Треугольник на картине Л. Крюкова и треугольник в пространстве Лобачевского
Ордена на картине
Лобачевский, согласно его формулярному списку, был награжден следующими орденами:
1823 – Св. Владимира 4-й ст.
1833 – Св. Станислава 3-й ст.
1836 – Св. Анны 2-й ст. («Анна на шее»)
1840 – Св. Анны 2-й ст. с имп. короной
1842 – Св. Владимира 3-й ст.
1844 – Св. Станислава 1-й ст.
1852 – Св. Анны 1-й ст.
См.: Формулярный список о службе помощника попечителя Казанского учебного округа, действительного статского советника Лобачевского // Материалы для биографии Лобачевского. М.; Л. 1948. С. 553-561.
На картине мы видим следующие награды, полученные Лобачевским :
1. Орден Св. Владимира 4-й ст.
2. Орден Св. Анны 2-й ст. с имп. короной
3. Орден Св. Станислава 1-й степени, полученный Лобачевским в 1844 году.
Картина обычно датируется рубежом 1839-40-гг. и прписывается художнику Л. Крюкову. (См.:Дульский П.М. Строитель Казанского университета великий русский математик Н.И. Лобачевский и его иконография // Каган В.Ф. Лобачевский. М.;Л. 1948. С. 485).
Но на картине мы видим орден Св. Станислава 1-й степени, который Лобачевский получил в 1844 году. Художник Л. Крюков скончался в мае 1843 году. (См.:Дульский П. Лев Крюков. (Материалы к истории миниатюры в России).Казань, 1923. С. 32).
Получается несоответствие. Правда, по словам Н.Н. Лобачевского, сына Н.И. Лобачевского, «портрет, висевший в голубой зале Казанского университета, был снят с портрета, писанного в Казани Крюковым, когда отец был еще лет около 40, а звезда пририсована впоследствии». (Воспоминания Н. Н. Лобачевского // Материалы для биографии Лобачевского. М.;Л. 1948. С. 597).
Таким образом, остается лишь предпологать, что речь идет именно об ордене Св. Станислава, который был пририсован позднее, уже после смерти художника. Но сын Лобачевского говорит о копии, снятой с оригинала. В данном случае мотив пририсовки ордена понятен – портрет в «голубой зале» должен был отражать наградную историю изображаемого. Но можно ли утверждать ту же версию в отношении оригинала, являвшегося собственностью семьи Лобачевского? Был ли особый смысл там пририсовывать орден? Тот же Н.Н. Лобачевский сообщал, что оригинал портрета был сделан когда его отцу было «не более 43-44 лет», а ему было «лет 9-10». (Воспоминания Н. Н. Лобачевского // Материалы для биографии Лобачевского. М.;Л. 1948. С. 596) . Н.Н. Лобачевский родился в 1835 году. Но тогда получается, что 9-10 лет ему было в 1844-1845 гг. К этому времени Крюкова уже не было в живых. Опять несоответствие. Если же ориентироваться на слова о том, что Н.И. Лобачевскому в момент написания картины было «не более 43-44», то тогда, учитывая год рождения Лобачевского, – 1792, это время приходится на сер. 30-хх гг, когда Николай Николаевич только еще родился. Но тогда он не мог помнить того момента, когда писался портрет, как он о том говорит. Поэтому с датировкой написания картины все совсем не ясно. Остается открытым, на наш взгляд, и вопрос о том, кто был автором картины. Заметим, что авторство Крюкова ставил под сомнение и П. Корнилов, автор специальной работы, посвященной иконографии Лобачевского. (П. Корнилов Портреты Н.И. Лобачевского (опыт иконографии) // Н.И. Лобачевский в Казани». Казань, 1926. С. 6).
К тому же, Крюков писал в основном миниатюры и по стилю данный портрет вряд ли принадлежит его кисти. Если сравнивать известные работы Л. Крюкова с данной композицией, даже неопытный глаз заметит, что по стилю и содержанию они сильно отличаются.
Если Л. Крюков не является автором данного портрета, то мы на настоящий момент даже не можем и предположить, кто же на самом деле им был. Не знаем мы и приблизительную датировку ее написания. Назовем это еще одной загадкой Лобачевского.
Как уже было сказано, рассматриваемый портрет, приписываемый Л. Крюкову, послужил основой для многих портретов Лобачевского, находящихся в Музее истории КФУ, Актовом зале КФУ, Научной библиотеки КФУ и др. Данный портрет, приписываемый Крюкову, воспроизведен во многих изданиях о Лобачевском.
Он также послужил прототипом изображений Лобачевского в гравюрном искусстве, графике, филателии и т.д.