У р о к 55. решение задач и уравнений

Цели:продолжать работу над составными задачами; отрабатывать умение учащихся решать составные задачи разными способами; продолжать формировать умение сравнивать выражения; учить отличать уравнения от других математических записей; познакомить с оформлением решения уравнения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

11 11 11 11 11

22 22 22 22 22

III. Устный счёт.

1. Какое число пропущено?

ÿ + ÿ = ÿ + ÿ

ÿ – ÿ = ÿ – ÿ

ÿ + ÿ > ÿ + ÿ

ÿ – ÿ < ÿ – ÿ

Вставьте в «окошки» числа 5, 6, 8, 9 таким образом, чтобы равенства и неравенства были верными.

2. Найдите значения выражений:

b + 20 14 + b 80 – b b – 9

при b = 70

b = 23

b = 11

3. Задание 4 (с. 70 учебника, часть 1).

IV. Работа над задачами.

Фронтально разбирается задача 3 (1) (с. 70 учебника, часть 1).

– Прочитайте текст.

– Является ли он задачей?

– Что в задаче известно?

– О чём спрашивается?

– Как запишем задачу кратко?

– Как по-разному можно решить задачу?

[I. Сначала узнать, сколько ткани портниха потратила на костюм и платье, а затем полученное число вычесть из количества имеющейся у портнихи ткани.

15 – (5 + 4) = 6.

II. Сначала узнаем, сколько ткани осталось у портнихи, после того как она сшила костюм, а затем из полученного числа вычтем количество ткани, израсходованной на платье.

(15 – 5) – 4 = 6.

III. Сначала узнаем, сколько ткани осталось у портнихи, после того как она сшила платье, а затем из полученного числа вычтем количество ткани, израсходованной на костюм.

(15 – 4) – 5 = 6)]

Затем дети по аналогии с рассмотренной задачей самостоятельно решают задачу 3 (2) с последующей фронтальной проверкой.

у р о к 55. решение задач и уравнений - student2.ru

V. Решение уравнений.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть записи на доске и найти среди них уравнения.

30 + х > 40

80 – х

45 – 5 = 40

38 – 8 < 50

60 + х = 90

х – 8 = 10

– Докажите, что вы правы.

– Чем являются остальные записи? (Неравенство, разность, равенство, неравенство.)

– Запишите первое уравнение в ваши тетради.

– Чем является неизвестное число? (Слагаемым.)

– Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

60 + х = 90

х = 90 – 60

Найдите значение х.

Далее следует продолжение записи:

х = 30

Чтобы проверить, правильно ли мы нашли корень уравнения, следует сделать проверку, для этого вместо х подставить найденное число:

60 + 30 = 90

90 = 90

Аналогично разбирается второе уравнение, в котором ученики находят неизвестное уменьшаемое.

Запись в тетрадях и на доске (у доски работает учитель):

х – 8 = 10

х = 10 + 8

х = 18

18 – 8 = 10

10 = 10

После этой работы устно может быть выполнено задание 2 (с. 70 учебника, часть 1). В этом задании ученики могут найти корни уравнений подбором.

VI. Работа с геометрическим материалом.

В заключение урока учащиеся выполняют задание 7 (с. 70 учебника, часть 1), в котором сравнивают длины изображённых на чертеже ломаных линий.

VII. Итог урока.

– Что узнали сегодня на уроке?

– Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

– Как вы думаете, почему?

– Как вы сегодня работали?

У р о к 56. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И УРАВНЕНИЙ

Цели:формировать умение учащихся решать уравнения, правильно оформлять запись при решении уравнения; закреплять умение решать задачи изученных видов и составлять задачи по их краткой записи; продолжать формировать умение чертить отрезки заданной длины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

33 33 33 33 33

44 44 44 44 44

III. Устный счёт.

1. Определите закономерность и продолжите ряды чисел:

11, 15, 20, 24, 29, 33, ... , ... , ... , ... , ... , 60.

12, 11, 13, 12, 14, 13, 15, ... , ... , ... , 17.

(11, 15, 20, 24, 29, 33, 38, 42, 47, 51, 56, 60.

12, 11, 13, 12, 14, 13, 15, 14, 16, 15, 17.)

2. Задание 1 (с. 71 учебника, часть 1).

IV. Решение уравнений.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть задание 5 (с. 71 учебника, часть 1).

– Что хотите сказать?

– На сколько групп можно разделить все записанные уравнения? (На три.)

– Какие это группы? (1 – уравнения, в которых неизвестное – одно из слагаемых; 2 – уравнения, где неизвестным является уменьшаемое; 3 – уравнения, в которых нужно найти неизвестное вычитаемое.)

– Путём подбора найдите те уравнения, корень которых будет равен десяти.

Далее подробно рассматриваются уравнения, в которых неизвестным является вычитаемое.

Н а п р и м е р:

47 – у = 40

у = 47 – 40

у = 7

47 – 7 = 40

40 = 40

у р о к 55. решение задач и уравнений - student2.ru

V. Работа над задачами.

Устно решаются задачи 2, 3 (с. 71 учебника, часть 1). При работе над этими задачами можно использовать сигнальные карточки.

Затем ученики составляют задачи по их краткой записи (задание 4, с. 71 учебника, часть 1).

Н а п р и м е р:

· Купили 20 тетрадей, 9 из них израсходовали. Сколько тетрадей осталось?

· После того как дети израсходовали 9 тетрадей, у них осталось 11 тетрадей. Сколько тетрадей купили детям?

– Что заметили? (Данные задачи являются обратными.)

– Проверим справедливость вашего мнения, решив задачи.

Учащиеся решают задачи самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

– Вы были правы?

– Составьте ещё одну обратную задачу. (Купили 20 тетрадей. После того как несколько тетрадей израсходовали, осталось 11 тетрадей. Сколько тетрадей израсходовали?)

– Запишите задачу кратко и решите её.

– Проверьте работу друг друга.

Наши рекомендации