Построение структурных схем динамических систем
Как уже было отмечено ранее, построение структурных схем динамических систем, в том числе и систем автоматического управления, выполняется по технологии Drag and Drop (перетащи и оставь). Для того чтобы расположить тот иной блок в окне модели, необходимо открыть соответствующий раздел библиотеки, подвести курсор к требуемому блоку и, нажав левую кнопку мыши, перетащить блок (не отпуская кнопку) в окно модели.
Рассмотрим основные операции, которые выполняются при построении структурных схем сложных динамических систем.
Выделение объектов
При создании и редактировании S–моделей нужно выполнять такие операции, как копирование или удаление блоков и линий. Для этого предварительно необходимо выделить один или несколько блоков и линий (объектов).
Чтобы выделить отдельный объект, нужно щелкнуть на нем мышью один раз. В результате по углам выделенного блока или в начале и конце линии появятся маленькие черные метки. При этом все другие ранее выделенные объекты станут невыделенными. Если щелкнуть на объекте второй раз, он станет невыделенным.
Выделение нескольких объектов по одному осуществляется следующим образом. Необходимо нажать клавишу [Shift] и, удерживая ее нажатой, выполнить щелчки на каждом выделяемом объекте. Затем клавишу [Shift] отпустить.
Группу объектов можно выделить также с помощью рамки. Для этого необходимо установить курсор в точку, которая будет являться начальной точкой рамки, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить мышь в направлении диагонали прямоугольника. В результате на экране появится прямоугольная рамка и, когда вы отпустите кнопку мыши, все объекты и линии, охваченные рамкой, будут выделены.
Если требуется выделить всю модель, т.е. все объекты в активном окне блок–схемы, то для этого следует воспользоваться командой Select All (Выбрать все) из меню Edit (Правка) или комбинацией клавиш [Ctrl+A].
Операции с блоками
Копирование блоков из одного окна в другое
Можно копировать блоки из библиотеки или другой модели в текущую модель. Для этого достаточно открыть нужную библиотеку или окно модели–прототипа и перетащить мышью нужный блок в окно создаваемой (редактируемой) модели.
Блоки можно копировать и при помощи команд меню. Для этого в окне библиотеки или модели нужно выделить блок/блоки, подлежащие копированию. В менюEdit (Правка) окна модели выбрать командуCopy(Копировать) и в окне модели, в которое нужно скопировать блок, выбрать командуPaste (Вставить) из менюEdit (Правка).
Каждому скопированному блоку Simulink присваивает имя. Первый скопированный блок будет иметь то же имя, что и блок в библиотеке. Каждый следующий блок того же типа будет иметь такое же имя с добавлением порядкового номера. Пользователь может переименовать блок (см. далее). При копировании блок получает те же значения настраиваемых параметров, что и блок–оригинал.
Перестановка блоков в модели
Перестановка блока внутри модели осуществляется путем перетаскивания его мышью. При этом Simulink автоматически перерисовывает линии, связывающие этот блок с другими блоками
Чтобы переставить несколько блоков вместе с соединительными линиями и с сохранением относительных расстояний, необходимо выделить блоки и перетащить мышью один из них. Все другие выделенные блоки также займут новые места.
Копирование блоков одной модели
Копирование блоков одной модели можно выполнить двумя способами:
1. Перетащить блок в нужное положение, удерживая при этом клавишу [Ctrl].
2. Перетащить блок, удерживая нажатой правую кнопку мыши.
Установка параметров блока
Функции, которые выполняет блок, зависят от значений параметров блока. Установка этих значений осуществляется в окне настройки блока, которое вызывается после двойного щелчка на изображение блока в блок–схеме. При вводе числового значения параметра используется десятичный разделитель в виде точки, а не запятая.
Удаление блоков
Для удаления ненужных блоков из структурной схемы достаточно выделить эти блоки и нажать клавишу [Del] или [Backspace]. Можно также вызвать командуClear (Очистить) илиCut (Вырезать) из менюEdit (Правка) окна блок–схемы. Если использована командаCut, то в дальнейшем удаленные блоки можно скопировать в модель при помощи командыPaste (Вставить) того же меню.
Отсоединение блока
Чтобы отсоединить блок от линий, достаточно нажать клавишу [Shift] и, не отпуская ее, перетащить блок в другое место.