Проблема типографского характера
До наступления нового века все печатные издания были очень похожи друг на друга. Это объяснялось тем, что когда текст подготавливался для печатания, печатники пользовались отлитыми в литейных формах металлическими символами. В печатающем устройстве могло вместиться только определенное число наборов шрифта, и они должны были равномерно расположиться в строке. Главным исключением были нарисованные вручную знаки и афиши.
Сегодня, благодаря компьютеризированному
типографскому набору, у нас есть огромное количество
шрифтов, из которого мы можем сделать свой выбор.
Графики-дизайнеры могут выразить себя еще больше,
деформируя, изгибая или каким-либо другим образом
искажая типогарнитуры шрифтов. Это заставляет
печатную страницу иметь более художественный, но менее удобочитаемый вид, особенно для дислектиков, которые добавляют свои собственные искажения каждый раз, когда им попадается слово или символ, приводящий их в состояние дезориентации.
Это справедливо даже для словарей, которыми пользуются школьники. Например, вот начало трех словарных статей из английского словаря "молодых людей". Как вы думаете, что они обозначают?
Ill
I'll
III.
Вот полное содержание статей:
Проблемы с чтением
IIIримская цифра 3
I'llформа будущего времени для 1 л. ед. ч.
III.сокращение для названия штата Иллинойс
Обратите внимание на то, что вы в самом деле не можете отличить сокращение для штата Иллинойс от римской цифры "три", поскольку и в том, и в другом случае в конце обычно ставится точка. Точно так же нельзя отличить заглавную букву "I" от прописного варианта буквы "L".
Вот несколько примеров различных гарнитур для русского алфавита. В порядке эксперимента попробуйте перевернуть эту книгу вверх ногами или поднесите ее к зеркалу и посмотрите, в каком случае будет сложнее читать. Вероятно, вы увидите, что гарнитуры, которые вызвали у вас больше всего трудностей, являются самыми необычными или такими, у которых имеются наиболее сложные декоративные элементы. Это шрифты, представляющие наибольшую трудность для дислектиков.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Яюэьыъщшчцхфутсрпонмлкйизжёедгвба
яюэъыъщшчщрутсрпонлшфизщеЪгвба 1234567890
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
яюэьыъщшчцхфутсрпонмлкйизжёедгвба 1234567890
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУ$ХЦЧШЩЪЬ1ЬЭЮЯ
яюэьмъщшчцхфутсрпонмлкйизжёедгвба * 1234567890
Что такое дислексия на самом деле
АББГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТуФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ЯЮЭЬЫЪЩШЧцхфутсрпонмлкйизжёедгвба 1234567890
абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя
яюэьыъщшчцхфутсрпонмлкйизжёедгвба 1234567890
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ яюэьыъщшчцхфутсрпонмлкй изжёедгвба 1234567890
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Яюэьыъщшчцхфутсрпон мл кй изжёедгвба 1234567890
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ яюэьыъщшчцхфутсрпонмлкйизжёедгвба 1234567890
Алфавитные препятствия
Наш алфавит не является точным с фонетической точки зрения. Для того, чтобы представить все возможные звуки речи, ему бы потребовалось сорок четыре символа. Например, в английском алфавите содержится двадцать шесть символов, в русском - тридцать три. В некоторых языках алфавит состоит из пятидесяти символов или больше. Это исключает необходимость в некоторых символах или комбинациях символов для представления пяти разных звуков, как это делается в английском языке. Если вы будете читать вслух на некоторых языках и просто фонетически произносить буквы, вы будете правильно говорить каждое слово, не задумываясь над тем, какие звуки вы должны произносить.
Даже в других языках, использующих такие же символы, как в английском (например, в испанском, французском и португальском языках), щедро расставляются надбуквенные (диакритические) знаки над такими буквами,
Проблемы с чтением
как, например, а и е, чтобы помочь людям правильно произносить их. Испанцы настолько вежливы, что предупреждают нас о содержащемся в предложении вопросе, ставя перевернутый вверх ногами вопросительный знак в начале предложения.
Естественно, что дислексия является всемирным явлением, по крайней мере, она существует повсюду, где языки состоят из звуковых символов. Возможным исключением могут быть языки, в которых используются пиктограммы, например, китайский язык. Различия в культуре и методах обучения сделали бы трудным определение того, как именно влияют разные языки на процесс обучения. Но здравый смысл говорит мне, что английский язык со всеми своими многочисленными непоследовательностями является для дислектиков одним из наиболее трудных языков с точки зрения произношения и орфографии.
Учитель мог бы помочь своим ученикам, если бы он объяснил, что наш язык представляет собой довольно беспорядочную систему с таким большим количеством вариантов и исключений из правил, что правила часто не работают совсем.
Чтение не является единственной сферой, в которой проявляются симптомы дислексии. Поскольку дислектики обычно реагируют на спутанность сознания переходом в состояние дезориентации, то каждый раз, когда мы обнаруживаем символы - произнесенные или написанные - мы можем обнаружить симптомы. Чаще всего это касается орфографии, математики, почерка, дефицита внимания и гиперактивности.
ГЛАВА 7
Проблемы с орфографией
Имеющиеся у дислектиков проблемы с орфографией в большинстве своем являются результатом дезориентации. При возникновении состояния дезориентации человек получает несколько изображений слова. Оно представляется не только спереди, сзади и вверх ногами в обоих вариантах -оно разделяется на части, а потом эти части складываются во всех возможных комбинациях. Существует по крайней мере сорок различных вариантов слов, состоящих из трех букв, как, например, слово "кот", и только шесть из них являются "логическими" версиями, в которых буквы представлены в своей правильной конфигурации (см. рисунок на с. 88).
Конечно, эти варианты включают только перестановку букв в двухмерном представлении. Дислектики часто видят буквы в трехмерном представлении, как если бы они плавали в пространстве. Это создает бесконечное число различных образов. Одна маленькая девочка сказала, что буквы уползли
Проблемы с орфографией
со страницы и спрятались в ковре.
Правила не работают
Обучение учеников правилам орфографии -это процесс, который приносит только расстройство, потому что правила имеют очень много исключений. Например, в английском языке каждое шестое слово не подчиняется фонетическим правилам. Если вы учите правилам дислектика, прошедшего программу коррекции, его отметки за орфографию, фактически, могут снизиться. Это происходит потому, что когда идет проверка орфографии, ее целью обычно является выяснить, знает ли человек исключения из правил. Если он строго следует правилам, проверка приведет к катастрофе.
Когда восприятие станет точным, улучшится и орфография. "Освоение символов" (главы 31 и 33) и "Чтение по буквам" (глава 32) - это лучшие открытые мною методы обучения дислектиков тому, как узнавать и читать по буквам слова, которыми им надо будет пользоваться при чтении и письме в каждодневной жизни.
Написанное слово не представляет собой ничего более, чем символ, состоящий из одного или нескольких символов алфавита. Соединенные вместе, символы указывают на то, как слово выглядит (на бумаге), как оно звучит (когда кто-нибудь его произносит), и что оно означает. Орфография - это одна из составляющих, определяющая внешний вид слова. Когда слово осваивается с помощью метода "Освоение символов", человек выучивает все три части и может в полной мере использовать это слово, когда он читает, говорит и думает.
Насколько это важно?
В нашей системе образования существует навязчивая
такое дислексия на самом деле
идея точной орфографии, как на конкурсе на лучшее вописание. Так было не всегда. В Англии времен
Елизаветы допускалось несколько вариантов правописания, при условии что, при этом люди понимали, как должно звучать слово. С годами способы правописания существенно изменились, как вы это можете увидеть, посмотрев на оригинал Декларации независимости США. Как вы думаете, как бы справился сегодня Томас Джефферсон на конкурсе на лучшее правописание?
Вместо того, чтобы превращать орфографию в борьбу, лучше просто указать на разницу между словом, которое написал ученик, и правильным его написанием (или написаниями) в словаре. В конце концов, прошедший программу коррекции дислектик по мере чтения слов сам определится с тем, как их надо правильно писать. При наличии улучшения важно не критиковать ученика и не вызывать у него отрицательных эмоций из-за того, что он делает ошибки.
Если ученик продолжает делать офографические ошибки, пытаясь писать слова так, как он их слышит, обвиняйте в этом нашу неточную фонетическую систему, а не ученика.
ГЛАВА 8
Проблемы с математикой
Не у всех дислектиков имеются проблемы с математикой. Когда же они есть, то это называется акалъкулия или дискалъкулия. Многие общие для дислектиков трудности с математикой являются результатом тех методов, которые применяются при попытках учить выполнять арифметические действия. Но у дислектика имеется лежащая в основе проблема, которая может сделать изучение математики трудным, если вообще возможным, делом.
Причины акалъкулии и дискалькулии можно непосредственно связать с искажениями ощущения времени, что является распространенным явлением среди детей с дислексией. Они возникают одновременно со зрительной И слуховой дезориентацией, а также с нарушениями ощущения равновесия и движения.