IV. Решение задач и выражений делением.
1. Учащиеся выполняют задание 11 (с. 57 учебника, часть 2), в котором находят значения частных.
Первая скобка выполняется самостоятельно.
Для того чтобы найти значения выражений, написанных под второй скобкой, учащиеся предварительно выполняют схематический рисунок. Задание выполняется на доске с объяснением.
2. Решение задач.
– Прочитайте задачи в задании 12 (с. 57 учебника, часть 2).
– Чем похожи задачи?
– В чём их отличие?
– Выполните рисунок к первой задаче.
– Каким действием следует решать задачу?
– Запишите решение.
– Дайте ответ на вопрос задачи.
– Выполните рисунок ко второй задаче.
– Каким действием будете её решать?
– Запишите решение задачи.
– Сформулируйте и запишите ответ.
– Сравните оба решения.
V. Решение уравнений.
На доске записаны уравнения из задания 38 (с. 60 учебника, часть 2).
– Рассмотрите внимательно уравнения.
– Что хотите сказать?
– Вспомните, как найти неизвестное слагаемое; неизвестное вычитаемое; неизвестное уменьшаемое.
– Запишите уравнения следующим образом:
I в а р и а н т – уравнение, в котором неизвестное вычитаемое.
II в а р и а н т – уравнение с неизвестным слагаемым.
III в а р и а н т – уравнение, в котором нужно найти уменьшаемое.
– Решите уравнения. (По одному человеку от каждого варианта выполняют работу на закрытой доске.)
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Как называются линии, изображённые на полях с. 61 (учебник, часть 2).
– Что можно сказать о длине отрезков?
– Как проверить ваше мнение?
– Измерьте отрезки.
– Вы были правы?
– Начертите отрезок длиной 5 сантиметров.
– Ниже начертите отрезок на 2 сантиметра длиннее первого.
– Под ним начертите отрезок, который был бы на 4 сантиметра короче второго.
– Какова длина третьего отрезка?
– Рассмотрите фигуры, изображенные в задании 45 (с. 61 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Какие из этих треугольников имеют прямые углы?
– Назовите номера прямых углов.
– Найдите периметры треугольников: I в а р и а н т – розового; II в а р и а н т – голубого; III в а р и а н т – зелёного.
– Проверьте работу друг друга.
В заключение урока может быть выполнено задание на смекалку (с. 59 учебника, часть 2, поля) «Сколько квадратов?» или задание 50 (с. 61 учебника, часть 2).
VII. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Что повторили сегодня на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Что было легко?
– Оцените свою работу.
Домашнее задание:задание 15 (с. 57 учебника, часть 2), 32 (с. 60 учебника, часть 2).
У р о к 114. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Цель:проверить, как у учащихся сформировано умение заменять действие сложения действием умножения, сравнивать выражения, решать задачи умножением и делением, находить периметр прямоугольника.
Ход урока
Вариант I | Вариант II |
1. Выявите закономерность и продолжите ряды чисел: | |
2, 4, 6, … , … , … , …, 16 30, 27, 24, …, …, …, …, …, …, 3 | 5, 10, 15, …, …, …, …, 40 20, 18, 16, 14, …, …, …, …, …, 2 |
2. Замените сложение умножением и найдите значения выражений: | |
7 + 7 + 7 + 7 4 + 4 + 4 | 9 + 9 + 9 6 + 6 + 6 + 6 + 6 |
3. Сравните выражения: | |
48 · 2 * 2 · 48 7 · 3 * 5 · 7 | 14 · 5 * 5 · 14 8 · 2 * 4 · 8 |
4. Сделайте рисунки к задачам и решите их. | |
На каждой тарелке лежит по 6 яблок. Сколько яблок на трёх таких тарелках? | На двух клумбах распустились розы, по 8 роз на каждой. Сколько всего роз распустилось? |
10 конфет раздали пятерым детям. Сколько конфет получил каждый ребёнок? | 8 апельсинов разделили поровну между четырьмя детьми. Сколько апельсинов получил каждый ребёнок? |
5. Начертите прямоугольник и найдите его периметр, если: | |
· длины сторон прямоугольника равны 2 см и 4 см. | · длины сторон прямоугольника равны 3 см и 5 см. |
У р о к 115. СВЯЗЬ ДЕЙСТВИЙ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели:показать учащимся взаимосвязь между действиями умножения и деления; учить составлять примеры на деление, опираясь на соответствующий пример на умножение; продолжать работу над задачами и уравнениями; развивать навыки счёта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
90 90 90 90 90
100 100 100 100
III. Устный счет.
1. Ребусы.
3* + 4 = 42
*7 + * = 51
6* – * = *8
7* – 3 = 6*
2. Из суммы чисел 29 и 11 вычтите число 15.
К разности чисел 30 и 12 прибавьте число 8.
Прибавляйте к четырём по 4 до 40.
Вычитайте из 40 по 4 до нуля.
3. Задачи.
• В букете было 35 цветков: ромашки и васильки. На сколько больше было васильков, если ромашек было 15?
• В двух книгах 96 страниц. В одной из них 64 страницы. Сколько страниц во второй книге?
IV. Работа над ошибками.
Разбираются наиболее типичные ошибки, допущенные учащимися в проверочной работе.