Расчеты скорости буксировки и прочности буксирного троса (линии)
Скорость буксировки в штормовых условиях определяют исходя из того, что суммарное сопротивление буксировщика и буксируемого судна должно быть преодолено упором гребного винта буксировщика:
RΣ = R0 + R1 = Pш,
где RΣ – общее сопротивление каравана;
R0 – сопротивление буксировщика;
R1 – сопротивление буксируемого объекта;
Pш – упор гребного винта на швартовах.
Сила, которая используется на продвижение буксируемого судна, называется тягой на гаке и представляет собой разницу между упором винта буксировщика на полном ходу Pш и его сопротивлением:
Fг = Pш – R0.
Максимальная скорость при буксировке будет тогда, когда общее сопротивление каравана составит силу, равную Pш. Для определения этой скорости необходимо построить суммарный график всех сопротивлений в зависимости от скорости движения каравана.
Расчет производится в следующем порядке:
· определяется сопротивление буксировщика при различных скоростях (с дискретностью 2 узла) до максимальной включительно, которое равно упору винта;
· определяется сопротивление буксируемого объекта при разных скоростях, при этом необходимо учесть сопротивление винта буксируемого судна (свободно вращающийся или застопоренный);
· в том случае, когда нужно определить тягу на гаке буксировщика, то нужно к сопротивлению буксируемого объекта прибавить сопротивление самого буксирного троса;
· составляют таблицу сопротивлений при различных скоростях и по ней строят графики сопротивлений (войдя по значению Pш в график суммарного сопротивления определяют скорость буксирного каравана и тягу на гаке);
· по найденному значению тяги на гаке определяют требуемые характеристики буксирного троса.
Формулы для расчета
Сопротивление буксирующего судна:
R0 = Rx + Rвозд + Rволн,
где Rволн – сопротивление волнения;
Rвозд – сопротивление воздуха;
Rx – сопротивление воды движению судна (Rx = Rf + Rr);
Rf – сопротивление трения;
Rr – остаточное сопротивление.
Сопротивление буксируемого судна:
R1 = R'x + R'возд + R'волн + R'винт + Rтр,
где R'винт – сопротивление гребного винта (застопоренный/проворачивающийся);
Rтр – сопротивление погруженной в воду части буксирного троса.
Сопротивление воды Rx рассчитывается по эмпирическим формулам:
Rf=fρ Ω V1.83 x 10-5 Ry = 0,09 CeV4/L2 [кН]
где f – коэффициент трения (в зависимости от длины судна L выбирается из табл. 27.1; табл. 7.1);
ρ – плотность морской воды, кг/м3;
Ω – площадь смоченной поверхности судна:
Ω = 1,05L(1,7dcp + cвB); [м2]
V – скорость судна, м/с;
cв – коэффициент полноты водоизмещения;
Δ – водоизмещение судна, т;
L – длина судна по действующую ватерлинию, м;
dcp – средняя осадка судна, м;
B – ширина судна, м.
Сопротивление воды Rx может быть определено и по другой эмпирической формуле с учетом Rf и Rr:
Rfy = 20 V2Aмш/ K, [кН]
где K – коэффициент, зависящий от типа и размера судна;
Aмш – площадь погруженной части мидель-шпангоута, м2.
Воздушное сопротивление:
Rвозд = 0,8АнW210-3, [кН]
где Ан – проекция надводной поверхности судна на плоскость мидель-шпангоута, м2;
W – скорость кажущегося ветра, м/с.
Сопротивление судна на волнении:
Rволн = kволн0,5ρΩV210-3, [кН]
где kволн – коэффициент дополнительного сопротивления выбирается в зависимости от силы волнения.
Сопротивление гребного винта: а) застопоренного
Rз.в. = 0,5(A/Ad)Dв2V2 или Rз.в. = 0,25Dв2V2; [кН]
б) проворачивающегося
Rп.в. = (0,1÷0,15)(A/Ad)Dв2V2; [кН]
где A/Ad – дисковое отношение;
Dв – диаметр винта, м.
Сопротивление погруженной части буксирного троса:
Rтр = 0,04lndmV2, [кН]
где ln – длина погруженной части троса ln =√l2-80R1hm/q , м;
dm – диаметр троса, м;
l – полная длина троса (l = Fгhв/(10ki) или l = 85hв), м;
R'1 – сопротивление буксируемого судна без сопротивления троса, Н;
hm – средняя высота закрепления троса над уровнем воды, м;
q – линейная плотность буксирного троса в воде, кг/м;
Fг – тяга на гаке, кН;
hв – высота волны, м;
ki – коэффициент игры буксирного троса (в зависимости от Fг).
Для определения упора гребного винта можно использовать следующие формулы:
Pш = 0,136Pi; Pш = Pв/(Hвn), Pш = 1,13(1,9 – Hв/Dв)Pв/(Dвn),
где Pi – индикаторная мощность, кВт; (1 л.с. = 75 кг/мс = 735,5 Вт)
Pв – мощность, потребляемая винтом, кВт;
Hв – шаг винта, м;
n – частота вращения винта, с-1.
Провес (стрела) буксирного троса: f = 1,22ql/Fг, м.
Толщина троса (диаметр или длина окружности) и материал изготовления определяют прочность троса, который выбирают по разрывному усилию Pразр = kFг. Запас прочности в буксирной линии:
k = 5, если Fг < 100 кН; k = 3, если Fг > 100 кН (в промежутке – интерполяция).
Наибольшая скорость буксировки на тихой воде:
V = V0 √R0/R0+R1 , [м/с]
где V0 – скорость полного хода буксировщика.