Кафедра «Прикладная математика и эконометрика»

Санкт-петербургскИЙ государственнЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сервиса и экономики

Кафедра «Прикладная математика и эконометрика»

О.Ю.Тарасова

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

для студентов направления 080506.65 специальности «логистика и управление цепями поставок»,

Всех форм обучения

Санкт-Петербург

Одобрено на заседании кафедры ПМиЭ, протокол №

Экономико-математические методы и модели в социально-экономических исследованиях. Методические указания по контрольной работе для студентов направления 080506.65 специальности «Логистика и управление цепями поставок», всех форм обучения. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 17 с.

Сборник содержит задачи для контрольных работ и методические указания для их выполнения по всем разделам данной дисциплины, предусмотренной учебным планом специальности «» в соответствии с Государственным образовательным стандартов II поколения.

Каждая контрольная работа состоит из задач одного или нескольких разделов данного сборника, выбранных в соответствии с рабочей программой.

Составители: канд. тех. наук, доц. О.Ю.Тарасова.

© Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

2011 г.
Содержание

Требования к оформлению контрольных работ......................................4

Формирование исходных данных к задачам...........................................5

Раздел 1. Элементы математической статистики..................................6

Раздел 2. Элементы регрессионного анализа.........................................7

Раздел 3. Линейное программирование…..............................................7

Раздел 4. Элементы теории игр…….....................................................10

Раздел 5. Сетевое планирование…………….......................................11

Раздел 6. Системы массового обслуживания (СМО)……..................12

Раздел 7. Модель межотраслевого баланса (модель Леонтьева).......13

Краткое содержание (программа) курса................................................14

Список учебной литературы ..................................................................16

Требования к оформлению контрольных работ

1. Контрольные работы следует выполнять в ученических тетрадях в клетку. На обложке необходимо указать: название Университета; название кафедры; название и номер контрольной работы; название (номер) специальности; фамилию,имя, отчество и личный шифр студента.

2. На каждой странице надо оставить поля размером 4 см для оценки решения задач и методических указаний проверяющего работу.

3. Условия задач переписывать полностью необязательно, достаточно указать номер задачи по данному сборнику. В условия задач надо сначала подставить конкретные числовые значения параметров т и п, и только после этого приступать к их решению.

4. Задачи в контрольной работе нужно располагать в порядке возрастания номеров.

Формирование исходных данных к задачам

Каждая контрольная работа состоит из задач одного или нескольких разделов сборника.

Условия задач, входящих в контрольную работу, одинаковы для всех студентов, однако числовые данные задач зависят от личного шифра студента, выполняющего работу.

Числовых данных параметров т и п определяются по двум последним цифрам своего шифра (А — предпоследняя цифра, В — последняя цифра). Значение параметра т выбирается из таблицы 1, а значение параметра п - из таблицы 2. Эти два числа т и п и нужно подставить в условия задач контрольной работы.

Таблица 1 (выбор параметра т)

А
т

Таблица 2 (выбор параметра п )

В
п

Например, если шифр студента 1604 — 037, то А = 3, В = 7, и из таблиц находим, что т = 4, п = 1. Полученные т = 4 и п = 1 подставляются в условия всех задач контрольной работы этого студента.

1. Элементы математической статистики

Имеются следующие выборочные данные (выборка 10%-ная, механическая) о выпуске продукции и сумме прибыли, млн. руб.:

№ предприятия Выпуск продукции Прибыль № предприятия Выпуск продукции Прибыль  
60+n 15,7 52,0 14,6
78,0 18,0 62,0 14,8
41,0 12,1 69,0 16,1
54,0 13,8 85,0 16,7
60+n 15,5 70+n 15,8
n•m+20 n+m+10 71,0 16,4
45,0 12,8 n•m+30 n+m+20
57,0 14,2 72,0 16,5
67,0 15,9 88,0 18,5
80+n 17,6 70+n 16,4
92,0 18,2 74,0 16,0
48,0 n+m+5 96,0 19,1
59,0 16,5 75,0 16,3
68,0 16,2 101,0 19,6
80+n 16,7 70+n 17,2


По исходным данным:

Задание 1.1.

1.1.1.Построение статистического ряда распределения и расчета числовых характеристик ряда предприятий по сумме прибыли.

1.1.2.Рассчитайте числовые характеристики ряда распределения предприятий по сумме прибыли: среднюю арифметическую Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , среднее квадратическое отклонение Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , дисперсию, коэффициент вариации V. Сделайте выводы.

Задание 1.2.

1.2.1.Определите границы, в которых с вероятностью 0,997 заключена сумма прибыли одного предприятия в генеральной совокупности.

1.2.2. Используя c2-критерий Пирсона, при уровне значимости Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru проверить гипотезу о том, что случайная величина X – сумма прибыли – распределена по нормальному закону.

Задание 2.1.

2.1.1. Установите наличие и характер корреляционной связи между стоимостью произведённой продукции (X) и суммой прибыли на одно предприятие (Y). Постройте диаграмму рассеяния и линию регрессии.

2.1.2. Полное исследование выборочного уравнения регрессии Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru .

2.1.3. Рассчитайте линейный коэффициент корреляции. Используя t-критерий Стьюдента, проверьте значимость коэффициента корреляции. Сделайте вывод о тесноте связи между факторами X и Y, используя шкалу Чеддока.

При расчетах целесообразно использовать стандартные математические пакеты для персональных компьютеров.

ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИГР.

4.1. Игра Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru задана матрицей

Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru

Найти вероятности применения стратегий 1-м и 2-м игроком для получения цены игры. (Задачу решить аналитическим методом.)

4.2. Игра задана матрицами

Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru для Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru - четного

и

Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru для Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru - нечетного.

Применяя графический метод, найти смешанные оптимальные стратегии обоих игроков и определить цену игры.

СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

5.1. Прогресс производства сложной продукции разбивается на отдельные этапы, зашифрованные номерами 1, 2,..., 10. 1 – начальный этап производства продукции, 10 – завершающий. Переход от Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru -го этапа к Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru -му этапу назовем операцией. Возможны выполнения операций Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru и их продолжительности Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru задаются таблицей.

N п/п шифр операции продолжительность операции  
Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
1→2 Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
1→3
1→4 Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
2→3
2→6
4→3
4→6
3→5  
3→7 Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
5→9 Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
6→7
6→8
7→8
7→9 Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
7→10
8→10
9→10 Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru

5.1.1. Составьте и упорядочите по слоям сетевой график производства работ. Номера этапов необходимо обвести кружками, а операции Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru обозначить стрелками, проставляя над ними продолжительность Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru операции.

5.1.2. Считая, что начало работы происходит во время Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , определите время Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru окончания каждого Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru -го этапа и проставьте его над соответствующим кружком

5.1.3. Найдите критическое время завершения процесса работ Ткр и выделите стрелки, лежащие на критическом пути.

5.1.4. Для каждой некритической операции Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru определите резервы свободного времени Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru и проставьте их над стрелками рядом с Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru в скобках.

5.1.5. Решите задачу табличным методом. Номера этапов, лежащие на критическом пути подчеркните. (В табличном методе кроме резервов свободного времени Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru необходимо также найти полные резервы времени Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru для каждого этапа.)

6. СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (СМО).

6.1. В парикмахерский салон приходит в среднем Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru клиента в час (т.е. интенсивность Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru поступления заявок в систему равна Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru /час), а среднее время обслуживания одного клиента равно 1/ Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru часов. Содержание одного рабочего места обходится в Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru тысяч рублей за 1 час, а доход от обслуживания одного клиента составляет Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru тысяч рублей в час.

6.1.1. Найти относительную пропускную способность СМО Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru (т.е. вероятность того, что поступившая заявка будет обслужена) и абсолютную пропускную способность СМО Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru (число заявок, обслуживаемых за 1 час), если салон обслуживает два мастера.

6.1.2. Найти доход Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , полученный за 1 час работы двух мастеров.

6.1.3. Найти аналогичные характеристики СМО Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru и Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , когда салон обслуживают три мастера, и определить, выгодно ли принять на работу третьего мастера с точки зрения общего дохода, полученного за 1 час работы салона.

МОДЕЛЬ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА (МОДЕЛЬ ЛЕОНТЬЕВА).

7.1. Три отрасли промышленности I, II и III являются производителями и в то же время потребителями некоторой продукции. Их взаимосвязь определяет матрица А коэффициентов прямых затрат

Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru ,

в которой число Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , стоящее на пересечении Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru -ой строки и Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru -го столбца равно Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , где Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru – поток средств производства из Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru -ой отрасли в Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru -ую, а Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru – валовой объем продукции Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru -ой отрасли (все объемы продукции выражаются в единицах стоимости).

Задан также вектор Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru объемов конечной продукции.

7.1.1. Составить уравнение межотраслевого баланса.

7.1.2. Решить систему уравнений межотраслевого баланса, то есть найти объемы валовой продукции каждой отрасли Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru обеспечивающие потребности всех отраслей и изготовление конечной продукции Y. (Расчеты рекомендуется производить с точностью до двух знаков после запятой)

7.1.3. Составить таблицу Х потоков средств производства Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru .

7.1.4. Определить общие доходы каждой отрасли Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru .

7.1.5. Результаты расчетов оформить в виде таблицы межотраслевого баланса:

Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru потребляющие отрасли отрасли производящие I II III конечный продукт     валовой продукт    
I Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
II Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
III Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru
общий доход Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru    
валовой продукт Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru    

7.1.6. Найти матрицу коэффициентов полных затрат по формуле Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru , где Е – единичная матрица размера Кафедра «Прикладная математика и эконометрика» - student2.ru .
Краткое содержание (программа) курса

Линейное программирование.

Общая и основная задачи линейного программирования (ЛП). Основные теоремы ЛП. Геометрический метод решения задач ЛП. Симплек-метод: определение первоначального допустимого базисного решения; проверка решения на оптимальность; переход к другому допустимому решению. Двойственные задачи: их свойства; теоремы двойственности; объективно обусловленные оценки и их смысл. Транспортная задача: экономико-математическая модель транспортной задачи; нахождение первоначального базисного распределения поставок (метод «северо-западного» угла, метод наименьших затрат); критерий оптимальности базисного распределения поставок; перераспределение поставок; вырождение транспортной задачи; открытая модель транспортной задачи. Взаимно двойственные задачи линейного программирования.

Элементы теории игр.

Основные понятия теории игр; антагонистические игры, платежная матрица; решение игр в смешанных стратегиях; геометрические решения игр размера 2xn, mx2; приведение матричной игры к задаче ЛП.

5. Сетевое планирование.

Управление запасами: основные понятия; модель производственных поставок; модель поставок со скидкой. Модели динамического программирования: общая постановка задачи; принцип оптимальности и уравнения Беллмана; задача о распределении средств между предприятиями.

Список учебной литературы

1. И.П.Алдохин. Теория массового обслуживания в промышленности.— М.: Экономика,1980.

2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие – М: Высшая школа. 2003.

3. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. Учебное пособие: М.Высшее образование, 2006.

4. . Бугров,Я.С, Никольский С.М,; Высшая математика: Учеб. для вузов: В 3 т. / . Под ред. В. А. Садовничего. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004

5. Данко П.Е. , Попов А.Г.,.Кожевникова Т.Я . Высшая математика в упражнениях и задачах. Том 1,2.—М.:Высшая школа, 2000.

6. Ильин В.А., Позняк Э.Г.. Линейная алгебра.—Физматлит, 2002, 320 с.

7. Исследование операций в экономике: учебное пособие /под. ред. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2004 г.

8. Колемаев В.А. Теория вероятностей и математическая статистика. ИНФРА-М,1997.

9. Кузнецов Б.Т. Математические методы и модели исследования операций.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-309 с.

10.Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математические методы и модели для магистрантов экономики.-СПб.:Питер, 2010.-496 с.

11.Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математика для экономистов.- СПб.:Питер, 2005.-464 с.

12.Краснов М.Л., Киселев А.И., Макаренко Г., Функции комплексного переменного. Задачи и примеры с подробными решениями, Москва, УРСС, 2006

13.М.Л.Краснов, А.И.Киселев, Г.Н. Макаренко. Функции комплексного переменного. Операционное исчисление. Теория устойчивости.— М.: Наука, 2003. 180 с

14.Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М., Фридман М.Н. Высшая математика для экономистов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 456 с.

15.Лунгу К.Н., Норин В.П., Письменный Д.Т., Шевченко Ю.А. Сборник задач по высшей математике.1 курс.-М.:Айрис-пресс.2009.-592 с.

16.Лунгу К.Н., Норин В.П., Письменный Д.Т., Шевченко Ю.А. Сборник задач по высшей математике.2 курс.-М.:Айрис-пресс.2009.-592 с.

17.Практикум по высшей математике для экономистов: учебное пособие, /под.ред.Н.Ш.Кремера.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.-423 с.

18.Привалов И.И. Ряды Фурье.- М.:Либроком, 2011, 168 с.

19.Пискунов Н.С.. Дифференциальное и интегральное исчисления Том 1,2.— М.: Наука, 1988.

20.Романовский. П.Н. Ряды Фурье. Теория поля. Аналитические и специальные функции. Преобразование Лапласа.—М.: Наука, 1986.

21.Соколов А.В, Токарев В.В. Методы оптимальных решений (в двух томах). М.:-Физматлит.-2011, 564 с.

Санкт-петербургскИЙ государственнЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сервиса и экономики

Кафедра «Прикладная математика и эконометрика»

О.Ю.Тарасова

Наши рекомендации