V111. расчет рулевого устройства
При расчете рулевого устройства определяют:
а) момент на баллере рабочего органа рулевого устройства mб;
б) нормальную составляющую гидродинамических сил Рп
в) боковую составляющую гидродинамических сил — подъемную силу Рy
Рис. 1-VIII. К расчету рулей:
а—передний ход; б—задний ход
г) продольную составляющую гидродинамических сил — силу лобового сопротивления Рx.
Момент на баллере mб, необходимо знать для выбора мощности рулевой машины и расчета прочности ее элементов, силу Рц — для определения размеров баллера, силу Ру для определения величины усилий, возникающих в элементах счала толкаемого состава.
Руль, отклоненный от прямого положения (рис. 1-VIII) *, движется под углом атаки к в потоке воды со скоростью и,.. При этом на руле возникает гидродинамическая сила Р, которая может быть разложена на подъемную (поперечную) силу Ру и силу лобового сопротивления Рx.
Значения сил Ру и Рx определяют по формулам аэрогидромеханики:
(1-VIII)
(2-VIII)
Рис. 2-VIII. Кривые безразмерных гидродинамических коэффициентов: а, б-Сх, в, г-СN
где Су и Сx — безразмерные коэффициенты;
F—площадь пера руля;
р — массовая плотность пресной воды, равная 102,4 кг-сек? 1м11;
vr — скорость руля относительно набегающего потока
в' м/сек.
Силу Р (см. рис. 1-VIII) заменяем нормальной силой Рц, направленной перпендикулярно к хорде пера руля, и касательной Т, направленной вдоль хорды. Согласно рис. 1-VIII
(3-VIII)
а коэффициент нормальной силы См оавен
(4-VIII)
Точка приложения нормальной силы P,v называется центром давления и находится на расстоянии xd от передней кромки руля
(5-VIII)
Отсюда момент силы Рц относительно передней кромки руля будет равен
или
(6-VIII)
где b—длина руля;
СD и Сm, — коэффициенты, связанные .зависимостью
(7-VIII)
Значения безразмерных гидродинамических коэффициентов Сх; Су; СN',СD, Сm„ приведены на графиках рис. 2-VIII.
Наибольшее влияние на величину безразмерных гидродинамических коэффициентов оказывают угол атаки «, относительное удлинение пера руля (рис. 3-VIII)
и относительная толщина руля
При установке нескольких параллельно расположенных рулей их гидродинамические характеристики остаются такими же, как и у одиночного руля, при равной площади, если расстояние между ними более длины пера руля.
Горизонтальные пластины (шайбы), привариваемые к верхнему и нижнему торцам пера руля, увеличивают коэффициенты Су и Сn на 20—30%.
В соответствии с рис. 1-VIII момент на баллере на переднем ходу
(8-VIII)
Момент на баллере на заднем ходу
(9-VIII)
Рис. З-VIII. Схема подвесного руля обтекаемого профиля
Принимая ряд допущений, значение v, можно определить по формулам:
для рулей, расположенных за винтами без насадок,
(10-VIII)
для рулей, расположенных за «винтами в направляющих насадках,
(11-VIII)
где v — скорость судна в м/сек;
yp — коэффициент попутного потока в районе рулей. Для ориентировочных расчетов его принимают, как и при расчете гребных винтов:
для винтов без насадок
для винтов с направляющими насадками
c. — коэффициент, зависящий от удаления х передней кромки руля от диска винта, может быть в первом приближении принят равным
обычно принимают c = 1,88;
sр — коэффициент нагрузки движителей по полезному упору
причем Z (v) — тяга на гаке при скорости v;
R (v) — сопротивление воды движению корпуса самоходного судна в кГ;
D — диаметр винта в м;
г — число винтов;
Vg — скорость, исправленная на попутный поток,
р—массовая плотность воды, равная 102,4 кг-сек^/м'1;
b — коэффициент расширения насадки.
Скорость судна при заднем ходе принимается равной 2/ 3 скорости при переднем ходе
Площадь пера руля определяется по данным однотипных судов, управляемость которых признана хорошей.
В практических расчетах принимают эмпирические выражения
(12-VIII)
где F — площадь пера руля в м2;
L и Т — соответственно длина и осадка судна в м;
m — коэффициент, в среднем для речных судов изменяющийся в пределах: для грузовых и грузо-пассажирских су-лов — 0.06—0,08, для толкачей — 0,20—0,24.
Значительного снижения момента на баллере, а следовательно и мощности рулевой машины, можно добиться, выбирая надлежащие значения коэффициента компенсации,
(13-VIII)
где fb — площадь балансирной части руля;
'F — площадь пера руля;
Кк находится в пределах 0,15—0,30.
Для правильного выбора положения оси баллера, а следовательно и коэффициента компенсации К.к, необходимо построить график зависимости моментов на баллере от угла перекладки руля для переднего и заднего ходов (рис. 4-VIII). Следует достичь такого положения, чтобы
тогда выбранная мощность рулевой машины будет оптимальной. Расчет мощности рулевой машины — см. § 4-VIII.
Рис. 4-VIII. График зависимости моментов на балле-ре от угла перекладки а°
§ 2-VIII. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПОВОРОТНОЙ НАСАДКИ СО СТАБИЛИЗАТОРОМ [4]