Теоретические основы эффективности управления персоналом
Содержание
Введение | |||
Теоретические основы эффективности управления персоналом ………… | |||
1.1 | Сущность, содержание и функции управления персоналом ………... | ||
1.2 | Показатели эффективности управления персоналом ………………... | ||
1.3 | Отечественный и зарубежный опыт управления персоналом ………. | ||
Анализ системы управления персоналом ГКОРУП «Облторгсоюз» ОРЦ «Ассорти» …………………………………………………………………….. | |||
2.1 | Организационно-экономическая характеристика торговой организации …………………………………………………………………….. | ||
2.2 | Организация системы управления персоналом ГКОРУП «Облторгсоюз» ОРЦ «Ассорти» …………………………………………………. | ||
2.3 | Оценка эффективности системы управления персоналом …………... | ||
Пути повышения эффективности системы управления персоналом …….. | |||
Заключение ……………………………………………………………………… | |||
Список использованных источников ………………………………………….. | |||
Приложения …………………………………………………………………….. |
Введение
На пороге двадцать первого века процессы глобализации, стремительный рост объема информации, технологический прогресс наряду с условиями неопределенности и риска предъявили новые требования к менеджменту, организациям и сотрудникам.
Высокие темпы социальных перемен привели к эпохальным изменениям в технологиях бизнеса. Вслед за автомобилестроением (50 – 60-е гг.), автоматизацией производства (70-е гг.), развитием информационных технологий (80-е гг.) приоритетным направлением экономического роста стало управление персоналом. Факторы успеха на рынке стали условиями выживания предприятий, которые в свою очередь обусловлены деятельностью сотрудников. Суть современного подхода к управлению персоналом, или менеджменту персонала, состоит в обеспечении условий адаптации человека и организации к изменениям внешней среды, обусловленным экономическими преобразованиями.
До 60-х годов в развитых странах в вопросах управления персоналом ориентировались лишь на текущие потребности организации. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило. Изменения в условиях деятельности организаций выдвинули в качестве общего для всех требования ориентироваться при формировании ресурсов не только на текущие потребности, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех видов ресурсов, в том числе и человеческих.
В 70-80-е годы в практике управления стал применяться систематический анализ перспективных потребностей организаций и фирм в отдельных категориях персонала. Сегодня все большее число компаний выделяют как самостоятельный вид деятельности кадровых служб, кадровое управление и планирование человеческих ресурсов.
Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации Республики Беларусь уделять значительное внимание аспектам управления кадровой политикой, базирующейся на научно обоснованном планировании. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность. Да и при наличии в достаточных объемах всех необходимых ресурсов без эффективной команды не может быть реализована самая удачная рыночная стратегия, обеспечена непрерывность и ритмичность бизнес-процессов. Данный девиз становится особенно значимым для белорусских экономики и производства, отставание технико-технологической составляющей которого вполне компенсируется высоким профессионализмом, способностью к нестандартному, творческому мышлению, богатым производственным и управленческим опытом, предпринимательской активностью персонала организаций. Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производственным процессом становится одной из главнейших преград в управлении развитием экономики. Ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, усложнение производственных и межличностных отношений, связанное с резким повышением роли человеческого фактора, оказали воздействие на изменение роли кадровой подсистемы в организации и выдвинули управление персоналом на высшую ступень управленческой деятельности. Организации остро ощущают потребность в специалистах, обладающих обширными и глубокими познаниями в области современного менеджмента. Современные условия предъявляют новые требования к менеджерам и бизнесменам, вызывая более высокую напряженность их труда, умение ценить время, необходимость владеть комплексом организационных и психологических качеств, привносить элемент творчества в работу.
В этой связи особую актуальность приобретают качественные параметры деятельности менеджеров и бизнесменов. При этом следует учитывать, что их работа – это не только самая сложная область деятельности, требующая широких познаний экономики, техники, технологий, организации производства, физиологии, психологии, права и целого ряда других наук, но и самое ответственная. Недостаточно эффективная и качественная работа менеджера может не только привести к банкротству или снижению экономической эффективности работы организации, но понести ущерб государству. Качество работы менеджеров, инициатива и предприимчивость, трудовая активность и целесообразная их деятельность – дело не личное, а общественное, государственное.
На современном этапе развития научно-технического прогресса роль человека имеет огромное значение. Сегодня это главный стратегический ресурс любой компании в борьбе с конкурентами. Это обуславливается его способностью к творчеству, которое в настоящее время становится решающим условием успеха любой деятельности.
В связи с этим основным источником прибыли рассматриваются инвестиции в человеческий капитал, хотя ранее затраты на персонал считались ненужными расходами. Эти вложения направлены на создание условий для развития творчества.
Персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность решать самостоятельно любые вопросы, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию и критически относится к предъявляемым к нему требованиям.
В управлении компанией у руководства на данном этапе развития экономики одной из важных проблем является проблема в области работы с персоналом. Следует отметить наиболее общие тенденции в возникновении спорных вопросов в управлении персоналом:
- организация методов и процедур отбора персонала;
- разработка научных критериев их оценки;
- научный подход к анализу потребностей в персонале;
- продвижение молодых и перспективных работников.
Актуальность совершенствования системы управления персоналом возникает во многих организациях и обусловлена развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда.
К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения квалификации.
Для преодоления экономического кризиса необходимо решить ряд проблем, связанных с изменением в системе управления персоналом организации. В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает эффективное управление персоналом. До недавнего времени это понятие практически отсутствовало в управленческой практике, хотя в каждой организации существовала подсистема управления персоналом (отдел кадров), в обязанности, которой входили прием и увольнение работников, обучение и переподготовка кадров и т.д. Но отделы кадров, как правило, имели низкий организационный статус, являлись слабыми в профессиональном отношении. Они были структурно разобщены с другими подразделениями, которые выполняли функции управления кадрами (отдел труда и заработной платы, юридический отдел и др.).
Анализ теоретических работ отечественных исследователей в области управления персоналом показал, что наиболее значимых результатов добились такие ученые как А. Л. Гапоненко, А. П. Егоршин, И. В. Мишуров, В. В. Травин, А. Я. Кибанова и др. Именно они дали наиболее комплексное представление о содержании и функциях системы управления персоналом, выявили критерии и показатели оценки ее эффективности и раскрыли альтернативы проектирования. Однако даже в их работах недостаточно внимания уделяется связующим элементам и причинно-следственным связям между системой управления персоналом, эффективностью функционирования предприятия и развитием персонала.
Несмотря на то, что идеи управления персоналом в настоящее время достаточно известны и популярны, в деятельности организации пока существует значительный разрыв между теорией и реально используемыми подходами.
Актуальность темы обусловила постановку цели данной дипломной работы, которая состоит в том, чтобы на основе анализа системы управления персоналом ОРЦ «Ассорти» разработать предложения по ее совершенствованию.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- определить понятие и раскрыть содержание системы управления персоналом;
- выявить функции службы управления персоналом в торговой организации;
- исследовать показатели оценки эффективности функционирования системы управления персоналом;
- дать технико-экономическую характеристику «Территория обуви»;
- провести анализ эффективности функционирования системы управления персоналом ОРЦ «Ассорти»;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления персоналом ОРЦ «Ассорти».
Объектом исследования является система управления персоналом в торговой организации. Предметом исследования выступают предложения по совершенствованию системы управления персоналом ОРЦ «Ассорти».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по управлению персоналом, публикации в периодических изданиях.
Исследование проведено с использованием методов экономического, логического анализа и экспертных оценок.
Практическая значимость результатов исследования определяется основными положениями, обобщениями, выводами и рекомендациями, которые помогут организации создать конкурентные преимущества, обеспеченные всевозрастающим развитием и реализацией человеческого капитала организации.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Первая глава посвящена управлению персоналом – ключевому моменту всей перестройки системы управления в любой организации. Здесь даны ответы на такие вопросы, как: управление персоналом в рыночных условиях, содержание и функции управления персоналом.
Вторая глава посвящена проблемам производственного менеджмента. Рассматриваются вопросы организации внутрипроизводственных экономических отношений на ОРЦ «Ассорти». В этой главе рассмотрены процессы управления персоналом в организации, дана оценка эффективности системы управления применяемой в организации.
В третьей главе указаны основные направления совершенствования управления персоналом ОРЦ «Ассорти». Данные направления разработаны по результатам анализа во второй главе.
Общий объем дипломной работы составил – 70 страниц.
Рисунок 1 - Схема современной структуры службы управления персоналом
Отдел планирования человеческих ресурсов: изучает рынок рабочей силы, определяет потребность в человеческих ресурсах, намечает меры по удовлетворению потребности в человеческом капитале.
Отдел найма персонала: проводит набор и отбор персонала, заключает трудовые договоры.
Отдел кадров: осуществляет профориентацию и ввод в должность новых работников, ведет личные дела и трудовую статистику, осуществляет оценку человеческого капитала.
Отдел организации заработной платы: проводит анализ должностных обязанностей, классификацию работ и их тарификацию, разработку систем оплаты и стимулирования труда.
Отдел профессионального обучения и переподготовки контролирует: производственное обучение, специальное обучение инструкторов, подготовку учебных материалов, отношения с внешними учебными центрами, учет и статистику программ обучения.
Отдел трудовых отношений отвечает за: участие в коллективных соглашениях, разбор трудовых споров, работу по жалобам, содействие развитию связей между администрацией и работниками.
Отдел социального развития: сосредотачивает все функции, связанные с созданием и управлением внутрифирменной социальной инфраструктурой и предоставлением работникам дополнительных социальных льгот.
Отдел безопасности труда и медицинской помощи выполняет необходимый комплекс работ для обеспечения безопасности на производстве.
Отдел исследований по персоналу проводит изучение вопросов кадровой политики и трудовых отношений, включая сбор внешней информации, обследует состояние морально-психологического климата в организации, а также осуществляет разработку правил, приемов и процедур кадровой работы, разработку форм документооборота для кадровой службы.
Формирование отдела управления знаниями, является довольно новой структурной единицей службы управления персоналом. Управление знаниями представляет собой систематический процесс идентификации, использования и передачи знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и использовать во благо организации.
Конкретная структура и состав службы управления персоналом зависит от ряда факторов: количественный и качественный состав работников организации: сфера деятельности организации; система управления организацией; качественный состав линейных руководителей; наличие объектов социальной инфраструктуры.
Как уже было отмечено, система управления персоналом является подсистемой в системе управления организацией, следовательно, с одной стороны, система управления персоналом должны быть увязаны с целями функционирования и развития организации; с другой стороны, цели системы управления персоналом должны быть увязаны с потребностями сотрудников организации. Процесс увязывания целей в системе управления персоналом осуществляется посредством включения в систему управления персоналом выверенной кадровой политики.
Политика - это основные правила и принципы, определяющие конкретные действия. Кадровая политика - это основные правила и принципы, регламентирующие взаимоотношения с персоналом в организации, которые являются логичным и естественным продолжением производственной, маркетинговой, инвестиционной и других политик организации [34, с. 46]. В зависимости от того, в качестве издержек или капитала рассматривает руководство организации персонал, строится кадровая политика предприятия. Влияние выбора концепции управления персоналом на кадровую политику показано в таблице 1.
Кадровая политика не только описывает направления и принципы реализации задач системы управления персоналом, но и раскрывает содержательные аспекты функционирования системы управления персоналом. Как уже было сказано, кадровая политика включает решение важнейших функций системы управления человеческими ресурсами современной организации.
Этими функциями являются:
1. Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.
2. Анализ рынка труда и управление занятостью.
3. Отбор и адаптация персонала.
4. Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста.
5. Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.
6. Организация трудовых процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп.
7. Разработка систем мотивации эффективной деятельности.
8. Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда.
9. Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.
10. Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работников.
11. Решение этических проблем труда.
12. Управление конфликтами.
Таблица 1 - Зависимость кадровой политики от концепции управления персоналом
Концепция | Персонал - издержки | Персонал - капитал | |
Политика в отношении организационных стандартов и личностного фактора | Четко отлажены организационная структура, система должностных обязанностей и требований к персоналу, кандидат должен строго соответствовать организационным требованиям, а работник - столь же строго выполнять свои обязанности | Отдается предпочтение творчеству и инициативе, организация готова гибко подходить к управлению людьми, создавать под них специальные рабочие места, соответствующие их личностным особенностям | |
Политика вознаграждения | Жесткая система оплаты, не зависящая от достижений работника | Дифференцированная оплата труда, каждый может заработать столько,сколько сумеет | |
Политика найма | Наем дешевых, пусть и не очень квалифицированных работников | Наем дорогих, но высококвалифицированных работников | |
Политика в области карьеры персонала | Поиск руководителей вне организации по принципу «чужие лучше» | Поиск руководителей в организации по принципу «свои надежнее» | |
Политика стабилизации внутриорганизационного рынка труда | Поиск людей, полностью удовлетворенных существующими в организации условиями работы | Минимизация текучести, разработка программ мотивации | |
Политика оценки достижений | Формализованная оценка персонала | Индивидуальный подход к оценке персонала |
Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке рабочей силы, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.
Функциональные сферы службы управления человеческими ресурсами организации можно отразить на схеме (рисунок 2).
Работа по управлению персоналом имеет комплексный характер, начинается она актом найма работника и охватывает все проявления его деятельности: мотивацию, ценностные устремления, формы оплаты труда, профессиональную подготовку и профессиональный рост.
Рисунок 2 - Функциональные сферы службы управления персоналом организации
Рассмотрим эти функции подробнее.
1. Планирование численности и состава кадров, в ходе которого оцениваются потребности в персонале и определяются источники и действия для их покрытия. Исходной работой выступает планирование, то есть вся система планов и прогнозов деятельности организации, анализ рабочих мест, планирование карьеры.
2. Набор, отбор и наем персонала. После того, как определена потребность в кадрах, организуется широкий поиск кандидатов с использованием внешних либо внутренних источников человеческих ресурсов, на базе которого создается резерв потенциальных кандидатов по всем должностям, объем которого в значительной степени определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней.
В ходе отбора персонала осуществляется оценка кандидатов, наилучшим образом отвечающих сформулированным и заявленным квалификационным требованиям на вакантное место в организации, а также отбор из резерва, созданного в ходе работы [18, с. 254]. При отборе и найме персонала из «улицы», издержки набора и отбора (отнесение всех затрат на счет одного успешно нанятого кандидата) весьма высоки. Объективная практика кадрового менеджмента свидетельствует, что лучшим источником замещения вакансий является уже работающий персонал, сложившиеся звенья производства. И дело здесь не столько в экономии издержек найма кандидатов извне, сколько очевидный выигрыш от того факта, что вы хорошо знаете профессиональные и личностные свойства кандидата на продвижение. Вы создаете заразительный пример профессионального и социального роста работника, стабилизируете команду и сокращаете потери, связанные с увольнением одного работника и трудовой адаптации другого. Стадия отбора заканчивается наймом конкретных работников на конкретные рабочие места, установлением в случае необходимости испытательного срока, подписанием договора и должностной инструкции, изданием приказа о назначении на должность, формированием личного дела [3, с. 157].
Важнейшей предпосылкой успеха в созидании персонала является и социально-психологическая сбалансированность групп как творческого коллектива, творческой команды. Социолог Р. М. Белбин определил набор обязательных ролей в такой группе, предупредив, что «результативная группа не должна забывать о ролях каждого своего члена» [7, с. 357].
3. Адаптация наряду с ресурсами обучения новым трудовым приемам является неотъемлемым ресурсом личности, рассматриваемым в определенной системе. «Происходит измерение масштабов и темпа приспособляемости индивида: психофизиологически - к новым физическим и психическим нагрузкам, специфике режима труда; социально-психологически - к ценностям и смыслам в межличностных коммуникациях в новой группе; профессионально - обретая новые знания, навыки, привычки, сноровку; организационно - к новой роли в организации, в системе управления предприятия». Продолжительность адаптации в зависимости от квалификации и должности работника, а также от размеров организации может занимать от одной недели до 1-2 лет.
4. В дальнейшем с целью определения количественной и качественной меры соответствия работников занимаемой должности и возможности передвижения на другую работу или должность проводится оценка и аттестация сотрудников на базе разработанных методик оценки персонала. Важная функция аттестации - сообщать работнику, в какой области он нуждается в дополнительном обучении, какие недостатки профессиональной деятельности требуют устранения и корректировки.
5. Обучение персонала, как процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, специалистов, руководителей, является обязательной процедурой в любой организации. Функционирование системы обучения позволяет организовать постоянный контроль за качеством работы и профессионализмом специалистов, обеспечить их непрерывное обучение на протяжении всего периода их деятельности в компании, создать банк данных о составе и профессионализме специалистов, планировать карьеры, использовать информационный банк данных для назначения сотрудников на должность с установлением соответствующего оклада. Расходы фирм на подготовку и переподготовку персонала составляют, как правило, от 2 до 5 % затрат на оплату труда.
6. Современному работнику важно свою работу, и вместе с ней обрести свое творческое «Я», реализовать, выполнить себя как личность. На этой основе и возникает потребность в планировании карьеры работника.
Под карьерой понимается продвижение работника по служебной лестнице, совершенствование и расширение его навыков, знаний, квалификации, способностей, повышение статуса, престижа, рост объема властных полномочий и уровня материального благосостояния [16, с. 83]. Достижение карьерных целей свидетельствует о раскрытии потенциала личности, творческом самовыражении. Различаются два вида карьеры: профессиональная, внутриорганизационная.
Главная задача планирования карьеры - обеспечение сочетания этих видов карьеры по их содержанию, векторам, этапам, ступеням. На практике полезно выработать связь индивидуальных ориентаций личности и содержания профессии, чтобы они соединились и обрели логику жизни и судьбы индивида. Дж. Голланд (США), консультант по персоналу, выделил как пример шесть индивидуальных ориентации: реалистическая ориентация; исследовательская; артистическая; социальная; инициативная; обыкновенная ориентация.
Большинство работников исходно имеет невыявленные склонности и более чем одну ориентацию. Чем ближе склонности и вернее избрана карьера, тем меньше конфликтов в деятельности работника и легче осуществляется жизненный выбор [4, с. 87].
7. Ключевая проблема кадровой политики - это мотивация сотрудников - совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Выделяют материальную, социальную (моральную) и организационную (административную) творчески трудовую мотивацию, влияющую на выбор профессии, места работы, определяющую отношение к труду [24, с. 132].
8. Оценка уровня соответствия кадров необходимым критериям, нормам и стандартам на предприятиях проводятся посредством кадрового аудита и контроля. В понятие «кадровый аудит» входят: во-первых, оценка системы управления персоналом, включая анализ организационной и функциональной структуры, схем выполнения основных процедур в рамках управления человеческими ресурсами, ведения кадровой документации в соответствии с существующими нормативами, соблюдение трудового законодательства и т.д.; во-вторых, оценка кадрового потенциала компании, а именно: менеджеровского (готовность руководящего состава к реализации стратегических и тактических целей), квалификационного (соответствие уровня знаний и навыков выполняемым профессиональным задачам), инновационного (готовность к изменениям), личностного, творческого и т.д.; в-третьих, диагностика структуры формальных и неформальных взаимодействий между сотрудниками, каналов информационного обмена, социально-психологического климата в подразделениях, источников возникновения проблемных, конфликтных ситуаций и т.д.
9. Следующей функцией системы управления персоналом является развитие корпоративной культуры организации.
Итак, в организациях России до последнего времени функции управления персоналом были разделены между отделами кадров и организации труда и заработной платы, подготовки кадров. Также ряд функций выполняли отделы (при их наличии): главного технолога, плановый, юридический, охраны труда и техники безопасности, социального развития. При этом отдел кадров не являлся ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Так, например, если в промышленности России более половины сотрудников служб управления персоналом до последнего времени заняты нормированием и оплатой труда, то в системах управления человеческими ресурсами фирм США основное внимание уделяется отбору, адаптации и оценке персонала.
Многообразие функций системы управления персоналом современной организации, составляющих содержание ее деятельности, поднимает вопрос оценки ее эффективности, который будет рассмотрен в следующем параграфе проекта.
Таблица 2 - Показатели эффективности деятельности СУП
Показатели собственно экономической эффективности | Показатели степени соответствия | Показатели степени удовлетворенности работников | Косвенные показатели эффективности |
-соотношение издержек, необходимых для обеспечения организации квалифицированной рабочей силой соответствующего количества и качества, и полученных результатов деятельности; -затраты на отдельные направления и программы деятельности кадровых служб в расчете на одного работника; -эффект воздействия отдельных кадровых программ на результативность деятельности работников и организации в целом; -отношение бюджета подразделения управления персоналом к численности обсл-ого персонала | - численности работников и числа рабочих мест (количественная укомплектованность кадрового состава); - профессионально- квалификационных характеристик работников требованиям рабочих мест, производства в целом (качественная укомплектованность) | - работой в данной организации; - деятельностью подразделений управления персоналом | - текучесть кадров; -уровень абсентизма; - производитель. труда; -показатели качества продукции (процент брака, рекламаций, пр.); - количество жалоб работников; - уровень производственного травматизма и профзаболеваний |
Еще одним показателем, характеризующим деятельность служб управления персоналом, являются средние затраты на кадровые мероприятия в расчете на одного работника, например, средние затраты на отбор персонала или средние затраты на обучение одного работника[2, с. 82].
При оценке эффективности отдельных кадровых программ определяется воздействие данной программы на результативность деятельности работников и организации в целом (повышение производительности труда, улучшение качества продукции, экономия ресурсов и т.д.).
Вторая группа показателей оценки деятельности службы управления персоналом, а именно укомплектованность кадрового состава, оценивается количественно - путем сопоставления фактической численности работников с требуемом (расчетной) величиной по трудоемкости операций или с плановой численностью и численностью, предусмотренной штатным расписанием; а также качественно - по соответствию профессионально- квалификационного уровня, профиля образования, практического опыта работников требованиям занимаемых рабочих мест (должностей).
Степень удовлетворенности работников оценивается на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику организации и отдельных ее направлений.
Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся различных аспектов удовлетворенности работников, в данной организации: общей удовлетворенности; удовлетворенности организацией труда, оплатой труда, качеством продукции и т.д.
Типичные темы, затрагиваемые при обследовании удовлетворенности работников, приведены в таблице 3.
Эффективность работы подразделений управления персоналом при анкетировании работников может быть оценена на основании следующих субъективных критериев:
- степень сотрудничества различных подразделений и служб со службой управления персоналом;
- мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом;
- готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при решении кадровых проблем;
- доверительность взаимоотношений с работниками;
- быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе управления персоналом, и услуг, оказываемых данной службой другим подразделениям;
Основными косвенными критериями эффективности деятельности службы управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентизма.
Текучесть кадров рассматривают как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом - так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью организации данным работником - «пассивная» текучесть.
Текучесть дорого обходится каждой организации. Издержки вследствие текучести включают:
- потери, вызванные простоем оборудования вследствие образования пустующих рабочих мест, снижением качества производимой продукции, ухудшением обслуживания оборудования и снижением выработки работника перед уходом из организации;
- потери из-за пониженной производительности труда вновь принятого работника в период адаптации на новом рабочем месте;
- растущие затраты на выплату пособий по безработице, выходных пособий;
- дополнительные затраты на набор, отбор и подготовку персонала, оформление приема и увольнения работников.
Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, также по инициативе администрации (за определенный период).
Относительный показатель текучести - коэффициент текучести кадров — определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников:
Кm= (Рв/ р)* 100, | (1) |
где Km - коэффициент текучести;
Рв - численность работников, уволенных по причинам текучести;
р - среднесписочная численность работающих.
Показатели текучести коррелируют с показателями абсентизма - количеством самовольных невыходов работников на работу. Стандартные формулы для расчета абсентизма следующие:
A=Dn/(N* П) или А= Рп/ Р. | (2) |
где Dn - число рабочих дней, потерянных за определенный период из- за отсутствия работников на работе;
D - число рабочих дней;
N - среднее число работников;
Рп - общее число пропущенных часов;
Р - общее число рабочих часов по графику.
Издержки вследствие абсентеизма включают:
- ряд выплат, обязательных вне зависимости от фактического присутствия работника на рабочем месте;
- оплату сверхурочных работ работнику, заменяющему отсутствующего;
- потери, связанные с простоями оборудования, падением производительности труда и т.п.
С текучестью и абсентеизмом тесно связаны и такие косвенные формы оценок, как жалобы и недовольство [11, с. 254].
Оценка деятельности кадровой составляющей организации будет неполной без оценки качества работы кадровых служб по следующим показателям:
- выполнение обязательств по подбору предусмотренного штатным расписанием организации количества работников;
- выполнение обязательств по обеспечению организации руководителями, специалистами и рабочими требуемых профессий, специальностей и квалификации;
- количество случаев нарушений установленного порядка оформления кадровой документации (контрактов, пенсионных дел, трудовых книжек, справок, отчетов и т.п.);
- степень обеспеченности полноценного резерва на выдвижение на должности руководителей и специалистов;
- своевременность и качественность оформления установленной отчетности;
- количество случаев нарушения трудовой дисциплины сотрудниками кадровой службы, в том числе невыполнения возложенных на них обязанностей, неправомерного использования прав;
- количество случаев нарушения графика проверки и анализа соблюдения работниками трудовой дисциплины;
- степень реализации программы формирования потребности организации в специалистах с учетом перспектив ее деятельности, программы обучения и повышения квалификации работников организации.