При этом характеристика изменяется
- углы в точках А,В и С округляются и появляется участок холостого хода ОД.
Реле имеет два состояния. Состоянию «выкл.» соотв. Значение y=yвыкл, а состоянию “вкл” соотв. значению y=yвкл .
Если x=0 , то реле обесточено и y=yвыкл . С увеличением значения х выходная величина у до определенного предела не изменяется. Если х=хср – реле срабатывает и величина у, изменяясь скачкообразно, принимает значение увкл. При дальнейшем увеличении х значение у не изменяется.
В случае уменьшения величины х и достижения х=хот происходит обратный скачок, реле обесточивается и у=увыкл.
Т.обр. реле является двоичным элементом, обладающим свойством гистерезиса, т.к.
Реле коммутируют электрические цепи по сигналу извне. Они превращают непрерывный маломощный сигнал датчиков или элементов управления в прерываемый сигнал значительной мощности.
Реле является преобразователем и одновременно усилителем сигналов.
Параметры реле:
1) Мощность срабатывания
мощность на выходе реле, при которой оно замыкает управляемую цепь;
Входная велич. – U,I подаваемые в обмотку.
Выходная – замыкание/ размыкание контактов (двоичный сигнал «0» «1»)
2) Время срабатывания tср(tпр)
Интервал времени от момента подачи на вход реле управляющего воздействия до начала коммутации управляемой цепи
tcp=tтрср+tперср
tтроганияср – время с момента включения цепи реле до момента размыкания тыловых контактов;
tперелетаср – время с момента размыкания тылового контактов до момента замыкания фронтового.
3) Время отпускания (tотп ).
Интервал времени от момента прекращения управляющего воздействия на входе реле до начала размыкания управляемой цепи.
tотп=tтр.отп+tпер.отп
tтр.отп – время с момента выключения цепи реле до момента размыкания фронтового контакта;
tпер.отп – время с момента размыкания фронтового контакта до момента замыкания тылового контакта.
4) Мощность управления – электрическая мощность цепи (или тока коммутации).
5) Ток притяжения (срабатывания)
Iпр(Iср) – линейный ток в обмотке реле, при котором реле отпускает якорь и замыкаются фронтовые контакты.
6) Ток отпускания Iотп – максимальный ток в обмотке реле, при котором реле отпускает якорь и замыкаются тыловые контакты.
7) Рабочий ток Iр – ток перегрузки, при котором обеспечивается надежное притягивание якоря Iр>Iср.
8) Коэффициент возврата
Чем больше КВ, надежнее работа реле на отпускание, поэтому этот коэффициент называется еще коэффициентом безопасности. Чем ближе КВ к 1 ,тем лучше. Обычно КВ=0,3÷0,5.
9) Коэффициент запаса
КЗ=IР/IСР>1
Чем больше КЗ, тем надежнее работа реле на притяжение, но больше энергия, потребляемая реле;
Обычно КЗ=1,4÷4
реле Iкл.над КЗ=1,5÷4
реле промышл. автомат. КЗ=1,1÷2
Классификация реле.
Каждое реле независимо от его конструкции состоит из трех основных частей: воспринимающей (управляющей) части, которая реагирует на изменение физического фактора, положенного в основу устройства данного реле; промежуточной и исполнительной частей. Причем, исполнительная часть представляет собой контакты, осуществляющие непосредственное переключение управляемых электрических цепей.
Реле классифицируются по различным признакам, таким как: вид энергии (физический фактор) на которую реагирует воспринимающая часть реле, - электрическая, тепловая, оптическая, акустическая и механическая; явления взаимодействия, возникающее в реле так же, как и в электрических измерительных приборах: электромагнитные, магнитоэлектрические, индукционные и т.п.; рабочие параметры, характеризующие реле (такими параметрами у электрических реле является ток, напряжение, частота, сдвиг фаз; у оптических реле – яркость, освещенность, длина волны (цвет)).
Наибольшее распространение нашли электрические реле, среди которых наиболее часто используемыми являются электромагнитные нейтральные, электромагнитные поляризованные, индукционные, магнитоэлектрические, электронные (бесконтактные), термические и т.д. В зависимости от управляющего тока, протекающего по обмотке, различают реле постоянного и переменного тока.
В зависимости от мощности, необходимо для их притяжения реле бывают:
v Маломощными Wпр=1±3 Вт;
v Средней мощности Wпр=3±10 Вт;
v Маломощные Wпр>10 Вт.
По времени срабатывания якоря реле делят на:
v Нормального действия tср=0.03±0.4 с;
v Медленнодействующие tср= 0.6±1.2 с;
v Быстродействующие tср=0.07±0.03 с (для устройств связи tср=0.001±0.02 с)
Электромагнитное реле постоянного тока (с угловым перемещением тока)
Состоит из электромагнита и контактной системы
Обмотка 6 используется для создания магнитного потока Фи располагается на сердечнике 1. Путь для магнитного потока (магнитопровод) образуют сердечник 1, ярмо2, якорь 4и воздушный зазор 5. На ярме крепятся контактная система 3 и якорь. Якорь является подвижной частью магнитопровода и служит для механического воздействия на контакты. Контактная система переключающая внешние цепи (нагрузки Rн12 и Rн23) состоит из 3-х упругих пружин с укрепленными на них контактами. Пружина 0 общего контакта механически связана с якорем. Нижний контакт Т называется тыловым. Он замкнут, если реле обесточено. Через тыловой контакт включается нагрузка Rн2, которая нормально должна быть включена. Верхний контакт Фназывается фронтовым. Он разомкнут если реле обесточено. Через фронтовой контакт включается нагрузка Rн1, которая нормально должна быть выключена. Принцип действия данного реле – это принцип действия электромагнита. При замыкании ключа S к выводам обмотки подключается источник питания, по обмотке начинает течь ток и создается магнитный поток Ф. В результате этого якорь притягивается к сердечнику и перемещает вверх пружину О(общий контакт). Размыкается тыловой контакт и замыкается фронтовой. Нагрузка Rн2выключается, а нагрузка Rн1 включается.
При размыкании ключа Sи отключении обмотки реле от источника питания якорь возвращается в исходное (отпущенное) состояние под действием силы со стороны упругих пружин Ф и О; размыкается фронтовой контакт и замыкается тыловой. Нагрузка Rн2 выключена а Rн1 – включена.