IV. Сравнение числа и числового выражения.
Сравнение именованных чисел.
На доске записано задание 4 (с. 24 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать?
– Найдите верные неравенства и запишите их в тетрадь.
(12 – 7 < 8 12 > 5 + 6 3 см > 29 мм)
V. Работа над задачами.
Ученики читают текст задачи 1 (с. 24 учебника, часть 1) самостоятельно.
– Является ли прочитанный вами текст задачей?
– Докажите.
– Сопоставьте текст задачи с её краткой записью и чертежом-схемой?
– О чем говорится в условии задачи? (На стоянке было несколько машин, 3 машины уехали, осталось 6 машин.)
– Как это записано кратко?
– Как то же самое показано на чертеже-схеме?
– О чем спрашивается в задаче? (Сколько машин было?)
– Как это записать кратко?
– Как вопрос задачи показать на схеме?
– Чем удобна краткая запись?
– А чем удобна схема?
– Запишите решение и ответ задачи.
– Проверьте работу друг друга.
– Прочитайте задачу 2 (с. 24 учебника, часть 1).
– Найдите и прочитайте только условие задачи.
– О чём в задаче спрашивается?
– Выделите главные (ключевые) слова для краткой записи. (Было, продал, осталось.)
– Самостоятельно запишите задачу кратко. (Один ученик выполняет работу на доске.)
– Проверьте вашу работу и работу, выполненную на доске.
Было – ?
Продал – 4 ящ.
Осталось – 7 ящ.
– Как эту же задачу записать при помощи чертежа-схемы?
Учитель выполняет работу на доске, дети – в тетрадях.
– Запишите самостоятельно решение и ответ задачи. (Проверка проводится фронтально.)
Следующую задачу 3 (с. 24 учебника, часть 1) дети могут разобрать в группах.
Учитель может предложить учащимся выполнить одну из записей задач: кратко или чертежом-схемой (по выбору учеников, также дети могут сделать обе записи).
Проверяется запись и решение задачи фронтально (по одному представителю каждой группы записывают результат работы своей группы на доске).
VI. Работа с геометрическим материалом.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть геометрические фигуры, изображённые на полях с. 24 учебника (часть 1).
– Что хотите сказать?
– На какие группы можно разделить все фигуры? (Замкнутые и незамкнутые линии.)
– Назовите незамкнутые линии. (Отрезок, ломаная, кривая.)
– Какие фигуры следует отнести к другой группе? (Четырёхугольник (трапеция), шестиугольник.)
– Начертите в тетрадях отрезок длиной 5 сантиметров.
– Ниже начертите отрезок на 10 миллиметров короче предыдущего.
– Какова длина второго отрезка? (4 сантиметра.)
В заключение урока дети решают задачу на смекалку (с. 24 учебника, часть 1).
VII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Всё ли вам было понятно?
– Какая работа была для вас самой интересной?
– Что бы вам хотелось выполнить ещё?
У р о к 19. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели: развивать вычислительные навыки учащихся, умение решать задачи изученных видов; продолжать формировать умение записывать условие и вопрос задачи двумя способами: краткой записью и чертежом-схемой; отрабатывать умение преобразовывать величины, чертить отрезки заданной длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
8 8 8 8 8 8
15 15 15 15 15 15
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Какое число и какой знак пропущены?
3. Выявите закономерность и продолжите ряд двузначных чисел.
(Решение: 98, 87, 76, 65, 54, 43, 32, 21, 10.)
IV. Решение выражений.
На доске записано задание 4 (с. 25 учебника, часть 1).
– Рассмотрите внимательно запись на доске.
– Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить? (Вместо звёздочек вставить знаки «+» или « –».)
Далее ученики, рассуждая, выполняют задание.
После этой работы им также может быть предложено задание 5 (с. 25 учебника, часть 1).
Задание может выполняться детьми в парах или группах. Каждой группе (паре) может быть предложен как весь номер, так и какая-то его часть (к примеру, один столбик).
Проверить задание можно фронтально или индивидуально, по мере выполнения работы каждой группой.
(Решение:
6 + 6 – 1 46 – 6 + 4 60 + 6 – 1
5 + 5 – 1 55 – 5 + 5 50 + 5 – 1
4 + 4 – 1 64 – 4 + 6 40 + 4 – 1
3 + 3 – 1 73 – 3 + 7 30 + 3 – 1
2 + 2 – 1 82 – 2 + 8 20 + 2 – 1
1 + 1 – 1 91 – 1 + 9 10 + 1 – 1).
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст задачи 1 (с. 25 учебника, часть 1), соотносят его с краткой записью и чертежом-схемой, данными в учебнике.
– Объясните, как составлена краткая запись.
– Объясните, как составлена схема.
– Решите задачу, опираясь на краткую запись или схему.
(Один учащийся выполняет работу на доске.)
– Проверьте выполненную вами работу.
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
– Прочитайте текст задачи 2 (с. 25 учебника, часть 1).
– Что в задаче известно?
– Каков вопрос задачи?
– Назовите данные и искомое числа.
– Запишем задачу кратко.
Было – ?
Подарила – 2 з.
Осталось – 5 з.
– Каким действием нужно решать задачу?
– Почему сложением? Ведь Таня подарила значки. (Потому что находим большее число, то, что было.)
– Рассмотрите чертежи-схемы, приведённые ниже.
– Какой из них соответствует прочитанной вами задаче? (Данной задаче соответствует первый чертёж-схема.)
– Почему вы так считаете?
– Составьте задачу по второй схеме. (У Тани было 7 значков. 2 значка она подарила подруге. Сколько значков осталось у Тани?)