Функции менеджмента: их понятие и взаимосвязь. Координация и регулирование.
Функции менеджмента - это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенное влияние на управленческий объект в целях достижения поставленной задачи.
Общие функции менеджмента - планирование, организация, мотивация, контроль, координация, учет и анализ являются обязательными для всех предприятий Каждая из этих функций для организации жизненно важная Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главным, а функции организации, регулирования, мотивации, контроля и учета ориентированы на выполнение тактических и стратегических плане.
Планирование - главная функция менеджмента, которая предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что работы, как, кому и когда
Организация как функция менеджмента направлена ??на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого субъекта хозяйствования.
Мотивация - это процесс побуждения работников к высокопроизводительному деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации
Контроль - это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определение причин их невыполнении.
Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития разных сторон (производственной, технической, финансовой и др.) объекта при оптимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Регулировка - это вид управленческой работы, целью которой является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, которые нарушают этот порядок.
Координация как функция управления – вид деятельности менеджера по согласованию и упорядочению усилий людей в совместной деятельности.
Координация считается центральной функцией управления, так как с ее помощью обеспечивается бесперебойная и непрерывная работа. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных коммуникаций между ними. Характер коммуникаций может быть различным, так как зависит от того, какие элементы процесса управления требуют координации.
Формы и средства координации различны, наиболее часто координирование выполняется на основе предоставленных отчетов и различных документов, с использованием радио и телевидения, компьютерной связи, непосредственного приглашения людей на собрания, совещания. Координирование – это установление взаимодействия между различными подсистемами, для чего осуществляется маневрирование ресурсами, согласование всех возникающих рассогласований.
Координация как центральная функция управления направлена также на поддержание определенного положения, статуса организации в окружающей внешней среде, для чего используются специальные экономические и политические рычаги и средства.
Регулирование как функция управления – вид деятельности менеджера по устранению выявленных отклонений от нормального режима работы организации.
Регулирование как функция управления тесно взаимодействует с реализацией функции координации, поэтому также является центральной функцией управления.
Регулировать – это согласовывать по нормативам соответствия, что предупреждает выход из нормального режима работы в состояние разрушения, кризиса.
16. Процесс планирования. Виды планирования.
Процесс планирования состоит как минимум из пяти этапов:
1. Прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. На этом этапе дается оценка риска.
2. Выяснение и выбор альтернатив развития.
3. Формулирование целей.
4. Разработка программы действий и составление графика работ.
5. Формирование бюджета.
Виды планов:
I По степени охвата:
- общее (охватывающее всю сферу деятельности фирмы);
- частное (охватывающее определённые сферы деятельности);
II По содержанию планирования:
- стратегическое (поиск новых возможностей);
- тактическое (создание определённых предпосылок);
- оперативное (реализация возможностей).
III По предмету планирования:
- целевое (определение целей);
- планирование средств (материальные и трудовые ресурсы, финансы);
- программное (планирование программ производства и сбыта);
- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
IV По сферам функционирования:
- планирование производства;
- планирование сбыта;
- планирование персонала;
- расширенное общее планирование.
V По срокам:
- краткосрочное – до 1 года (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);
- среднесрочное (на срок от 1 до 5 лет);
- долгосрочное (на срок от 5 и более лет)
VI С точки зрения структуры управления:
- общее планирование предприятия;
- планирование сфер деятельности;
- планирование работы подразделений фирмы.
VII По возможностям изменения планов:
- жёсткое планирование;
- гибкое планирование.