Характеристики исследования.
Каждое проводимое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при их организации и проведении.
К основным характеристикам относятся следующие:
1. Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
2. Организация исследования – порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.
3. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. К таким ресурсам относятся интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные.
4. Объект и предмет исследования.Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.
5. Тип исследования – принадлежность исследования к определенному классу, отражающему своеобразие всех его характеристик.
6. Метод исследования – способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
7. Потребность исследования– степень остроты проблемы.
8. Качество исследования – комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность.
9. Концепция исследования – комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
Результат исследования – информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, причин возникновения, следствий и т.д.
10. Эффективность исследования – соразмерность результатов, полученных от исследования, с ресурсами, использованными на его проведение.
ТЕМА 2. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Терминология теории систем.
Система – это некоторая совокупность элементов произвольного множества, их взаимосвязей, свойств и взаимоотношений, представляющих целостный комплекс и функционирующих в соответствии с определенными объективными закономерностями, присущими данному комплексу.
Элемент – это предел расчленения системы в рамках решаемой конкретной задачи.
Система может быть расчленена на отдельные совокупности взаимосвязанных элементов, выполняющих отдельные функции, имеющие свои обособленные подцели, направленные на достижение общей цели. При этом подсистема отличается от простой совокупности элементов тем, что обладает свойствами системы, например, свойством целостности.
Структура – это совокупность элементов и связей между ними. Структуру часто представляют в виде иерархии.
Иерархия – это упорядоченность элементов по уровням в зависимости от степени важности.
Вид отношений между элементами, который проявляется как некоторый обмен (взаимодействие), называется связью.
В системном анализе важное значение имеет понятие «цель». Под целью понимают идеальный, мыслимый результат сознательной деятельности.
Состояние – это множество существенных свойств, которыми система обладает в данный момент времени.
Если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением.
Под внешней средой понимают множество элементов, не входящих в систему, но изменение состояния которых вызывает изменение поведения системы.
Равновесие – это способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при постоянных воздействиях сохранять свое состояние сколь угодно долго.
Устойчивость – это способность системы возвращаться в исходное положение после того, как она была выведена из него под влиянием каких-то внешних воздействий.
Классификация систем.
Системы разделяются на классы по различным признакам. В зависимости от решаемой задачи можно выбрать разные принципы классификации (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Классификация систем
1. По происхождению |
1.1. К естественным следует отнести галактики, солнечную систему, планеты, материки, экосистемы, биологические системы (в т.ч. и человека). 2.2. Искусственные (антропогенные) системы обязаны своим происхождением труду человека: · физические олицетворяют такие системы, у которых в качестве элементов выступают неживые составляющие (машины, оборудование и т.д..0. · социально-экономические являются объединением в организации людей и машин при выполнении определенных функций для достижения поставленных целей. Иногда их называют биофизическими или сиоциотехническими. К СЭС относятся предприятия, объединения, отрасли, вся экономика страны. В их основе лежат интересы людей. Главный компонент – человек, который активно участвует в формировании этих систем, влияет на характер их связей и отношений, их функционирование и развитие. |
2. Возможности действия системы от времени |
2.1. Статические системы характеризуются неизменностью, т.е. их параметры не зависят от времени. Устойчивая деятельность системы определяется постоянством элементов внешней и внутренней среды. В реальной жизни практически не существуют. 2.2. Динамические системы и их параметры связаны со временем, т.е. являются функцией времени. В теории управления объектом изучения являются динамические системы, т.е. рассматривается смена состояний системы во времени. Изменяющиеся элементы системы рассматриваются как переменные величины. В период t0 система характеризуется набором величин k1, k2, kn. При переходе из одного состояния в другое в некотором интервале времени (t0, tn) значение величин изменится - k1(t1, … , kn(tn). Эти величины называют характеристиками состояний системы. |
3. По взаимодействию со средой и другими системами |
3.1. Главная отличительная черта открытых систем – способность обмениваться со средой ресурсами, энергией, информацией и т.п. Типичны для производственно - экономических систем, интенсивно взаимодействующих с внешней средой. 3.2. Закрытые или замкнутые системы предполагаются лишенными этих способностей, т.е. изолированными от среды. 3.3. Комбинированные системы содержат закрытые и открытые подсистемы. |
4. По способу задания цели |
4.1. целизадаются извне, 4.2. цели формируются внутри системы. |
5. По степени организованности |
5.1. Представление объекта в виде хорошо организованной системы применяется тогда, когда его можно описать с использованием детерминистических отношений и показать адекватность такого описания. Такие системы имеют жесткие функциональные связи (большинство технических систем). 5.2. В плохо организованных системах нельзя четко выделить отдельные явления. Такие системы называют «диффузными». 5.3. Наиболее близкое к реальности описание социально-экономических объектов, является их представление в виде самоорганизующихся систем. Эти системы имеют признаки диффузных (стохастичность поведения, нестабильность параметров и др.), а также специфические признаки: ü уникальность и непредсказуемость поведения в границах предельных возможностей, определяющихся имеющимися ресурсами и структурными связями; ü способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, меняя структуру, но, сохраняя при этом свою целостность, что является полезным свойством, но при этом система может адаптироваться к управляющим воздействиям, что затрудняет управление ею; ü способность и стремление к целеобразованию: в отличие от закрытых систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы. |