Тормозное оборудование вагонов.
1. Минимальная толщина тормозных колодок на вагонах должна быть:
чугунных – не менее 12 мм;
композиционных с металлической спинкой – не менее 14 мм;
композиционных с сетчато-проволочным каркасом – не менее 10 мм (колодки с сетчато-проволочным каркасом определяют по заполненному фрикционной массой ушку).
Толщину тормозной колодки проверять с наружной стороны, а при клиновидном износе – на расстоянии 50 мм от тонкого торца.
В случае явного износа тормозной колодки с внутренней стороны, колодку надлежит заменить, если этот износ может вызвать повреждение башмака.
3. Запрещается ставить в состав поезда вагоны, у которых тормозное оборудование имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
-неисправные воздухораспределитель, электровоздухораспределитель, Э.П.Т. (в пассажирском поезде), авторежим, концевой или разобщительный кран, выпускной клапан, тормозной цилиндр, резервуар, рабочую камеру;
-повреждение воздухопроводов – трещины, прорывы, протёртости и расслоение соединительных рукавов; трещины, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода в местах крепления;
-неисправность механической части – траверс, триангелей, рычагов, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков; трещины или изломы в деталях, откол проушин колодки, неправильное крепление колодки в башмаке; неисправные или отсутствующие предохранительные устройства и балки авторежимов, нетиповое крепление, нетиповые детали и шплинты в узлах;
-неисправный ручной тормоз;
-ослабление крепления деталей;
-не отрегулированная рычажная передача;
-толщина тормозных колодок менее нормы.
4. При отправлении поезда со станции, где имеется ПТО вагонов, тормоза всех вагонов должны быть включены. Разрешается отправлять грузовые поезда с выключенными автоматическими тормозами или пролётной магистралью в одной группе вагонов не более 8 осей, а в хвосте поезда перед последними двумя тормозными вагонами – не более 4 осей. Последние два вагона в поезде должны быть с включенными и действующими автотормозами.
5. В грузовых и грузопассажирских поездах допускается совместное применение В.Р. грузового и пассажирского типов, при этом режимный переключатель В.Р. усл. №483 или 270 следует установить в положение равнинного режима, а грузовой переключатель – в положение, соответствующее загрузке вагона. В.Р. усл. №292 следует включить на режим – «Д».
6. У грузовых вагонов, не оборудованных авторежимом, при чугунных тормозных колодках В.Р. включать: на гружёный режим при загрузке вагона более 6 т на ось (включительно), на порожний – менее 3 т на ось.
У грозовых вагонов, не оборудованных авторежимом, при композиционных тормозных колодках В.Р. включать на порожний режим при загрузке на ось до 6 т включительно, на средний – при загрузке на ось более 6 т.
7. У вагонов оборудованных авторежимом или имеющих на кузове трафарет «Однорежимный», включать В.Р. при чугунных колодках на гружёный режим, при композиционных – на средний режим.
8. У В.Р. рефрижераторных вагонов режимы включать в следующем порядке:
чугунные тормозные колодки
в порожнем состоянии – порожний режим;
при загрузке до 6 т на ось (включительно) – средний режим;
при загрузке более 6 т на ось – гружёный режим.
композиционные тормозные колодки
В.Р. включать в соответствии с п. 6 настоящей Памятки.
9. При пересылке одного моторвагонного поезда или сплотки, сформированной из вагонов этих поездов, воздухораспределители усл. №292 включать на короткосоставный режим, если в сплотке не более 20 вагонов. Если в сплотке более 20 вагонов, а также независимо от числа вагонов при включении сплотки в грузовой поезд воздухораспределители усл. №292 включать на длинносоставный режим.
ГЛАВА VI.
Нормы обеспечения поездов тормозами
1. Грузовые гружёные поезда, в составе которых имеются вагоны с осевой нагрузкой более 21 тс и автотормоза все включены, могут следовать со скоростью до 80 км/ч включительно:
-с тормозным нажатием менее 33 тс, но не менее 31 тс на 100 т веса состава – при наличии в составе не менее 75% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с В.Р., включенными на средний режим;
-с тормозным нажатием менее 31 тс, но не менее 30 тс на 100 т веса состава – при наличии в составе 100% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с В.Р., включенными на средний режим.
Процент наличия вагонов, оборудованных композиционными колодками, указывать в справке о тормозах формы ВУ-45 по образцу: К-75%, К-100%.
2. Нормы единого наименьшего тормозного нажатия тормозных колодок (в пересчёте на чугунные колодки) для максимально допустимых скоростей движения поездов и расстояния ограждения мест, внезапно возникших препятствий на перегонах с руководящими спусками крутизной до 0,015‰ включительно
Категория поезда | Тип тормоза (тип тормозных колодок) | Единое наименьшее тормозное нажатие колодок на каждые 100 т веса поезда (состава), тс | Максимальная допускаемая скорость движения поезда, км/ч | Расстояние ограждения мест внезапно возникших препятствий, м |
Пассажирский поезд | ЭПТ, пневматический (чугунные, композиционные) | 120 | 1300 | |
Категория поезда | Тип тормоза (тип тормозных колодок) | Единое наименьшее тормозное нажатие колодок на каждые 100 т веса поезда (состава), тс | Максимальная допускаемая скорость движения поезда, км/ч | Расстояние ограждения мест внезапно возникших препятствий, м |
Рефрижераторный поезд, состав порожнего грузового поезда длиной до 350 осей | Пневматический (композиционные) | 100 | 1200 | |
Составы гружёного грузового рефрижераторного и хозяйственного поезда | Пневматический (чугунные, композиционные) | 80 (90) | 1200 (1500) | |
Грузо-пассажир-ский поезд | Пневматический (чугунные, композиционные) | 90 | 1200 | |
Состав порожнего поезда длиной от 350 до 400 осей (включительно) | Пневматический (чугунные, композиционные) | 90 | 1200 | |
Состав порожнего поезда длиной более 400 осей до 520 осей (включ.) | Пневматический (чугунные, композиционные) | 80 (90) | 1200 (1500) | |
Составы соединён-ного поезда весом до 12 тыс. тс с объединённой Т.М. | Пневматический (чугунные, композиционные) | 65 (75) | 1200 (1300) |
Примечания:
а) В числителе – для участков с руководящими спусками крутизной до 0,010‰ включительно, в знаменателе – круче 0,010 до 0,015‰ включительно.
б) В скобках приведены значения максимальной скорости и соответствующие расстояния ограждения мест внезапно возникших препятствий на линиях, оборудованных автоблокировкой с трёхзначной сигнализацией при зелёном огне локомотивного светофора АЛСН, разрешающем следование поезда с указанной максимальной скоростью.
в) Тормозная система рефрижераторных вагонов для обращения рефрижераторных поездов со скоростями до 120 км/ч включительно должна отвечать специальным техническим условиям.
3. Нормы допускаемого минимального тормозного нажатия на 100 т веса поезда (состава) и максимальные скорости движения поездов при этом тормозном нажатии на участках с руководящими спусками крутизной до 0,015‰ включительно
Категория поезда | Допускаемое минимальное тормозное нажатие на 100 т веса поезда (состава), тс | Максимальная скорость при допускаемом минимальном тормозном нажатии, км/ч | ||
до 0,006‰ включительно | круче 0,006 до 0,010‰ включительно | круче 0,010 до 0,015 (0,012)‰ включительно | ||
Пассажирские поезда, обращающиеся со V≤120 км/ч | ||||
Категория поезда | Допускаемое минимальное тормозное нажатие на 100 т веса поезда (состава), тс | Максимальная скорость при допускаемом минимальном тормозном нажатии, км/ч | ||
до 0,006‰ включительно | круче 0,006 до 0,010‰ включительно | круче 0,010 до 0,015 (0,012)‰ включительно | ||
Грузо-пассажир-ские поезда, обращающиеся со V≤90 км/ч | ||||
Составы гружёного грузового, хозяйственного и рефрижераторного поездов, обращающихся со V≤80 км/ч |
В случае снижения тормозного нажатия поездов менее требуемого вследствие выключения в пути следования неисправных автотормозов у отдельных вагонов разрешается пропускать поезда до первой станции, где имеются ПТО вагонов.
Если наименьшие тормозные нажатия не могут быть обеспечены, разрешается отправлять такие поезда в следующих случаях:
грузо-пассажирские поезда – при постановке в них гружёных грузовых вагонов сверх определённой нормы при включенных автотормозах у всех вагонов;
грузовые поезда с составом из порожних вагонов длиной до 350 осей – при наличии в них вагонов с весом тары более 26 т и величиной нажатия тормозных колодок на ось по нормам при включенных автотормозах всех вагонов;
грузовые поезда – при наличии в составах специального подвижного состава с выключенными автотормозами с выключенными автотормозами или с пролётной магистралью, вагонов с разрядными грузами, пассажирских вагонов с выключенными автотормозами;
грузовые поезда с составами, сформированными из вагонов хоппер-дозаторов;
грузовые сборные, вывозные, передаточные и хозяйственные поезда.
4. Величины расчётных сил нажатия чугунных тормозных колодок на ось локомотивов, МВПС
Тип и серия локомотивов | Величина нажатия тормозных колодок на ось, тс | |
Гружёный режим | Порожний режим | |
ЭЛЕКТРОВОЗЫ СЕРИЙ ЧС-2, ЧС-2т, ЧС-4, ЧС-4т, ЧС-7 на скоростном режиме ЧС-2, ЧС-2т, ЧС-4, ЧС-4т, ЧС-7 на скоростном режиме при скоростях менее 60 км/ч и пассажирском режиме ВЛ-80 всех индексов, ВЛ-82, ВЛ-82м, ВЛ-85, ВЛ-10, ВЛ-10у, ВЛ-11, ВЛ-11м, ВЛ-15, ВЛ-65 ВЛ-60 всех индексов, ВЛ-23 Остальные серии электровозов | 16,0 12,0 14,0 11,0 10,0 | ― ― 6,0 5,0* 5,0* |
ТЕПЛОВОЗЫ 2ТЭ-10в, ТЭП-70, 2ТЭ-10м, 2ТЭ-121, 2ТЭ-10у ТЭМ-7, ТЭМ-7А ЧМЭ-3, ЧМЭ-3т, ЧМЭ-3э, ТЭМ-2ум Остальные серии тепловозов | 12,0 13,0 11,0 10,0 | 5,0* 5,5 5,0 5,0* |
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА Моторный вагон (кроме ЭД9Т) Моторный вагон ЭД9Т Прицепной и головной вагоны | 10,0 12,0 9,0 | ― ― ― |
Примечание: * - при наличии порожнего режима.
5. Величины расчётных нажатий тормозных колодок в пересчёте на чугунные, на ось пасса-жирских и грузовых вагонов
№ п/п | Тип вагона | Величина нажатия тормозных колодок на ось, тс |
Цельнометаллические пассажирские вагоны с тарой: 53 тс и более 48 тс и более, но менее 53 тс 42 тс и более, но менее 48 тс | 10,0 9,0 8,0 | |
Пассажирские вагоны длиной 20,2 м и более | 9,0 | |
Остальные вагоны пассажирского парка | 6,5 | |
Грузовые вагоны с чугунными тормозными колодками: на гружёном режиме на среднем режиме на порожнем режиме | 7,0 5,0 3,5 | |
Грузовые вагоны, оборудованные композиционными тормозными колодками (в пересчёте на чугунные колодки), при включении: на гружёном режиме на среднем режиме на порожнем режиме | 8,5 7,0 3,5 | |
Вагоны рефрижераторного подвижного состава с чугунными тормозными колодками при включении: на гружёном режиме на среднем режиме на порожнем режиме | 9,0 6,0 3,5 | |
Вагоны рефрижераторного подвижного состава с композиционными тормозными колодками при включении: на среднем режиме на порожнем режиме | 7,0 4,5 | |
Хоппер-дозаторы ЦНИИ-2 и ЦНИИ-3 (колодки композиционные) при включении: на гружёном режиме на порожнем режиме | 7,0 3,5 | |
Хоппер-дозаторы ЦНИИ-2 и ЦНИИ-3 (колодки чугунные) при включении: на гружёном режиме на порожнем режиме | 3,5 1,25 | |
Хоппер-дозаторы ЦНИИ ДВ3М, думпкары ВС60, ВС95, ВС100, Д50, 3ВС50, 4ВС50, 5ВС60, 2ВС105, ТВС165,ТВС180 (колодки композиционные) при включении: на среднем режиме на порожнем режиме | 7,0 3,5 |
Примечание:
а) Для вагонов, оборудованных грузовым авторежимом, принимать силу нажатия тормозных колодок в соответствии с загрузкой на ось при порожнем, среднем и гружёном режимах.
б) Для рефрижераторных вагонов, удовлетворяющих специальным техническим условиям для скорости до 120 км/ч, тормозное нажатие на ось композиционных тормозных колодок в пересчёте на чугунные принимать: на среднем режиме 14 тс, на порожнем 8,5 тс.
в) Для грузовых вагонов с весом тары более 26 т, оборудованных композиционными колодками, при наличии трафарета нажатия колодок на ось порожнего вагона принимать это нажатие в соответствии с указанной на трафарете величиной. При наличии на вагонах трафарета нажатия колодок на ось только порожнего вагона, нажатие на ось колодок гружёного вагона принимать в соответствии с п.7 таблицы с учётом включенного режима торможения (средний или гружёный).
ГЛАВА VII.
Управление тормозами.
1. После прицепки подталкивающего локомотива в хвост поезда с включением его автотормозов в общую тормозную сеть, машинист подталкивающего локомотива должен перевести ручку комбинированного крана в положение двойной тяги и ручку крана машиниста – в VI положение, а пом./машиниста после этого обязан соединить рукава тормозной магистрали хвостового вагона и локомотива и открыть между ними концевые краны. После этого машинист ведущего локомотива обязан зарядить тормозную сеть всего поезда.
2. Сплотки с выключенными тормозами могут быть отправлены только при невозможности приведения автоматических тормозов в действующее состояние. В этих случаях в хвосте сплотки должны быть прицеплены два порожних четырёхосных вагона с действующими и включенными автотормозами.
При этом количество локомотивов, вагонов МВПС в сплотке устанавливают из расчёта обеспечения необходимого тормозного нажатия, которое с учётом веса ведущего локомотива и вагонов и их тормозов должно быть на 100 т веса сплотки не менее 6 тс для спусков крутизной до 0,010 включительно.
Сплотка должна быть обеспечена ручными тормозами в соответствии с нормативами. Скорость следования сплотки при выключенных автотормозах у локомотивов в недействующем состоянии не должна превышать 25 км/ч.
3. После экстренного торможения отпуск автотормозов в грузовом поезде производить переводом ручки крана машиниста в I положение до получения давления в У.Р. 6,5-6,8 кгс/см² при наличии стабилизатора на кране машиниста.
4. После остановки поезда с применением автотормозов необходимо выждать время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до приведения локомотива в движение:
- после ступени торможения – не менее 1,5 мин при В.Р. включенных на равнинный режим, и не менее 2 мин при В.Р. включенных на горный режим;
- после полного служебного торможения – не менее 2 мин при В.Р. включенных на равнинный режим, и не менее 3,5 мин при В.Р. включенных на горный режим;
- после экстренного торможения в поездах длиной до 100 осей – не менее 4 мин, более 100 осей – не менее 6 мин.
5. Зимой, время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до приведения грузового поезда в движение после его остановки должно быть увеличено в 1,5 раза.
- после ступени торможения – не менее 2,5 мин при В.Р. включенных на равнинный режим, и не менее 3 мин при В.Р. включенных на горный режим;
- после полного служебного торможения – не менее 3 мин при В.Р. включенных на равнинный режим, и не менее 5,5 мин при В.Р. включенных на горный режим;
- после экстренного торможения в поездах длиной до 100 осей – не менее 6 мин, более 100 осей – не менее 9 мин.