Способы постановки судна на якорь.
Постановка на носовой якорь (рис. 109, а) является наиболее распространенной. Выбрав место для постановки на якорь, вахтенный начальник убавляет ход (положение I) и дает распоряжение о подготовке якоря к отдаче. Обычно используют якорь с того борта, который будет обращен к оси судового хода (в данном случае левый. ) Судно постепенно уклоняется с судового хода
Таблица 10. Зависимость держащей силы якорей от характера данного грунта
Грунт | Число, показывающее, во сколько раз максимальная держащая сила превышает вес якоря | ||
Холла | Адмиралтейского | Матросова | |
Каменистый | 23, 8 | 8, 6 | 45, 3 |
Илистый | 5, 3 | 4, 8 | 23, 9 |
Песчаный | 7, 5 | 2, 3 | 51, 5 |
Рис. 109. Схема постановки судна на носовые якоря
(положение II), подает звуковой сигнал «Я намереваюсь остановиться» и, убавив ход до малого, приближается к месту отдачи якоря. При этом судно удерживают на курсе, безопасном для других, стоящих судов с учетом воздействия течения и ветра. В момент подхода к намеченному месту (положение III) гасят инерцию переднего хода.
Когда судно прекратит поступательное движение вперед относительно берега, работу движителей назад прекращают и отдают Якорь (положение IV). Под действием течения судно начинает движение назад, набивая якорную цепь. Для предупреждения сильного рывка в этом случае необходима кратковременная работа движителей на передний ход. Вытравив необходимую длину якорной цепи (положение V), надо наложить стопора и убедиться в том, что якорь хорошо забрал грунт и судно не дрейфует. Для этого замечают положение судна относительно каких-либо береговых ориентиров или относительно дна посредством наметки (футштока ) или ручного лота. Если корму судна разворачивает течением или ветром в нежелательную сторону, перекладывают рули. Только установив судно в нужном положении и убедившись в надежности его стоянки, можно считать, что постановка на якорь окончена.
Если при подходе к месту якорной стоянки судно следовало не против течения, а по течению, вначале делают оборот (несколько ниже места якорной стоянки), а затем выполняют все рассмотренные операции.
Постановка на два носовых якоря (рис. 109, 6) может быть осуществлена несколькими способами. Наиболее распространенным и безопасным является способ поочередной постановки. Выбрав место для отдачи правого и левого якорей, убавляют ход (положение I), и судно плавно отклоняется в сторону места якорной стоянки. Вахтенный начальник сообщает палубной команде о последовательности отдачи якорей и удерживает судно на курсе. Судно направляют к месту отдачи первого якоря на малом ходу под небольшим углом к течению (положение II). Обычно вначале отдают якорь со стрежневой стороны, а затем с другого борта. В данном случае судно подводят к месту отдачи правого якоря (положение III), гасят инерцию и отдают правый якорь.
Затем под действием течения или работы движителя на задний ход судно спускается (положение IV), при этом якорную цепь подтравливают несколько больше, чем при постановке на один якорь. Посредством перекладки руля и работы движителя на передний ход судно разворачивают под углом не менее 30° относительно положения якорной цепи первого якоря, и оно передвигается к месту отдачи второго якоря (положение V). Отдают второй якорь примерно на уровне первого с таким расчетом, чтобы после потравливания обеих якорных цепей длина их была почти одинаковой, а судно находилось в вершине равнобедренного треугольника (положение VI). В условиях стоянки при сильном течении и ветре, часто меняющих направление, а также при наличии приливо-отливных течений угол между якорными цепями должен составлять 160—170°.
Если судно уже стояло на якоре и возникла необходимость отдачи второго якоря, то маневрируют аналогично, начиная с положения IV.
Постановку на кормовой якорь (рис. 110, а) обычно осуществляют по ходу судна (без оборота) в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно или нецелесообразно использовать носовой якорь. В этом случае судно убавляет ход (положение I) и уклоняется в сторону от оси судового хода (положение II). Работой движителей на задний ход гасят инерцию переднего хода с учетом попутного течения. Когда движение судна вперед прекращается (или почти прекращается), отдают кормовой якорь (положение III) и вытравливают якорную цепь на длину большую, чём при постановке на носовой якорь. После этого задерживают якорную цепь и накладывают стопора (положение IV). Держащая сила кормового якоря обычно меньше, чем носового якоря, поэтому в большинстве случаев стоянка самоходного судна на кормовом якоре бывает непродолжительной. В процессе стоянки необходимо постоянно держать в готовности к работе главные двигатели ив случае необходимости включать их кратковременно на задний ход.
Постановку на носовой и кормовой якоря (рис. 110, б) обычно применяют при наличии сильного
Рис. 110. Схема постановки судна на кормовой и носовой якоря
бортового ветра и на ограниченной ширине акватории. После необходимых подготовительных мероприятий судно встает на носовой якорь (положения I и II) и сплывает по течению, якорную цепь при этом вытравливают значительно больше, чем обычно. После этого отдают кормовой якорь (положение III) и при работе машин вперед начинают выбирать носовую якорную цепь, одновременно потравливая кормовую. Когда обе якорные цепи достаточно и равномерно натянуты (положение IV), маневр считается законченным.
Постановка на якорь состава.Требования к выбору места якорной стоянки для толкаемых составов такие же, как и для одиночных судов. Нельзя использовать для якорных стоянок места с неправильными течениями (прижимными, свальными, затяжными, суводи, майданы), так как состав все время будет перемещаться, что приведет к срыву его с якорей.
Толкаемые составы при движении вниз по течению после выполнения оборота ставят на якоря передней баржи (секции). Груженый состав имеет большую массу, и когда после отдачи якоря под действием течения он начинает сплывать вниз, во избежание перегрузки и обыва набивающейся (натягивающейся) якорной цепи, Иго необходимо удерживать (приостановить сплытие) работой машин на передний ход. Якорную цепь вытравливают на длину, равнуйэ значениям двух — четырех глубин в месте стоянки. Маневр считается законченным тогда, когда якорь хорошо заберет грунт, якорная цепь набита, а состав надежно удерживается на месте (относительно ориентиров).
Современные толкачи оборудованы кормовым якорем массой 2000 кг и более, что дает возможность ставить состав на стоянку при следовании вниз по течению без выполнения оборота. В этом случае заблаговременно выбирают место для стоянки с тихим и ровным
течением, состав выводят параллельно струям течения и полностью останавливают его движение работой машин на задний ход. После этого отдают кормовой якорь, а частоту вращения движителей поддерживают такой, чтобы состав медленно сплывал вниз. Как только якорная цепь окажется набитой, машины останавливают. Если после этого состав продолжает сплывать по течению, дополнительно травят якорную цепь на длину, равную полутора значениям глубины в месте стоянки, При необходимости повторяют это до полной остановки состава.
. На тихой воде состав может вращаться ветром вокруг отданного якоря, что мешает движению судов или вызывает навал состава на суда и отмели. В этом случае дополнительно отдают якорь с головной баржи и вытравливают цепь на длину, равную примерно полутора значениям глубины в месте стоянки.
Постановку буксируемого состава на якорь в пути выполняют из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий, занятости переката или засемафоренного участка пути другими судами или составами, при необходимости переформирования состава или передачи его другому буксировщику.
Место для якорной стоянки выбирают так же, как и для постановки на якорь толкаемого состава. Если состав следует вниз по течению, то ниже намеченного места якорной стоянки выполняют оборот, а затем подводят к этому месту состав, постепенно снижая скорость до тех пор, пока баржи полностью не остановятся. После этого отдают якоря с барж первого счала состава. Как только состав будет прочно удерживаться на якорях, отдают якорь с буксировщика. Если буксировщику необходимо временно отойти от состава, то буксирный трос отдают с состава и выбирают на лебедку. Если же трос закреплен на гаке буксировщика, то к огону сначала крепят буйреп с буйком, а затем буек и буйреп (длиной,
Рис. 113. Схема снятия толкаемого состава с якорей
Выводя судно на судовой ход, двигатель реверсируют и начинают движение вперед (положение IV).
При снятии с кормового и носового якорей (рис. 112, б) сначала потравливают носовую якорную цепь (положение I) и выбирают кормовой якорь (положение II), а затем снимают судно с носового якоря обычным способом. Если в этот период наблюдается сильный бортовой ветер, то учитывают, что после подъема кормового якоря судно может развернуть на носовом якоре и создастся угроза навала кормы на берег или другие суда. Поэтому после подъема кормового якоря удерживают судно в безопасном положении, используя работу движителей и перекладывая рули, и завершают снятие с носового якоря (положения III— V) как. можно быстрее.
Снятие состава с якоря. Толкаемый состав снимают с якоря так же, как большое судно. Для ускорения подъема носового якоря головной баржи (рис. 113, а) движители толкача работают вперед (положения I и II) с таким расчетом, чтобы. состав не наплывал на якорь и якорная цепь не оказывалась под головной баржей. После подъема якоря и закрепления его по-походно-му состав отправляется в рейс
(положение III). Для снятия состава с кормового якоря (рис. 113, б) движители толкача работают назад (положения I и II), в это время выбирают якорную цепь, не допуская наплыва на нее толкача. После подъема якоря и закрепления его «по-походному» дают полный ход вперед (положение III).
Маневрирование буксируемого состава для выхода с якорной стоянки заключается в следующем. Вначале выбирают якорь буксировщика, при этом движители работают вперед на самом малом ходу, а затем их останавливают, и буксировщик некоторое время движется вперед по инерции. Как только буксирный трос выйдет из воды и начнет набиваться, дают самый малый ход вперед и выбирают якоря на баржах. После подъема якорей на баржах скорость увеличивают и выводят состав на судовой ход.