разделение реальных и потенциальных рисков, связанных с корпоративным управлением на 8 категорий и 20 подкатегорий. У каждой категории и подкатегории есть коэффициент риска. Уровень рейтинга составляют штрафные баллы. Поэтому чем выше рейтинг, тем больше у компании рисков. Если компания получает больше 35 штрафных баллов, то они очень рисковые, а если меньше 17, то относительно безопасные.
Система мониторинга корпоративного управления имеет своей целью отслеживать соблюдение и исполнение применяемых методов корпоративного управления в компании. Системой мониторинга занимаются: Гильдия инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА) и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Мониторинг ГИФА проводится на основе Кодекса корпоративного поведения с использованием немецкой методики Scorecard. Система проводит отслеживание уровня выполнения стандартов корпоративного управления. Каждый критерий имеет удельный вес. Результат – это сумма критериев. Чем выше сумма, тем лучше корпоративное управление.
Мониторинг РСПП проводится по корпоративному управлению. Такая система определяет степень соответствия практики корпоративного управления в компании по принципу РСПП. В итоге компании делятся на соответствующие принципам РСПП и не соответствующие.
Таблица 2
Методы оценки эффективности корпоративного управления с использованием экономических критериев
Методы | Недостатки |
Статистически обоснованные модели прогнозирования возможного банкротства предприятия на заданный временной горизонт | Основаны на оценке экономических выгод, и не учитывают, что у собственников существуют такие виды заинтересованности в работе предприятия, как интерес установления контроля за его деятельностью, возможность влиять на управленческие решения и т.д. |
Методики определения рейтинга предприятия в целях кредитования | |
Ранговые методики рейтингования предприятий | |
Отраслевые методы ранжирования предприятий |
Статистически обоснованные модели прогнозирования возможного банкротства предприятия на заданный временной горизонт строятся на положениях регрессионного и дискриминантного анализа.
Методики определения рейтинга предприятия в целях кредитования представляет собой оценку кредитоспособности, выставленную рейтинговым агентством. Процесс рейтингования включает встречи с высшими менеджерами компании, ознакомление с финансовой отчетностью, финансовыми планами, политикой и стратегией компании. Собранная информация обсуждается в рейтинговом комитете вместе с экспертами по данной отрасли, после чего путем голосования вырабатываются рекомендации по установлению рейтинга.
Ранговые методики рейтингования предприятий ранжируют предприятия по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчетности. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов. За абсолютные показатели обычно берутся: объем продаж (выручка); величина активов; чистая прибыль; уровень затрат.
Отраслевые методы ранжирования предприятий основываются на том, что каждая отрасль имеет свои специфические нормативы индикаторов, обусловленные характером бизнес-процессов. Все предприятия отрасли делятся на группы и формируются нормативы значений по нескольким финансовым коэффициентам.
Исходя из этого можно сказать, что необходимо разработать методику комплексной оценки эффективности корпоративного управления, которая будет иметь в себе элементы управленческих и экономических критериев оценки.
Существует алгоритм проведения оценки эффективности, который включает в себя такие этапы:
1. Определение критериев оценки эффективности;
2. Сбор данных нужных для оценки;
3. Расчет относительных показателей для оценки экономических критериев;
4. Группировка показателей по критериям с помощью оценочной шкалы;
5. Ранжирование компаний по классам эффективности корпоративного управления;
6. Подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Рассмотренные методики оценки эффективности корпоративного управления свидетельствуют о разностороннем подходе к проблеме. Это объясняется тем, что корпоративное управление – многогранная категория и исследователи при оценке его эффективности могут преследовать различные цели, которые требуют использования различных методик. Поэтому для комплексной оценки эффективности корпораций разработана методика, сочетающая в себе как управленческие, так и экономические критерии оценки.