У р о к 22. ломаная линия. длина ломаной
Цели: познакомить учащихся с тем, как измеряется длина ломаной линии; продолжать работу над задачами и выражениями изученных видов; закреплять умение учащихся сравнивать именованные числа; развивать внимание, наблюдательность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
10 10 10 10 10
III. Устный счет.
1. Какое число пропущено?
2. Вставьте пропущенные знаки арифметических действий:
18 * 8 * 5 = 15 20 * 1 = 19
36 * 30 * 6 = 10 16 * 1 = 17
3. Решите круговые примеры:
6 + 6 7 + 4 14 – 5 13 – 7 8 + 6 9 + 4 11 – 3 12 – 5
Решение:
6 + 6 = 12
12 – 5 = 7
7 + 4 = 11
11 – 3 =8
8 + 6 = 14
14 – 5 = 9
9 + 4 = 13
13 – 7 = 6
6 + 6 = 12
IV. Работа с геометрическим материалом.
Н а д о с к е:
– Назовите фигуры, изображенные на доске. (Отрезок, прямая, кривая, ломаная, ломаная.)
– Сколько звеньев в ломаной под номером 4? (Четыре.)
– Сколько звеньев в ломаной под номером 5? (Три.)
– Сколько звеньев в ломаной, изображенной в учебнике на рисунке (задание 2, с. 28, часть 1)? (Три.)
–Измерьте каждое звено ломаной. (5 см, 3 см, 3 см.)
–Найдите сумму длин всех звеньев ломаной. (11 см.)
–Этодлина ломаной линии.
– Начертите в тетрадях ломаную линию, длина которой равна 11 см.
– Найти длину ломаной линии можно и другим способом: при помощи циркуля.
Учитель показывает ученикам, как с помощью циркуля можно определить длину ломаной, а затем учащиеся упражняются в измерении длин различных ломаных линий двумя способами.
Рассматривая ломаные, изображённые на полях учебника (с. 28, часть 1), ученики повторяют понятия «замкнутая ломаная», «незамкнутая ломаная».
Далее учитель просит детей измерить отрезки, данные на полях страницы 27 (учебник, часть 1), и, используя их, построить ломаную линию, а затем узнать её длину.
V. Сравнение именованных чисел.
На данном этапе урока учащиеся закрепляют умение сравнивать именованные числа. С этой целью учитель может использовать задание 10 (с. 29 учебника, часть 1) или другое аналогичное задание.
Прежде чем приступить к работе, дети повторяют, сколько миллиметров содержится в 1 сантиметре, сколько сантиметров содержится в 1 дециметре и т. д.
Задание может выполняться с комментированием или самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
VI. Работа над задачами.
Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать задачи в задании 4 (с. 29 учебника, часть 1).
– Что заметили? (В задачах недостаёт вопросов и данных чисел. В первой задаче имеются все данные числа, однако о высоте клёна не сказано, выше или ниже он берёзы.)
Далее учащиеся добавляют в задачи необходимые сведения и решают их устно.
Затем идёт работа над задачами 6, 7 (с. 29 учебника, часть 1).
К задаче 6 ученики под руководством учителя составляют краткую запись, после чего рассматривается несколько способов решения данной задачи.
Прошло – 2 ск. п. и 6 т. п.
Остановилось – 3 п.
Прошло без остановки – ?
I. 1) 6 + 2 = 8 (п.) прошло.
2) 8 – 3 = 5 (п.) не остановилось.
II. 1) 6 – 3 = 3 (т. п.) не остановилось.
2) 3 + 2 = 5 (п.) не остановилось всего.
О т в е т: без остановки прошло 5 поездов.
К задаче 7, так же как и к предыдущей задаче, под руководством учителя составляется краткая запись, а затем дети самостоятельно решают её с последующей фронтальной проверкой.