Блок охлаждения топлива (теплообменник)
Узел охлаждения топлива (теплообменник) смонтирован на стенке паросепаратора. В качестве хладагента этот узел использует воду системы охлаждения двигателя для охлаждения топлива, подаваемого под высоким давлением к топливным инжекторам, а также канал возврата в бак паросепаратора. Отвод тепла от циркулирующего под высоким давлением топлива предотвращает образование топливных паров.
Датчики
Датчики предназначены для выдачи сигналов в электронный блок управления (ЭБУ), которые информируют блок о состоянии и рабочих условиях двигателя.
Датчик угла поворота коленвала (ДУПКВ - CPS)
Во время вращения маховика ДУПКВ анализирует положение 54 зубьев на маховике и выдает пусковые сигналы в блок ЭБУ. Блок ЭБУ использует эти сигналы датчика ДУПКВ для определения момента подачи импульса на каждую катушку зажигания и срабатывания каждого топливного инжектора.
Датчик ДУПКВ также выдает в блок ЭБУ информацию о положении коленвала (т.е. угол его поворота) и о скорости двигателя. На основе этой информации блок ЭБУ определяет подачу топлива и угол опережения зажигания (момент зажигания).
Датчик температуры хладагента двигателя (ДТХА - ECT)
Датчик температуры хладагента двигателя расположен на крышке выхлопного канала двигателя и выступает внутрь канала возврата воды. Датчик ДТХА следит за температурой воды, которая прошла через систему охлаждения двигателя под управлением терморегулятора, и посылает сигналы в блок ЭБУ для соответствующей обработки.
Датчик абсолютного давления в коллекторе (ДАДК - MAP)
Датчик абсолютного давления воздуха в коллекторе (ДАДК -MAP) смонтирован во впускном коллекторе и предназначен для измерения абсолютного давления внутри впускного коллектора. После измерения эта информация используется для расчета и определения подачи топлива и угла опережения зажигания (момента зажигания).
Датчик температуры воздуха в коллекторе (ДТВК - MAT)
Датчик температуры воздуха в коллекторе (ДТВК - MAT) смонтирован во впускном коллекторе и предназначен для измерения температуры воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. После измерения эта информация передается в блок ЭБУ для соответствующей обработки.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ - TPS)
Датчик положения дроссельной заслонки расположен на корпусе блока дроссельных заслонок и подсоединен к оси дроссельной заслонки. Датчик ДПДЗ выдает в блок ЭБУ значение угла поворота (раствора) дроссельной заслонки.
Датчик давления масла (ДДМ)
Датчик давления масла расположен на левобортной стороне двигателя и выступает внутрь канала давления масла между масляным насосом и масляным фильтром. Датчик посылает сигнал о низком давлении масла в блок ЭБУ, который, в свою очередь, заставляет сработать схему блокировки зажигания/впрыска и звуковой излучатель, который выдает предупредительный звуковой сигнал.
Исполнительные механизмы
Исполнительные механизмы получают сигналы от блока ЭБУ и выполняют функции, которые управляют соотношением воздушно-топливной смеси, углом опережения зажигания и холостыми оборотами.
Блок контроля подачи воздуха при оборотах холостого хода (КПВХО - IAC)
Узел управления подачей воздуха для режима холостого хода – это срабатывающий от соленоида клапан, который приводится в действие как электрической схемой, так и обычной механической пружиной. Клапан управляет количеством поступающего воздуха, который проходит мимо закрытой дроссельной заслонки по обходному каналу (байпасу). Сигналы от блока ЭБУ регулируют рабочий цикл, в течение которого клапан блока КПВХО остается в открытом положении или (под действием пружины) в закрытом положении. Диапазон рабочего цикла клапана управления подачей воздуха для холостого хода лежит в пределах от 0% (полностью закрыт) до 100% (полностью открыт). Блок КПВХО выполняет три функции:
1. Обеспечение дополнительной подачи воздуха (по байпасу) для запуска двигателя и увеличение холостых оборотов во время прогрева двигателя.
2. Управление скоростью холостого хода в зависимости от нагрузок на двигатель и рабочих условий.
3. Работу в качестве электронного катаракта (демпфера) за счет обеспечения дополнительного воздушного байпаса при быстром закрывании заслонки во время быстрого замедления / торможения (снижения скорости, числа оборотов), что позволяет не допустить срыва двигателя и не дать ему заглохнуть.
Топливный инжектор
Топливный инжектор – это срабатывающий от электрической схемы соленоид с пружинным механизмом, который подает дозированное количество топлива в направляющую впускного коллектора непосредственно перед впускным клапаном. При повороте ключа в замке зажигания в положение RUN - РАБОТА на соленоиды инжекторов подается напряжение и они срабатывают. Блок ЭБУ управляет впрыском путем замыкания цепи на массу, язычки соленоидов при этом поднимаются, инжекторы открываются, пропуская поток топлива под высоким давлением. Затем блок ЭБУ разрывает контакты цепи на массу, тем самым давая пружине закрыть инжекторы и прекратить подачу топлива.