Раздел 1. Понятие, история и методология управления
Теория управления
Уровень основной профессиональной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Профиль: Государственная и муниципальная служба
Форма обучения: заочная
Срок освоения ОПОП: нормативный – 4 года 6 месяцев
Факультет: социологии и управления
Кафедра: управления персоналом
Рязань, 2016
При разработке рабочей программы дисциплины «Теория управления»в основу положены:
1. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление(квалификация (степень) «бакалавр»)
Утвержденный приказом Минобрнауки России
от 10 декабря 2014 года № 1567
2. Учебный план направления подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управлениеодобрен Ученым советом РГУ имени С.А. Есенина от 27 февраля 2015 г. Протокол № 7
Рабочая программа дисциплины «Теория управления» утверждена на заседании кафедры государственного и муниципального управления и политических технологий
от « » 201 г. Протокол №
Заведующий кафедрой _______________ (С.Н. Клёнов)
Рабочая программа дисциплины «Теория управления» одобрена Учебно-методическим советом факультета (института) социологии и управления
от « » 201 г. Протокол №
Председатель Учебно-методического совета факультета социологии и управления
_____________________ (О.Ю. Филькина)
Разработчик _____________ доцент (В.Н. Летунов)
Декан факультета __________ (П. Е. Кричинский)
Начальник УМУ __________ (Е.Н. Горохова)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Целями освоения учебной дисциплины являются формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО, комплекса знаний, умений и навыков по эволюции менеджмента, основным понятиям и терминам, характеризующими различные типы систем управления организациями, закономерностям и принципам управления, функциональным основам теории управления, самостоятельному анализу проблем управления в социально-экономических и государственных системах.
2. Место УЧЕБНОЙ дисциплины в структуре ОПОП ВУЗА
2.1. Учебная дисциплина «Теория управления» относится к базовой части Блока 1.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие предшествующие дисциплины:
Экономическая теория;
Социология;
История государственного управления.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
Теория организации;
Разработка управленческого решения;
Основы управления персоналом;
Стратегический менеджмент;
Инновационный менеджмент;
Управление человеческими ресурсами.
2.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№ п/п | Номер/индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1. | ОК-7 | Способность к самоорганизации и самообразованию | Основные этапы эволюции управленческой мысли; цели, функции, а также законы и принципы управления | Приобретатьзнания в предметной области дисциплины; выявлять и объяснять противоречия между «теорией» и «практикой»; применять полученные знания для понимания сущности происходящих изменений в обществе | Навыками целостного подхода к анализу организационно-управленческих проблем в обществе, проведения аналитической и исследовательской работы по оценке состояния и динамики макро- и микросреды организации |
2. | ОПК-2 | Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений | Методологические основы разработки и принятия управленческих решений; особенности управленческих решений в условиях нестабильной, изменяющейся среды | Проводить анализ альтернативных ситуаций и ограничений; осуществлять обоснованный выбор последовательности действий при разработке управленческого решения | Методами выявления проблемных ситуаций в организации; методами формирования альтернативных вариантов управленческих решений |
3. | ОПК-3 | Способностью проектировать организационные структуры, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | Типы организационных структур, их основные параметры и принципы проектирования, а также типы полномочий и препятствия к их эффективному делегированию | Применять методы организационного проектирования и организовывать эффективную реализацию делегирования полномочий | Навыками концептуального обоснования собственной позиции по ключевым теоретическим и прикладным аспектам управленческой деятельности |
4. | ПК-1 | Умением разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения | Сущность и содержание процесса выработки и организации исполнения управленческого решения; содержание деятельности на этапах процесса выработки и реализации решения; причины, приводящие к низкому качеству управленческого решения | Планировать, организовать и контролировать деятельность по выработке и исполнению управленческого решения, а также оценить качество решения | Навыками целостного подхода к анализу проблем в организации, а также методами творческого поиска альтернатив |
5. | ПК-10 | Способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению | Содержание процесса коммуникации в организации; условия функционирования государственных организаций; общие принципы деловой этики и служебного поведения | Анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; реализовывать этические нормы служебного взаимодействия | Навыками деловых коммуникаций; современными методами управления человеческими ресурсами |
2.5 Карта компетенций дисциплины
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |||||
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ | |||||
Целями освоения учебной дисциплины являются формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО, комплекса знаний, умений и навыков по эволюции менеджмента, основным понятиям и терминам, характеризующими различные типы систем управления организациями, закономерностям и принципам управления, функциональным основам теории управления, самостоятельному анализу проблем управления в социально-экономических и государственных системах. | |||||
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие | |||||
Общекультурные компетенции: | |||||
КОМПЕТЕНЦИИ | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Уровни освоения компетенции | |
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||
ОК-7 | Способность к самоорганизации и самообразованию | Знать: - основные этапы эволюции управленческой мысли; цели, функции, а также законы и принципы управления. Уметь: - приобретатьзнания в предметной области дисциплины; выявлять и объяснять противоречия между «теорией» и «практикой»; применять полученные знания для понимания сущности происходящих изменений в обществе. Владеть: - навыками целостного подхода к анализу организационно-управленческих проблем в обществе, проведения аналитической и исследовательской работы по оценке состояния и динамики макро- и микросреды организации. | - лекции и семинарские занятия; - изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы | - тестирование ; - собеседование | ПОРОГОВЫЙ Знать основные этапы эволюции управленчес-кой мысли. Уметь приобретатьзнания в предметной области дисциплины, выявлять и объяснять противоречия между «теорией» и «практикой». Владеть навыками целостного подхода к анализу организаци-онно-управленчес-ких проблем в обществе. ПОВЫШЕННЫЙ Знать цели, функции, а также законы и принципы управления. Уметь применять полученные знания для понимания сущности происходящих изменений в обществе. Владеть навыками проведения аналитической и исследовательской работы по оценке состояния и динамики макро- и микросреды организации. |
Общепрофессиональные компетенции: | |||||
КОМПЕТЕНЦИИ | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Уровни освоения компетенции | |
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||
ОПК-2 | Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений | Знать: - методологические основы разработки и принятия управленческих решений; особенности управленческих решений в условиях нестабильной, изменяющейся среды Уметь: - проводить анализ альтернативных ситуаций и ограничений; осуществлять обоснованный выбор последовательности действий при разработке управленческого решения Владеть: - методами выявления проблемных ситуаций в организации; методами формирования альтернативных вариантов управленческих решений | - лекции и семинарские занятия; - изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы; - разбор практических ситуаций | - тестирование ; - собеседование | ПОРОГОВЫЙ Знать методологические основы разработки и принятия управленческих решений. Уметь проводить анализ альтернатив-ных ситуаций и ограниче- ний. Владеть методами выявления проблемных ситуаций в организации. ПОВЫШЕННЫЙ Знать особенности управленчес-ких решений в условиях нестабильной, изменяю-щейся среды. Уметь осуществлять обоснованный выбор последовательности действий при разработке управленчес-кого решения. Владеть методами формирования альтернатив-ных вариантов управленчес-ких решений |
ОПК-3 | Способностью проектировать организационные структуры, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | Знать: - типы организационных структур, их основные параметры и принципы проектирования, а также типы полномочий и препятствия к их эффективному делегированию. Уметь: - применять методы организационного проектирования и организовывать эффективную реализацию делегирования полномочий. Владеть: - навыками концептуального обоснования собственной позиции по ключевым теоретическим и прикладным аспектам управленческой деятельности. | - лекции и семинарские занятия; - изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы; - разбор практических ситуаций | - тестирование ; - собеседование | ПОРОГОВЫЙ Знать типы организационных структур, их основные параметры и принципы проектирования, а также типы полномочий. Уметь применять методы организационного проектирования. Владеть навыками концептуаль-ного обоснования собственной позиции по ключевым аспектам управленческой деятельности. ПОВЫШЕННЫЙ Знать препятствия эффективного делегирова-ния полномочий. Уметь организовы-вать эффективную реализацию делегирования полномочий. Владеть навыками концептуального обоснования собственной позиции по теоретическим и прикладным аспектам управленческой деятельности. |
Профессиональные компетенции: | |||||
КОМПЕТЕНЦИИ | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Уровни освоения компетенции | |
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||
ПК-1 | Умением разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения | Знать: - сущность и содержание процесса выработки и организации исполнения управленческого решения; содержание деятельности на этапах процесса выработки и реализации решения; причины, приводящие к низкому качеству управленческого решения. Уметь: - планировать, организовать и контролировать деятельность по выработке и исполнению управленческого решения, а также оценить качество решения. Владеть: - навыками целостного подхода к анализу проблем в организации, а также методами творческого поиска альтернатив. | - лекции и семинарские занятия; - изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы; - разбор практических ситуаций | - тестирование ; - собеседование | ПОРОГОВЫЙ Знать сущность и содержание процесса выработки и организации исполнения управленческого решения; содержание деятельности на этапах процесса выработки и реализации решения. Уметь планировать, организовать и контролиро-вать деятельность по выработке и исполнению управленческого решения. Владеть навыками целостного подхода к анализу проблем в организации. ПОВЫШЕННЫЙ Знать причины, приводящие к низкому качеству управленческого решения. Уметь оценить качество решения. Владеть методами творческого поиска альтернатив. |
ПК-10 | Способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению | Знать: - содержание процесса коммуникации в организации; условия функционирования государственных организаций; общие принципы деловой этики и служебного поведения. Уметь: - анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; реализовывать этические нормы служебного взаимодействия. Владеть: - навыками деловых коммуникаций; современными методами управления человеческими ресурсами. | - лекции и семинарские занятия; - изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы; - разбор практических ситуаций | - тестирование ; - собеседование | ПОРОГОВЫЙ Знать содержание процесса коммуника-ции в организации; условия функционирования государствен-ных организаций. Уметь анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффектив-ности. Владеть навыками деловых коммуникаций ПОВЫШЕННЫЙ Знать общие принципы деловой этики и служебного поведения. Уметь реализовывать этические нормы служебного взаимодей-ствия. Владеть современными методами управления человеческими ресурсами. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||||
№ 2 | № 3 | № 4 | № 5 | |||||
часов | часов | часов | часов | |||||
1.Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | - | - | ||||||
В том числе: | ||||||||
Лекции (Л) | - | - | ||||||
Практические занятия (ПЗ), семинары (С) | - | - | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | - | - | |||
2. Самостоятельная работа студента (всего) | - | - | ||||||
В том числе | ||||||||
СРС в семестре | - | - | - | - | - | |||
Курсовая работа | КП | - | - | - | - | - | ||
КР | - | - | - | - | - | |||
Другие виды СРС | - | - | ||||||
Работа с нормативно-правовыми актами | - | |||||||
Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям | - | - | ||||||
Работа со справочными материалами | - | - | ||||||
Изучение и конспектирование литературы | - | - | ||||||
Выполнение индивидуальных домашних заданий | - | - | ||||||
Выполнение научно-исследовательской работы, подготовка к конференциям | - | - | ||||||
СРС в период сессии | ||||||||
Подготовка к экзамену | - | - | - | |||||
Вид промежуточной аттестации | зачет (З) | - | - | - | - | - | ||
экзамен (Э) | - | - | - | |||||
ИТОГО: общая трудоемкость | часов | - | - | |||||
зач. ед. | - | - | ||||||
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
2.1. Содержание разделов учебной дисциплины «Теория управления»
№ семестра | № раздела | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах |
2,3 | Понятие, история и методология управления | Сущность и содержание теории управления; эволюция управленческой мысли; новая управленческая парадигма; теоретические основы менеджмента и его современное состояние; проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям. Цели и функции теории управления; функциональное разделение управленческого труда. Внутренняя и внешняя среда в управлении; организационные формы и структуры управления. Общенаучные методы теории управления; методы управленческого воздействия; методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента. Системный подход; исследование систем управления и их проектирование. | |
2,3 | Организация процессов управления | Методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий. Коммуникация в процессе управления; управление как процесс; решения в процессе управления; модели и методы принятия решений; ситуационный подход в процессе управления. Основы кадровой политики в организации, планирование служебной карьеры; активизация человеческого ресурса; условия и факторы результативной работы менеджера; культура и стиль. Государственная служба, управление и этика; специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента; затраты на управление; управление нововведениями и развитием теории управления. |
2.2. Разделы учебной дисциплины «Теория управления», виды учебной деятельности и формы контроля
1-й курс 2-й семестр
№ семестра | № раздела | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ/С | СРС | всего | |||
Понятие, история и методология управления | - | ||||||
1.1 | Сущность и содержание теории управления | 0,5 | - | 0,5 | |||
1.2 | Эволюция управленческой мысли | - | 0,5 | 7,5 | |||
1.3 | Цели и функции теории управления | 0,5 | - | 0,5 | |||
1.4 | Законы и принципы управления | 0,5 | - | 8,5 | |||
1.5 | Организация как объект управления. Структура организации | - | |||||
1.6 | Методология и методы управления | - | |||||
1.7 | Системный подход в управлении. Исследование систем управления и их проектирование | 0,5 | - | 0,5 | |||
Раздел дисциплины № 1 | - | ||||||
Организация процессов управления | - | ||||||
2.1 | Методология и организация процесса разработки управленческого решения | - | |||||
2.2 | Информация в управлении | 0,5 | - | 0,5 | |||
2.3 | Прогнозирование и планирование в управлении | 0,5 | - | 0,5 | |||
2.4 | Коммуникация в процессе управления | - | |||||
2.5 | Основы кадровой политики на предприятии. Активизация человеческого ресурса | - | - | - | |||
2.6 | Контроль в управлении | - | - | - | |||
2.7 | Государственная служба, управление и этика | - | - | - | |||
2.8 | Эффективность менеджмента | - | - | - | |||
Раздел дисциплины № 2 | - | ||||||
ИТОГО за семестр |
2-й курс 3-й семестр
№ семестра | № раздела | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ/С | СРС | всего | |||
Понятие, история и методология управления | - | - | - | ||||
1.1 | Сущность и содержание теории управления | - | - | - | |||
1.2 | Эволюция управленческой мысли | - | - | - | |||
1.3 | Цели и функции теории управления | - | - | - | |||
1.4 | Законы и принципы управления | - | - | - | |||
1.5 | Организация как объект управления. Структура организации | - | - | - | |||
1.6 | Методология и методы управления | - | - | - | |||
1.7 | Системный подход в управлении. Исследование систем управления и их проектирование | - | - | - | |||
Раздел дисциплины № 1 | - | - | - | ||||
Организация процессов управления | - | ||||||
2.1 | Методология и организация процесса разработки управленческого решения | - | - | ||||
2.2 | Информация в управлении | - | - | ||||
2.3 | Прогнозирование и планирование в управлении | - | - | ||||
2.4 | Коммуникация в процессе управления | - | - | ||||
2.5 | Основы кадровой политики на предприятии. Активизация человеческого ресурса | 0,5 | - | 0,5 | |||
2.6 | Контроль в управлении | 0,5 | - | 0,5 | |||
2.7 | Государственная служба, управление и этика | 0,5 | - | 0,5 | |||
2.8 | Эффективность менеджмента | 0,5 | - | 0,5 | |||
Раздел дисциплины № 2 | |||||||
ИТОГО за семестр | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
2.3. Лабораторный практикум: «не предусмотрен»
2.4. Примерная тематика курсовых (проектов) работ:«не предусмотрены»
3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
3.1. Виды СРС
№ семестра | № раздела | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды СРС | Всего часов |
Понятие, история и методология управления | Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и т.д. Работа со справочными материалами (словарями, энциклопедиями) Работа с нормативно-правовыми актами Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы Выполнение индивидуальных домашних заданий (подготовка докладов, рефератов и т.д.) Выполнение научно-исследовательской работы, подготовка к конференциям | 2ч. х 6 2ч. х 2 1ч. х 2 2ч. х 10 1ч. х 7 2ч. | ||
Организация процессов управления | Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и т.д. Работа со справочными материалами (словарями, энциклопедиями) Работа с нормативно-правовыми актами Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы Выполнение индивидуальных домашних заданий (подготовка докладов, рефератов и т.д.) Выполнение научно-исследовательской работы, подготовка к конференциям | 2ч. х 6 1ч. х 3 1ч. х 2 2ч. х 10 1ч. х 7 1ч. | ||
ИТОГО в семестре | ||||
Понятие, история и методология управления | Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и т.д. Работа со справочными материалами (словарями, энциклопедиями) Работа с нормативно-правовыми актами Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы Выполнение индивидуальных домашних заданий (подготовка докладов, рефератов и т.д.) Выполнение научно-исследовательской работы, подготовка к конференциям | 2ч. х 3 1ч. 1ч. 2ч.х8+1ч. 1ч. х 3 1ч.х 0,5 | ||
Организация процессов управления | Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и т.д. Работа со справочными материалами (словарями, энциклопедиями) Работа с нормативно-правовыми актами Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы Выполнение индивидуальных домашних заданий (подготовка докладов, рефератов и т.д.) Выполнение научно-исследовательской работы, подготовка к конференциям | 2ч. х 3 1ч. 1ч. 2ч.х8+1ч. 1ч. х 3 1ч.х 0,5 | ||
1-3 | Подготовка к экзамену | |||
ИТОГО в семестре | ||||
ИТОГО |
3.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Теория управления»
При изучении данной дисциплины студенты выполняют различные виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским (практическим) занятиям (планы занятий приведены в разделе «Иные сведения»); подготовка доклада, реферата, эссе; подготовка к экзамену (приведены в разделе «Иные сведения»).
При выполнении всех форм самостоятельной работы обучающиеся пользуются литературой, указанной в списке основной и дополнительной литературы.
Самостоятельная работа выполняется студентами в процессе изучения всех учебных дисциплин. Она направлена на овладение обучающимися фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, умениями работы с литературными источниками, практического решения задач, на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развитие познавательных способностей.
Результаты выполнения самостоятельной работы представляются студентами во время аудиторных занятий, проверяются и оцениваются преподавателем в ходе текущего (рубежного, итогового) контроля – в соответствии с учебным планом (расписанием занятий, зачетно-экзаменационной сессии).
В целом самостоятельная работа студента при изучении курса, независимо от формы обучения это:
- работа с конспектами лекций (обработка текста); усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной основной учебной и дополнительной литературы;
- изучение учебной, научной, методической, справочной литературы, в том числе с привлечением электронных средств информации;
- составление различных видов записей прочитанного: конспектирование, аннотирование, реферирование;
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- выполнение индивидуальных заданий по различным разделам содержания учебной дисциплины;
- выполнение рефератов, докладов, эссе, осуществление индивидуальной учебно-исследовательской работы;
- текущий самоконтроль успеваемости на базе традиционных тестов.
Для оптимизации организации и повышения качества обучения по дисциплине «Теория управления» студентам рекомендуется руководствоваться следующими методическими рекомендациями, имеющимися на официальном сайте университета:
1. Мартишина, Н.В. Электронный образовательный ресурс «Самостоятельная работа студентов»: свидетельство о регистрации ресурса № 20418 / Мартишина Н.В., Еремкина О.В.; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Дата регистрации 21.10.2014. – Объем 196 Мб (200704 Кб).
3.3.1. Контрольные работы/рефераты
Примерные темы контрольных работ
1. Сущность и значение социального управления.
2. Содержание управления.
3. Аспекты управления.
4. Содержание и механизм проявления законов управления.
5. Закономерности и принципы управления.
6. Методология управления.
7. Методы управления.
8. История и современное состояние управления.
9. Теория управления в системе научного знания.
10. Культура управления.
11. Понятие и содержание системы управления.
12. Целеполагание в управлении.
13. Цели, задачи и функции системы управления.
14. Организационная структура системы управления.
15. Содержание и технология процесса управления.
16. Информационное обеспечение управления.
17. Принятие управленческих решений.
18. Реализация управленческих решений.
19.Прогнозирование в управлении.
20.Методология и организация планирования.
21. Ресурсное обеспечение управления.
22. Мотивация в управлении.
23. Координация и организация взаимодействия.
24. Контроль в управлении.
25. Информационные технологии в управлении.
26. Оценка эффективности управления.
27. Исследование систем управления.
28. Управление в современной России.
29. Проектирование систем управления.
30. Техника управления.
Рекомендации по выполнению контрольной работы
В подготовке контрольной работы можно выделить несколько этапов:
1 – определение темы работы;
2 – составление плана;
3 – подбор и изучение литературы, нормативных актов по избранной теме;
4 – непосредственное написание контрольной работы;
5 – оформление работы и представление ее на кафедру для проверки.
Тема контрольной работы выбирается студентом из предложенного списка или предлагается иная и согласовывается с преподавателем.
Контрольная работа предполагает углублённое изучение проблем учебной дисциплины. В процессе написания работы студент должен проявить умение обобщать и анализировать изученный материал.
При составлении плана необходимо изложить вопросы так, чтобы достаточно полно раскрыть тему, как правило, это два-три вопроса. Написание контрольной работы можно подразделить на несколько этапов. Прежде всего, необходимо чётко представить содержание темы контрольной работы, определить её место и значение в изучаемом курсе. Для этого целесообразно начать работу с изучения подобранной литературы. Список литературы должен быть достаточно полным и включать имеющие отношение к теме монографии, учебные пособия, учебники, статьи в журналах, действующие нормативно-правовые акты.
Контрольная работа выполняется в печатной форме, при этом текст размещается на одной странице.
Объём работы должен составлять не более 10 страниц машинописного текста, включая титульный лист, план и список литературы.
На титульном листе указывается название образовательного учреждения, кафедры, темы, фамилия и инициалы студента, номер учебной группы, должность, учёная степень и звание, фамилия и инициалы преподавателя.
На второй странице размещается план контрольной работы. Далее следует текст, разбитый на вопросы. Освещение каждого вопроса должно начинаться с обозначения его порядкового номера и названия в соответствии с планом работы.
Сокращения слов не допустимо, за исключением общепринятых. В тексте все цитаты должны быть взяты в кавычки сопровождаться цифровыми сносками, в которых указывается цитируемый источник (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, название издательства, страницы). Сноски делаются или внизу страницы под чертой, отделяющей их от текста, или в квадратных скобках в тексте работы, с указанием порядкового номера источника из списка литературы и страницы цитаты.
На последних страницах работы указывается список используемой литературы и нормативных актов, которые должны быть расположены в хронологической последовательности с указанием наименования и даты издания.
В конце контрольной работы проставляется дата и подпись автора (студента).
Критерии оценки контрольной работы
Зачтено - качественное и полное раскрытие вопросов с использованием рекомендуемой литературы и дополнительных источников.
Незачтено - оцениваются контрольные работы, в которых обнаружено неверное изложение основных вопросов темы
Примерные темы рефератов
1.Значение науки управления для профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей.
2. Управленческие революции.
3. Функциональное разделение управленческого труда.
4.Степень разработанности и эффективности применения закономерностей и принципов управления.
5. Организации вчера, сегодня и завтра.
6. Методы искусства управления личностью и коллективом.
7. Исследование и проектирование систем управления.
8. Качество управленческих решений.
9. Технические средства управления, обработки и передачи информации.
10.Прогнозирование: виды и значение в управлении.
11. Коммуникационная политика организаций.
12.НОУТ, как средство повышени